Структура программы «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений»

Программа структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Программа имеет пояснительную записку, в которой представлены особенности программы, ее структура, цели и задачи реализации программы на каждой ступени, а также особенности реализации программы в образовательном процессе.

Далее по каждой ступени программа представлена следующими элементами: планируемые результаты освоения программы; примерный учебно-тематический план; содержание программы.

Цели и задачи программы

Цель: формирование правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности человека.

Задачи:

- знакомство обучающихся с основными правами человека (право на имя, на неприкосновенность частной жизни, на труд и образование и др.)

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование умения выражать свое мнение и конструктивно разрешать конфликты;

- воспитание ответственности за свои поступки.

Особенности реализации программы в образовательном процессе

На основе данной программы педагоги образовательных учреждений могут разработать

- раздел программы воспитания и социализации обучающихся (как часть основной образовательной программы школы);

- программу внеурочной деятельности, имеющую духовно-нравственную или общекультурную направленность;

- программу факультативного (элективного) курса, имеющего правовую направленность.

Содержание программы и количество часов и может варьироваться в зависимости от условий образовательного учреждения и уровня подготовленности обучающихся в объеме не более 25%. Программа правового просвещения обучающихся направлена на реализацию задач федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Начальное общее образование

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы обучающийся должен знать:

- правила поведения, принятые в современном обществе;

- названия основных документов в области защиты прав человека;

- основные документы, подтверждающие социальный статус человека;

- о равных возможностях людей, вне зависимости от национальной принадлежности;

- права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

- органы (службы), которые занимаются защитой прав ребёнка;

уметь:

- уметь раскрыть сущность определений из области прав человека;

- проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознать свою этническую и национальную принадлежность;

- выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- проявлять осторожность и осмотрительность при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми;

- самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, классом, школой, обществом;

- устанавливать причинно-следственные связи между правами, обязанностями и ответственностью.

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость к окружающим людям.

владеть:

- приемами решения практических ситуаций;

- правилами поведения безопасного для себя и окружающих;

- приемами бесконфликтного общения и поведения;

- алгоритмом действий в случае нарушения прав ребенка.

Примерный учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Раздел «Право и ответственность»  
1.1. Наше право        
1.2. Что такое ответственность? - -    
1.3. Ценность жизни     - -
2. Раздел «Гражданские права и свободы»  
2.1. Государство – это мы - - -  
2.2. Я и мое имя        
2.3. Личные документы -   - -
2.4. Кто где живет? - -   -
2.5. Дети планеты Земля - - -  
2.6. Право на тайну - - -  
2.7. Право на собственное мнение - -   -
2.8. Законы дружбы - -   -
3. Раздел «Семья и семейные отношения»  
3.1. Моя семья   - - -
3.2. Семейный отдых -     -
3.3. Мой дом - - -  
4. Раздел «Образование: права и обязанности»  
4.1. Мой труд -     -
4.2. Как важно быть грамотным   - - -
4.3. Наша школа - - -  
4.4. Права и обязанности обучающихся - -   -
5. Раздел «Здоровье и безопасность»  
5.1. Если хочешь быть здоров -   - -
5.2. Урок безопасности        
5.3. Безопасная улица        
6. Раздел «Защита прав и ответственность ребенка»  
6.1. Правонарушение. Виды ответственности. - -    
6.2. Как защитить свои права - - -  
6.3. День защиты детей        
  Итого        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: