Без гражданства в Республике Беларусь

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ

М.А.ДЕНИСЕНКО,

доцент кафедры

международного частного

и европейского права

факультета международных отношений

Белорусского государственного

университета

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 11 мая 2015 г.

Основополагающее значение для определения правового статуса иностранцев в Республике Беларусь имеет ст. 11 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с указанной нормой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами. Таким образом, Конституция Республики Беларусь закрепляет для иностранцев, находящихся на территории Республики Беларусь, правовой статус, равный со статусом граждан Республики Беларусь. С позиций международного частного права это означает распространение на иностранцев национального режима при допущении изъятий из него. Причем то, что закрепление исключений может осуществляться только посредством самой Конституции Республики Беларусь, законов или международных договоров, является важной гарантией от необоснованного сужения прав иностранцев. Сочетание национального режима с установлением некоторых ограничений в правах для иностранцев - обычная практика большинства государств, позволяющая обеспечить надлежащий уровень прав своих граждан, защитить национальные интересы, в том числе в экономической сфере, создать преграды для нежелательной трудовой миграции.

Предоставление национального режима иностранцам в белорусском законодательстве не связывается с требованием о предоставлении аналогичных или сопоставимых прав и свобод белорусским гражданам в зарубежных странах. При этом роль международных договоров, затрагивающих вопросы правового положения иностранцев на территории других государств, как правило, заключается в повышении, сближении, уравнивании правового статуса иностранцев со статусом национальных граждан государства пребывания. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (далее - Закон N 105-З), если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, что содержатся в Законе N 105-З, применяются правила международного договора. В связи с этим по источникам правового регулирования и объему предоставляемых прав иностранные граждане в Республике Беларусь могут быть разделены на две группы: иностранцы, чей правовой статус определяется международным договором и законами Республики Беларусь, и иностранцы, чей правовой статус определяется только законами Республики Беларусь. В ряду международных договоров особое место занимают договоры, в которых равноправие граждан государств-участников договора при их пребывании в других государствах-участниках закрепляется по отношению к широкому спектру прав и свобод. Такими договорами, в частности, являются Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (подписан в г. Москве 25.12.1998), Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, принятый Решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 28.04.1998 N 28 "О Договоре о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства - участника Договора от 29 марта 1996 года". Динамичным является двустороннее и многостороннее международно-договорное сотрудничество по вопросам, касающимся прав иностранцев в определенных сферах: труда, предпринимательства, здравоохранения, образования, свободы передвижения и выбора места жительства и др.

Важное влияние на правовое положение в Республике Беларусь гражданина определенного государства могут оказать реторсии, т.е. ответные ограничения в отношении прав граждан этого государства, установленные Правительством Республики Беларусь в связи с наличием специальных ограничений прав граждан Республики Беларусь в этом государстве. Возможность их введения предусмотрена статьей ст. 1102 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), ч. 4 ст. 4 Закона N 105-З, ч. 3 ст. 541 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК), ч. 4 ст. 242 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК). Установление реторсий носит исключительный характер, в то же время возможность их введения свидетельствует об определенной связи национального режима с требованием взаимности. При введении ограничений они не могут распространяться на иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, или дополнительной защиты, или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, или дополнительная либо временная защита, или убежище (ч. 2 и 4 ст. 4 Закона N 105-З).

Правовое положение специальных групп иностранных граждан (дипломаты, консулы и др.) регулируется нормами законодательства Республики Беларусь с учетом обязательств по международным договорам.

Существенное значение для определения объема прав и порядка их реализации имеет отнесение иностранца к лицам, получившим право на постоянное проживание, временное проживание, или вхождение его в категорию лиц, временно пребывающих в Республике Беларусь. Иностранные граждане, получившие в установленном порядке разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, имеют наибольший объем прав и свобод, их правовое положение в большей степени приближено к правовому положению граждан Республики Беларусь. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 105-З постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальную защиту. Равенство прав граждан Республики Беларусь и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, закрепляется Законом N 105-З и другими законодательными актами Республики Беларусь применительно к их правам и свободам и в других сферах. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона N 105-З постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом некоторых ограничений, определенных Законом N 105-З. Согласно п. 5 ст. 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, а также иностранцы, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.

Правовой статус иностранцев, временно проживающих или временно пребывающих в Республике Беларусь, практически одинаков и определяется законами и международными договорами Республики Беларусь. Как правило, реализация прав и свобод именно этих категорий иностранцев требует соблюдения установленных законодательством дополнительных процедур и условий. В частности, в соответствии со ст. 120 Кодекса об образовании получение образования иностранцами, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, как правило, должно иметь под собой международно-договорную основу и (или) договор, заключенный учреждением образования Республики Беларусь с организацией иностранного государства или таким иностранцем.

Для того чтобы охарактеризовать правовое положение иностранцев в Республике Беларусь, необходимо, с одной стороны, раскрыть правовое положение граждан Республики Беларусь, а с другой стороны - выявить установленные в белорусских законах ограничения в правах и свободах для иностранцев. Важное значение для формирования точного представления о реальном правовом статусе иностранцев, как указывалось выше, имеет изучение международных договоров. Поскольку права граждан Республики Беларусь закрепляются нормами многих отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного и т.д.) и представлены в соответствующих курсах обширными разделами, то в данной статье речь пойдет в большей степени об ограничениях в правах для иностранцев и о влиянии на их правовой статус в Республике Беларусь международно-договорного регулирования.

Ограничения, устанавливаемые белорусским законодательством, в ряде случаев касаются иностранцев всех категорий. Прежде всего, речь идет об избирательном праве, а также праве занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со ст. 19 Закона N 105-З иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь и принимать участие в референдумах. Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (ст. 20 Закона N 105-З). В частности, иностранцам запрещено быть государственными служащими, прокурорскими работниками, судьями, государственными и частными нотариусами, работниками Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов, сотрудниками органов внутренних дел, работниками органов финансовых расследований, адвокатами, поступать на службу в таможенные органы Республики Беларусь. Иностранцы не могут быть приняты на дипломатическую службу.

Статья 51 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь предусматривает, что в состав экипажа судна наряду с гражданами Республики Беларусь могут входить иностранные граждане, а также лица без гражданства, однако должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать только граждане Республики Беларусь. Летный экипаж воздушного судна, как правило, должен быть сформирован из лиц, имеющих белорусское гражданство. Иностранные граждане и лица без гражданства могут включаться в него в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации или в области обороны в зависимости от того, является ли воздушное судно гражданским или государственным. В летный экипаж экспериментального воздушного судна иностранец может быть включен в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области экспериментальной авиации (ч. 4 ст. 39 Воздушного кодекса Республики Беларусь).

В ряду международных частноправовых отношений гражданско-правовые отношения занимают главенствующее место. Для любого иностранца, проживающего в Республике Беларусь, правовое регулирование имущественных и личных неимущественных отношений, объем возможного участия в этих отношениях имеют первостепенное практическое значение. Национальный режим в этих отношениях для иностранцев аутентично с Конституцией Республики Беларусь и Законом N 105-З закреплен в ч. 2 п. 3 ст. 1 и п. 2 ст. 1104 ГК. Иностранцам и лицам без гражданства предоставлено право иметь в Республике Беларусь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, причем объектами права собственности иностранцев может быть не только движимое имущество, но и многие виды недвижимого имущества (предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения и др.). Как и собственники - граждане Республики Беларусь, собственники-иностранцы вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом. Собственник-иностранец вправе использовать свое имущество для осуществления в Республике Беларусь предпринимательской и иной не запрещенной законодательными актами деятельности, а также передать имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему), который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Частная собственность физических лиц пользуется такой же защитой, как и другие виды собственности.

Установленные белорусским законодательством ограничения права собственности иностранцев сопряжены, прежде всего, с определенным сужением круга объектов, которые могут находиться в их собственности. Законом Республики Беларусь от 15.07.2010 N 169-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства" (далее - Закон N 169-З) установлено, что физические лица имеют право создавать объекты, перечисленные в ст. 7 Закона N 169-З, или иным образом приобретать право собственности на них исключительно в случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь (п. 3 ст. 8 Закона N 169-З). Эти объекты не подлежат приватизации, если иное не предусмотрено законами или актами Президента Республики Беларусь (п. 4 ст. 8 Закона N 169-З). К числу объектов, находящихся только в собственности государства, отнесены определенные категории земель, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, водного фонда; большинство объектов использования атомной энергии (ядерные установки, ядерные материалы), суда с ядерной энергетической установкой; наркотические средства и психотропные вещества, подлежащие государственному контролю в Республике Беларусь; средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, золотовалютные резервы; оборонные объекты; средства правительственной связи; государственные секреты и др. Поскольку в Законе N 169-З используется словосочетание "физические лица", постольку указанные объекты не могут находиться в собственности не только иностранных граждан и лиц без гражданства, но и граждан Республики Беларусь. Закон N 169-З допускает передачу в случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь, объектов, находящихся только в собственности государства, негосударственным организациям, иностранным государствам, международным организациям, физическим лицам в аренду без права выкупа или в безвозмездное пользование (п. 5 ст. 8 Закона N 169-З). Объекты, находящиеся только в собственности государства, могут быть предоставлены в концессию (п. 7 ст. 8 Закона N 169-З).

Кодекс Республики Беларусь о недрах (п. 1 ст. 5, ст. 4), Водный кодекс Республики Беларусь, вступающий в силу с 21.05.2015 (п. 1 ст. 8, ст. 7), Лесной кодекс Республики Беларусь (ч. 1 ст. 7, ст. 9), закрепляя исключительную собственность государства на недра, воды, леса, признают иностранных граждан и лиц без гражданства субъектами, которые вправе получать эти объекты в пользование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле (далее - КоЗ) не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства могут становиться собственниками земельных участков в Республике Беларусь, что является значительным расширением прав иностранцев в контексте права собственности. При этом КоЗ устанавливает существенные особенности приобретения ими земельных участков в частную собственность. В соответствии с ч. 4 ст. 12 КоЗ к иностранцу земельный участок может перейти на праве собственности исключительно в результате его наследования от лица, которому земельный участок принадлежал на праве частной собственности, и при этом иностранец должен являться родственником наследодателя. Иное может быть установлено законодательными актами. Будучи собственниками земельных участков, иностранцы, как и граждане Республики Беларусь, вправе совершать с земельными участками, а также правами на них сделки с соблюдением правил, установленных КоЗ (ст. 17, 47 - 51). Общими и для граждан Республики Беларусь, и для иностранцев являются правила отчуждения земельных участков, находящихся у них на праве частной собственности, однако применительно к иностранцам они носят характер более значительных ограничений.

Во-первых, иностранцы вправе отчуждать земельные участки только Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетам или гражданам Республики Беларусь либо негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков (ч. 1 ст. 51 КоЗ). Таким образом, покупателем земельного участка не может быть иностранец. Земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, может быть отчужден только сельскому исполкому или гражданину Республики Беларусь, который зарегистрирован по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, где расположен участок (ч. 5 ст. 51 КоЗ). Во-вторых, иностранные граждане и лица без гражданства вправе передавать по наследству земельные участки, находящиеся у них на праве собственности, только гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 2 ст. 69 КоЗ). Причем для приобретения иностранным наследником права собственности на переходящий по наследству участок, как указывалось выше, необходимо, чтобы он состоял с наследодателем в родственных отношениях.

КоЗ впервые признал иностранных граждан и лиц без гражданства субъектами права пожизненного наследуемого владения земельным участком. На этом праве земельный участок может быть предоставлен иностранцу при наследовании им земельного участка, ранее предоставленного наследодателю, являющемуся родственником, в пожизненное наследуемое владение, в том числе при наследовании расположенного на таком участке жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, дачи, садового домика, если иное не установлено законодательными актами (ч. 3 ст. 14 КоЗ). Следует отметить, что гражданам Республики Беларусь земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения могут предоставляться для более широкого круга целей (ч. 2 ст. 14 КоЗ).

Иностранцам, осуществляющим инвестиции на территории Республики Беларусь, земельные участки могут предоставляться во временное пользование на основании концессионных договоров на срок до девяноста девяти лет (абз. 6 ч. 2 ст. 16 КоЗ).

Кроме прочего, КоЗ устанавливает и другие, частные, ограничения прав иностранцев в области земельных отношений. Будучи членом садоводческого товарищества или дачного кооператива, иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, вправе получить земельный участок в аренду (ч. 2 ст. 39 КоЗ). Гражданам Республики Беларусь земельные участки для этих целей могут предоставляться в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду. Только в аренду иностранные граждане и лица без гражданства вправе получать земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 37 КоЗ). Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся арендаторами земельных участков и надлежащим образом исполняющие условия договора аренды, не имеют преимущественного перед иными лицами права при прочих равных условиях на приобретение в установленном законодательством порядке используемого земельного участка в частную собственность (ч. 6 ст. 69 КоЗ). За гражданами Республики Беларусь, арендующими земельные участки, такое право закрепляется, однако оно не может быть реализовано в отношении земель некоторых категорий и видов, а также определенных других земельных участков (ч. 6 ст. 69, ст. 13 КоЗ).

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в Республике Беларусь земельные участки на праве частной собственности, в пожизненном наследуемом владении, временном пользовании или на праве аренды, обязаны использовать их и расположенные на участках строения в соответствии с целевым назначением и условиями отвода земельных участков, своевременно уплачивать земельный налог или арендную плату, а также исполнять другие обязанности землепользователей, установленные ст. 70 КоЗ.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Беларусь, урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" (далее - Указ N 667). За незначительными изъятиями, Указом N 667 предусматривается для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь, право на получение земельных участков в аренду только по результатам аукциона на право заключения договора аренды (п. 5, 6). Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в Республике Беларусь статус индивидуальных предпринимателей, имеют право получить в аренду земельный участок также по результатам аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).

В отношении права иностранцев приобретать в собственность жилые дома (квартиры) в Республике Беларусь отечественное законодательство претерпело существенную трансформацию. Ранее действовавшие правила обусловливали возможность приобретения ими жилых домов (квартир) в любых населенных пунктах Беларуси наличием вида на жительство и занятием на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью. Иностранцы, не проживавшие на территории Республики Беларусь постоянно, были вправе приобретать квартиры (дома) в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами <1>. Согласно п. 3 ст. 73 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобретать в Республике Беларусь жилые помещения частного жилищного фонда по договорам купли-продажи, мены или на основании иной сделки по отчуждению жилого помещения, если иное не установлено законодательными актами. Таким образом, в настоящее время право приобретать дома (квартиры) в Беларуси имеют любые категории иностранцев (как постоянно или временно проживающие или временно пребывающие, так и не имеющие ни одного из указанных статусов). Право приобретать жилые помещения государственного жилищного фонда закрепляется за иностранцами в том случае, если оно предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (п. 2 ст. 73 ЖК). Это ограничение не распространяется на иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, которые, как это вытекает из п. 3 ст. 1 ЖК, уравнены в правах с гражданами Республики Беларусь в сфере жилищных отношений. Равные с гражданами Республики Беларусь права в вопросе приобретения квартир (домов) в Республике Беларусь предоставлены гражданам Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<1> Об установлении порядка купли-продажи квартир (домов): постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 авг. 1993 г., N 589 // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1993. - N 25. - Ст. 486; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - N 5/8294.

<2> О реализации Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. N 3: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 июля 1998 г., N 1086 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - N 5/6786.

Таким образом, ограничение вещных прав иностранцев в Республике Беларусь заключается в том числе в невозможности для них использовать некоторые способы приобретения определенных видов недвижимого имущества, сужении возможностей распоряжения им, что в конечном счете означает создание для иностранцев препятствий к доступу на рынок недвижимости. В то же время динамика белорусского законодательства с очевидностью свидетельствует о расширении их прав как субъектов вещных правоотношений.

Важным элементом гражданской правоспособности граждан в соответствии со ст. 17 ГК является способность заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью. Как известно, предпринимательская деятельность в Республике Беларусь может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица. Новеллой белорусского законодательства является запрет для иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 11 Закона N 105-З). Ранее названные категории иностранцев могли заниматься указанной деятельностью на основании специальных разрешений.

Часть 4 п. 1 ст. 1 ГК закрепляет за иностранцами любых категорий право осуществлять определенные виды деятельности, не относящиеся к индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности использовать собственные ценные бумаги и банковские счета в качестве средства платежа или в целях сохранения денежных средств и получения дохода. Без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам иностранцы вправе оказывать услуги по уходу за взрослыми и детьми, а также выполняемые домашними работниками, заниматься фотосъемкой и изготовлением фотографий, репетиторством и т.д. Иностранцы вправе осуществлять разовую реализацию товаров на рынках и (или) в иных установленных местными исполкомами местах, однако в Законе N 105-З применительно к иностранцам, временно пребывающим (проживающим) в Республике Беларусь, закрепляется требование о получении ими на этот случай специального разрешения (ч. 4 ст. 11). Форма такого разрешения утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.07.2010 N 230 "Об установлении формы специального разрешения на право осуществления разовой реализации товаров на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь". Другие вопросы, касающиеся порядка реализации указанного права, урегулированы подп. 12.8 п. 12 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан", и упомянутой ч. 4 п. 1 ст. 1 ГК.

Частью 3 п. 1 ст. 1 ГК и Указом Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 N 225 "О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности" иностранцам, как и гражданам Республики Беларусь, предоставлено право заниматься ремесленной деятельностью при условии подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет и уплаты сбора.

Важным аспектом осуществления иностранцами предпринимательской деятельности в Республике Беларусь является возможность для них создавать коммерческие юридические лица. Ограничения, сопряженные с реализацией этого права, предопределены особыми требованиями, предъявляемыми в ряде случаев законодательными актами к учредительскому составу юридического лица определенной организационно-правовой формы. В частности, в соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 63 ГК участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Иностранцам, временно пребывающим (проживающим) в Республике Беларусь, запрещено заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь, однако вкладчиками в коммандитных товариществах они быть могут. Определенные юридические препятствия существуют и для членства временно пребывающих (проживающих) в Республике Беларусь иностранцев в производственных кооперативах, что обусловлено требованием о личном трудовом участии членов в деятельности организации (п. 1 ст. 107 ГК). В соответствии с прямым указанием Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" право на создание хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 4). Учредительство для иностранцев в хозяйственных обществах и унитарных предприятиях не требует учета каких-либо специальных правил.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь, в том числе путем участия в уставных фондах коммерческих организаций, признаны законом иностранными инвесторами (ч. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 53-З "Об инвестициях" (далее - Закон N 53-З)). Им предоставлены некоторые важные гарантии, направленные на защиту их капиталовложений (ст. 12 Закона N 53-З).

В отдельных сферах экономики не допускается создание коммерческих юридических лиц со стопроцентным иностранным капиталом. Это касается страховых, банковских организаций. Согласно п. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З "О средствах массовой информации" иностранные юридические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории Республики Беларусь, могут учреждать средства массовой информации только совместно с белорусскими гражданами и юридическими лицами. В ряде установленных законом случаев осуществление инвестиций запрещено или ограничено (ст. 6 Закона N 53-З).

Иностранные граждане и лица без гражданства, наряду с гражданами Республики Беларусь, признаны в Республике Беларусь субъектами приватизации и вправе приобретать доли в уставных фондах, а также предприятия как имущественные комплексы на соответствующих аукционах и конкурсах (абз. 3 ст. 1, ст. 4 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII "О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества").

Свои устремления, связанные с удовлетворением духовных, культурных, образовательных потребностей, а также с защитой своих социальных, трудовых прав, иностранцы имеют возможность реализовывать, участвуя в ряде некоммерческих юридических лиц. Однако белорусское законодательство устанавливает в этом отношении и определенные запреты. Статьи 9 и 13 Закона Республики Беларусь от 05.10.1994 N 3266-XII "О политических партиях" исключают для иностранцев возможность как учреждать эти организации, так и вступать в них. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 105-З иностранцы не вправе членствовать и в иных преследующих политические цели общественных объединениях, действующих в Республике Беларусь. Уставы профессиональных союзов и иных общественных объединений могут предоставлять иностранцам право вступать в них (ч. 1 ст. 9 Закона N 105-З). Вместе с тем иностранцы могут являться учредителями, а не только членами международных общественных объединений, в том числе молодежных и детских, создаваемых на территории Республики Беларусь (ч. 3 ст. 2, ст. 8 Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 N 3254-XII "Об общественных объединениях"). Если это предусмотрено уставом организации, иностранцы вправе вступать в творческие союзы (ст. 8 Закона Республики Беларусь от 16.01.1999 N 342-З "О творческих союзах и творческих работниках").

Белорусское законодательство не допускает участия иностранцев в создании религиозных общин в качестве их учредителей (ч. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2054-XII "О свободе совести и религиозных организациях").

Как установлено п. 2 ст. 117-1 ГК, учредителями республиканских государственно-общественных объединений могут являться в том числе физические лица, а значит, и иностранцы. ГК разрешает иностранцам создавать в Республике Беларусь и такие некоммерческие организации, как учреждения, поскольку единственным требованием к учредителю в соответствии со ст. 120 ГК выступает наличие у него в собственности имущества, которое составит материальную базу деятельности этой организации.

Согласно ч. 3 п. 3 ст. 46 ГК некоммерческие организации могут создаваться для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных ГК и другими законодательными актами. Право участвовать в учреждении садоводческих товариществ предоставлено только иностранцам, постоянно проживающим в Республике Беларусь (п. 4 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 50 "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ"). Причем учредительство в таком товариществе обусловлено наличием полной дееспособности. Постоянно проживающие в Республике Беларусь дееспособные иностранцы вправе являться членами (учредителями) жилищно-строительных, жилищных кооперативов, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок (ЖК, Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 43 "О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок"). Вопрос о возможности для иностранцев участвовать в учреждении потребительских обществ, создаваемых в форме потребительского кооператива, ст. 116 ГК, ст. 7, 11 Закона Республики Беларусь от 25.02.2002 N 93-З "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь" определенно не решен.

Как указывалось выше, постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право наравне с гражданами Республики Беларусь заниматься трудовой деятельностью. Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими (проживающими) в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами, в частности Законом Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции" (далее - Закон N 225-З). Иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь, признается трудящимся-иммигрантом (абз. 10 ст. 1 Закона N 225-З). Следует отметить, что Закон N 225-З регулирует также отношения, связанные с трудоустройством за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь и постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев, которые в данном случае рассматриваются в качестве трудящихся-эмигрантов.

Определяя сферу действия Закона N 225-З, законодатель исключает из нее иностранцев, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь или которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь (абз. 2, 3 ч. 2 ст. 2). Под действие Закона N 225-З не подпадают иностранцы, приглашенные в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, а также приглашенные в Республику Беларусь для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования (абз. 4 ч. 2 ст. 2).

Действие Закона N 225-З не распространяется на иностранцев, работающих в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь (абз. 5 ч. 2 ст. 2). Из сферы действия Закона N 225-З исключены иностранцы, аккредитованные в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации (абз. 6 ч. 2 ст. 2); иностранцы, являющиеся священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями Республики Беларусь для занятия религиозной деятельностью (абз. 8 ч. 2 ст. 2); иностранцы, проходящие производственную практику в соответствии с учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь (абз. 9 ч. 2 ст. 2). Действие Закона N 225-З не распространяется на иностранцев, являющихся руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств (абз. 7 ч. 2 ст. 2), а также иностранцев, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (абз. 10 ч. 2 ст. 2).

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ч. 1 ст. 60). Статья 541 ГПК закрепляет за иностранными гражданами и лицами без гражданства право на беспрепятственное обращение в суды Республики Беларусь и признает за ними равные с гражданами Республики Беларусь гражданские процессуальные права. При обращении в суды должны соблюдаться правила подведомственности и подсудности, установленные ГПК. В целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности иностранные граждане и лица без гражданства вправе обращаться в суды Республики Беларусь, рассматривающие экономические дела. Будучи участниками хозяйственного процесса, они должны представить в суд, рассматривающий экономические дела, доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (ч. 3 ст. 242 ХПК). Установление юридического статуса означает подтверждение статуса участника процесса как иностранного лица, что может обуславливать применение иностранного права на основании ст. 1125 ГК. Согласно международным договорам Республики Беларусь юридический статус иностранных участников хозяйственного процесса определяется по их личному закону. В соответствии с ч. 5, 6 п. 20 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 N 21 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц" юридический статус иностранного физического лица определяется по праву страны, гражданином которой оно является, в отношении лица без гражданства - по праву страны, в которой оно постоянно проживает, а юридический статус иностранного лица - предпринимателя определяется по законодательству той страны, где оно зарегистрировано как предприниматель. В качестве доказательства юридического статуса иностранного лица могут использоваться доказательства, признаваемые в качестве таковых законодательством страны учреждения, гражданства или местожительства.

Судебная защита прав и свобод имеет первостепенное значение для восстановления нарушенных прав и свобод в силу исключительной роли и значимости суда в этом вопросе. Вместе с тем ст. 16 Закона N 105-З закрепляет за иностранцами право использовать "все средства правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь". К этим средствам следует относить не только рассмотрение споров в судах, но и защиту нарушенных прав в административном порядке, когда таковой допускается законодательством, обращение к другим компетентным государственным органам, использование иных предусмотренных законом средств защиты, вплоть до защиты прав самостоятельными действиями.

Обеспечение правовой защиты прав и свобод иностранцев в государствах, не являющихся государствами их гражданства, занимает существенное место в международных договорах. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) (далее - Конвенция) устанавливает, что граждане любого объединенного Конвенцией государства, а также лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях других подписавших Конвенцию государств равной правовой защитой с собственными гражданами, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане (ст. 1). Аналогичное положение содержится и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002).

Иностранные граждане, находясь за пределами своих государств, сохраняют с ними правовую связь и должны соблюдать законы своих государств. Одновременно иностранцы, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь (ст. 22 Закона N 105-З). Следует подчеркнуть, что при решении вопроса в отношении обязанностей иностранцев белорусское законодательство придерживается такого же подхода, что и при закреплении их прав: национальный режим сочетается со специальным режимом. Причем специальный режим проявляется как в отмене для них некоторых обязанностей, установленных для граждан Республики Беларусь (например, воинской), так и в возложении определенных дополнительных обязанностей. Так, ст. 22 Закона N 105-З возлагает на иностранцев обязанность уважать национальные традиции нашего государства, ст. 23 - обязанность пройти регистрацию по прибытии в Республику Беларусь, ст. 25 - обязанность выехать из Республики Беларусь до окончания срока временного пребывания или временного проживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: