Программа структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
Программа имеет пояснительную записку, в которой представлены особенности программы, ее структура, цели и задачи реализации программы на каждой ступени, а также особенности реализации программы в образовательном процессе.
Далее по каждой ступени программа представлена следующими элементами: планируемые результаты освоения программы; примерный учебно-тематический план; содержание программы.
Цели и задачи программы
Цель: формирование правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности человека.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основными правами человека (право на имя, на неприкосновенность частной жизни, на труд и образование и др.)
|
|
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование умения выражать свое мнение и конструктивно разрешать конфликты;
- воспитание ответственности за свои поступки.
Особенности реализации программы в образовательном процессе
На основе данной программы педагоги образовательных учреждений могут разработать
- раздел программы воспитания и социализации обучающихся (как часть основной образовательной программы школы);
- программу внеурочной деятельности, имеющую духовно-нравственную или общекультурную направленность;
- программу факультативного (элективного) курса, имеющего правовую направленность.
Содержание программы и количество часов и может варьироваться в зависимости от условий образовательного учреждения и уровня подготовленности обучающихся в объеме не более 25%. Программа правового просвещения обучающихся направлена на реализацию задач федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Начальное общее образование
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- правила поведения, принятые в современном обществе;
- названия основных документов в области защиты прав человека;
- основные документы, подтверждающие социальный статус человека;
- о равных возможностях людей, вне зависимости от национальной принадлежности;
- права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
|
|
- органы (службы), которые занимаются защитой прав ребёнка;
уметь:
- уметь раскрыть сущность определений из области прав человека;
- проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознать свою этническую и национальную принадлежность;
- выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- проявлять осторожность и осмотрительность при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми;
- самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, классом, школой, обществом;
- устанавливать причинно-следственные связи между правами, обязанностями и ответственностью.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость к окружающим людям.
владеть:
- приемами решения практических ситуаций;
- правилами поведения безопасного для себя и окружающих;
- приемами бесконфликтного общения и поведения;
- алгоритмом действий в случае нарушения прав ребенка.
Примерный учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1. | Раздел «Право и ответственность» | ||||
1.1. | Наше право | ||||
1.2. | Что такое ответственность? | - | - | ||
1.3. | Ценность жизни | - | - | ||
2. | Раздел «Гражданские права и свободы» | ||||
2.1. | Государство – это мы | - | - | - | |
2.2. | Я и мое имя | ||||
2.3. | Личные документы | - | - | - | |
2.4. | Кто где живет? | - | - | - | |
2.5. | Дети планеты Земля | - | - | - | |
2.6. | Право на тайну | - | - | - | |
2.7. | Право на собственное мнение | - | - | - | |
2.8. | Законы дружбы | - | - | - | |
3. | Раздел «Семья и семейные отношения» | ||||
3.1. | Моя семья | - | - | - | |
3.2. | Семейный отдых | - | - | ||
3.3. | Мой дом | - | - | - | |
4. | Раздел «Образование: права и обязанности» | ||||
4.1. | Мой труд | - | - | ||
4.2. | Как важно быть грамотным | - | - | - | |
4.3. | Наша школа | - | - | - | |
4.4. | Права и обязанности обучающихся | - | - | - | |
5. | Раздел «Здоровье и безопасность» | ||||
5.1. | Если хочешь быть здоров | - | - | - | |
5.2. | Урок безопасности | ||||
5.3. | Безопасная улица | ||||
6. | Раздел «Защита прав и ответственность ребенка» | ||||
6.1. | Правонарушение. Виды ответственности. | - | - | ||
6.2. | Как защитить свои права | - | - | - | |
6.3. | День защиты детей | ||||
Итого |