,
проще
.
Пример 1.1.
В магазин приходят покупатели в среднем каждые две минуты. Работает один продавец, который обслуживает покупателя в среднем 2.5 минуты. Время прихода и обслуживания подчиняется экспоненциальному закону.
Определить:
- вероятность простоя продавца
;
- вероятность занятости продавца
;
- ероятность того, что в очереди ровно два покупателя
;
- вероятность наличия очереди в магазине
.
Определим сначала интенсивности входного потока и обслуживания
.
При данных характеристиках система не имеет стационарного режима (
) и дальнейшие расчеты не имеют смысла.
Пусть новый продавец обслуживает покупателей в среднем 1.2 мин. Тогда
— система стационарна.
Продавец простаивает, если в магазине нет ни одного покупателя и
. Продавец занят, если в магазине есть хотя бы один покупатель, тогда
.
В очереди будет находиться ровно две заявки, если в магазине будет находиться три покупателя (два в очереди, один на обслуживании) и
.
Очередь образуется, если покупателей больше одного:
.
1.6 Схема гибели и размножения
После преобразований уравнений Колмогорова очевидно, что вероятности того, что система не изменит свое состояние
не влияют на вероятности состояний (образуют в уравнениях пару слагаемых с противоположными знаками). Поэтому в дальнейшем на графах переходов мы будем указывать только вероятности переходов типа
и
и указывать только интенсивности переходов. Тогда в общем случае для марковских систем мы получаем граф переходов следующего вида:
Рисунок 1.3 – Граф переходов
![]() |
Здесь каждое из средних состояний связано прямой и обратной стрелкой с каждым из соседних состояний. Такой граф называется схемой гибели и размножения. Найдем один раз и навсегда для этой схемы вероятности состояний установившегося режима.
или
,
отсюда
,
аналогично
отсюда,
.
Преобразуем
,

Учитывая, что
получаем

и

Полученные формулы мы будем в дальнейшем использовать для расчета вероятностей состояний различных СМО.
1.7 Формула Литтла
Выведем еще одну важную формулу, связывающую (для стационарного режима) среднее число заявок
в системе и среднее время пребывания заявки
в системе.
Для любой СМО, если в системе установился стационарный режим, среднее число заявок, прибывающих в СМО за единицу времени, равно среднему числу заявок, покидающих ее: оба потока имеют одну и ту же интенсивность
.
Обозначим
— число заявок, прибывших в СМО до момента
;
—число заявок, покинувших СМО до момента
. Обе функции случайны и меняются скачком (на 1) в моменты прихода и ухода заявок. Примерный вид функций приведен на рисунке 1.4.
![]() |
Рисунок 1.4 - Функции X(t),Y(t)
Очевидно, что для любого момента
:
— число заявок, находящихся в СМО.
Рассмотрим большой интервал времени
и вычислим для него среднее число заявок, находящихся в СМО.

Этот интеграл — площадь заштрихованной фигуры, которая состоит из прямоугольников в 1 высотой и с основанием, равным времени пребывания в системе соответствующей заявки
.
Тогда
и
,
где
- это среднее число заявок, пришедших за время
. Если разделить сумму всех времен
на среднее число заявок, то получим среднее время пребывания заявки в системе
:
, тогда
Откуда получаем формулу Литтла
.
Для любой СМО среднее время пребывания заявки в системе равно среднему числу заявок в системе, деленному на интенсивность потока заявок.
Аналогично выводится формула, связывающая среднее число заявок в очереди (
) и среднее время пребывания заявки в очереди (
):
.
1.8 Одноканальная СМО с отказами
Простейшая задача: СМО содержит один канал обслуживания; заявка, поступившая на вход системы и заставшая канал занятым, получает отказ. Граф переходов:
![]() |

Рисунок 1.5 – Граф переходов
Тогда
,
.
Исходя из условия
и начальных условий
получаем

Для стационарного режима

Получим некоторые характеристики СМО.
Вероятность отказа: заявка получит отказ, если канал занят

Относительная пропускная способность (
)равна среднему числу обслуженных заявок к общему числу поступивших заявок (показывает долю обслуженных заявок) 
Абсолютная пропускная способность (
) —число обслуженных заявок в единицу времени — 
Среднее число занятых каналов (
)равно среднему числу заявок в системе — 
Среднее время, проведенное заявкой в системе 










