Фактор | Краткая характеристика фактора | Отражение фактора в программе «Яблоневый сад» |
1.Социокультурные особенности современного мира | 1. переход от индустриального общества к информационному; 2.динамизм и стремительность происходящих изменений; 3.глобализация мировой экономики; 4.поиск общих критериев качества образования детей в мировой педагогической культуре; 5. важность сохранения и преумножения российских культурно-педагогических традиций; 6.важность поддержки института семьи и семейных ценностей; 7.важность поддержки и развития игровой детской субкультуры | 1.цель части программы, формируемой участниками образовательных отношений – это формирование опыта креативного лидерства в основе которого такие характеристики как мобильность и гибкость; 2.в программе представлены разнообразные детско-взрослые практики; 3. в программе предусмотрены креативные игровые практики |
…3.Специфика образовательного заказа | 1.государственно-общественный заказ обусловлен потребностями России в инновационном развитии, которое должно обеспечить стране и ее гражданам достойный уровень жизни и достойное место в мировой экономике и политике. Инновационный человек – это результат реализации подобного государственно-общественного образовательного заказа («Стратегия инновационного развития России до 2020 г.»). 2.образовательный заказ родительского сообщества ДОУ связан с потребностями родителей в современном качественном образовании детей и стремлением родителей воспитать самостоятельных и успешных детей. Развернутая характеристика образовательного заказа родителей представлена в Приложении 2 к Программе. | 1.цель части программы, формируемой участниками образовательных отношений – это формирование опыта креативного лидерства в основе которого такие характеристики как дивергентное мышление и способность продуцировать и реализовывать новые идеи; 2.девиз программы Монтессори – «Помоги мне это сделать самому!»; в программе «Яблоневый сад» в планируемых результатах представлены навыки креативного лидерства, в т.ч. умения находить решения в нестандартных ситуациях, проявляя самостоятельность и ответственность за свое решение. |
2. В целевом разделе образовательной Программы также определены:
Основные особенности и преимущества Программы можно представить через основные качества и умения, которые развиваются в процессе освоения Программы в детях:
· самостоятельность
· инициативность
· умение делать выбор
· ответственность за свой выбор
· умение взаимодействовать с людьми разного возраста
· принятие реальности
· жизнерадостность
Важными результатами общения и взаимодействия детей 3-6 лет также является формирование таких значимых социальных качеств, как:
· умение предложить помощь и попросить о помощи;
· эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;
· учет и принятие особенностей другого человека, а, следовательно, – терпимость и толерантность;
· адекватная самооценка;
· уверенность в своих силах, осознание своей значимости;
Основные цели и задачи деятельности педагогического коллектива по Программе «Яблоневый сад» можно представить следующим образом:
Обязательная часть Программы | Часть Программы формируемая участниками образовательных отношений | |
Цели | Создание наилучших условий для приобретения детьми позитивного опыта, на основе которого дети смогут проявлять себя самостоятельными и самодостаточными людьми современного мира. | Создание наилучших условий для приобретения детьми опыта креативного лидерства |
Задачи | Предоставить детям возможности приобретения опыта заботы о собственном здоровье и здоровье других на основе формирования ценности здорового образа жизни | Предоставить возможности для развития эмоционального интеллекта детей как инструмента креативного лидерства |
Развивать способности и индивидуальные таланты детей в различных видах детской деятельности | Поддерживать и развивать культурные и образовательные практики, помогающие детям получить опыт креативного лидерства | |
Поддерживать и развивать детскую инициативность и самостоятельность на основе формирования культуры доброжелательного сотрудничества | Формировать детско- взрослые сообщества, поддерживающие сотрудничество взрослых и детей как креативных лидеров. | |
Обеспечить возможности для детей старшего дошкольного возраста по формированию необходимого опыта и навыков достаточных для дальнейшего успешного обучения в начальной школе |
В п. 1.3 целевого раздела образовательной Программы определены Планируемые результаты освоения Программы
Целевыми ориентирами освоения Программы являются комплексная характеристики развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности в детском саду.
Ключевым процессом при этом является процесс нормализации, который в Монтессори-образовании имеет специальное значение. «Нормальный» здесь не несет значения «типичный», «средний» и даже «обычный». Термин «нормальный» и «нормализация» используется для описания уникального процесса, который М. Монтессори открыла в развитии ребенка.
Она писала: «Только нормализованные дети, которые находят поддержку в среде, проявляют впоследствии развитие тех замечательных сил, которые мы описали: спонтанная дисциплина, продолжительная и счастливая работа, социальное чувство помощи и симпатии к другим… Интересная, свободно выбранная работа, которая имеет преимущество вызывать концентрацию, а не усталость, увеличивает энергию и умственные способности ребенка и ведет его к самопостроению… Можно уверенно сказать, что дети проявляют тренировку духа, ищут путь к самосовершенствованию и восхождению к внутренним высотам души.» (из книги «Впитывающее разум», 1949г.)
В соответствии с определенными в Программе целями и задачами можно определить следующие планируемые результаты
Планируемые результаты | |
Обязательная часть Программы | 1.дети проявляют ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других |
2.дети умеют заботиться о собственном здоровье и здоровье других | |
3.дети проявляют навыки самостоятельной познавательной деятельности, любознательность и активность в исследовании окружающей жизни | |
4.дети умеют творчески самовыражать себя в различных видах деятельности | |
5.дети умеют наблюдать, анализировать, сравнивать различные объекты, группировать их по признакам | |
6.дети проявляют желание учиться, владеют первоначальным письмом и чтением и элементарными математическими умениями и навыками | |
7.дети проявляют музыкальные способности (навыки интонирования простых песен, умение ритмично двигаться под музыку, элементарно музицировать) | |
8.дети владеют навыками работы с различными видами материалов | |
Часть Программы формируемая участниками образовательных отношений | Планируемые результаты |
· дети проявляют эмоциональную восприимчивость и чувствительность | |
· дети умеют конструктивно выражать разные эмоции и чувства и договариваться с другими людьми | |
· дети проявляют навыки креативного лидерства: - умение генерировать новые идеи; - умение находить творческие решения в нестандартной ситуации; - умение выразить свою индивидуальность и не затеряться в толпе; - способность к постоянному изменению и развитию. | |
· дети умеют проявлять навыки сотрудничества с другими детьми и взрослыми в различных формах совместной деятельности |
3. В содержательном разделе образовательной Программы определены основы образовательной среды, где собственно осуществляется процесс познания и самопознания детьми себя и окружающего мира и освоение содержания по пяти образовательным областям:
1. партнерское взаимодействие «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», которое обеспечивает душевное благополучие детей и взрослых и их сотрудничество друг с другом в реализации общих идей, дел, инициатив в разнообразных культурных и образовательных практиках;
2. подготовленная предметно-пространственная развивающая среда на основе автодидактического комплекта Монтессори материалов, которая обеспечивает свободу выбора ребенком материалов, места, времени, партнера для самостоятельной и совместной деятельности и обеспечивает развитие ребенка в индивидуальном темпе;
3. развивающая игровая среда для реализации игровых практик «Ментальная соционика», которая обеспечивает поддержку и развитие игровой субкультуры детей и взрослых как механизма креативного самовыражения и самореализации при решении жизненных задач и этичного достижения жизненных целей (личных и общественных).
4. в разделе 2. 3 содержательной части образовательной Программы определено Содержание образовательной программы и формы организации образовательной деятельности
Содержание образовательной программы определяется целями и задачами, планируемыми результатами программы, ФГОС дошкольного образования
Содержание образовательной программы обязательной части реализуется через ряд ключевых форм организации образовательной деятельности, к ним относятся:
1. Свободная работа детей с монтессори-материалами.
2. Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом, — они проводятся во время свободной работы детей с материалами.
3. Ежедневное коллективное занятие в кругу.
4. Творческие занятия в малой группе детей (8–12 человек) одного возраста или разных возрастов в зависимости от целей занятия, его со- держания и уровня развития детей группы.
5. Общие групповые образовательные события.
Содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений реализуется через такую форму, как культурные и образовательные практики, которые разворачиваются через:
1. Круг Открытий и Достижений
2. Мастерская здоровья
3. Детско –взрослые проекты
4. Дети Монтессори рассказывают и показывают
Развёрнутые характеристики представлены в Приложении 7 к Программе.
5. в разделе 2. 4 содержательной части образовательной Программы определены базовые методы реализации образовательной Программы:
Для того что бы раскрыть заявленные детьми, родителями и педагогами темы необходимы методы, которые не казались бы ребёнку скучными, назидательными, а естественно и гармонично развивали в нем сознание позитивного человека, способного улучшать себя и мир вокруг.
Одним из таких методов является метод проектной деятельности, который на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.
Тему проекта выбирают сами дети, исходя из своих потребностей и интересов и того выбора тем и понятий, который был заявлен на «Круге открытий и достижений».
Старшие дети авторы проекта, а младшие помощники- ассистенты.
Выбор темы нового проекта и выявление интересов детей начинается с «модели трёх вопросов»:
ü Что вы знаете?
ü Что вы хотите узнать?
ü Что надо сделать для того, что бы узнать?
Ответы детей фиксируются на листе бумаги, под каждым записывается имя ребёнка. Родители принимают активное участие в обсуждении, их ответы и предложения, а так же в чем и как они готовы поучаствовать записывается тут же на листе другим цветом.
Задача педагогов и родителей заключается в том, что бы дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для их реализации. Таким образом, в формировании проектных идей и их дальнейшей реализацией участвуют все: и дети, и педагоги, и родители.
И в этой среде естественным образом прорастает общность - сообщество детей и взрослых, созидающих совместно новый результат, новый продукт.
Каждый день, вечером дети и взрослые (если родители пришли за ребёнком пораньше, мы приглашаем их присоединиться) собираются на «Круге открытий и достижений дня», на котором они делятся своими открытиями дня и успехами по теме, которую изучают, а так же презентуют результаты своей деятельности.
Это очень важный элемент работы, ведь именно здесь дети учатся рефлексировать свою деятельность, делиться своими открытиями, просить совета.
Результаты:
ü Дети становятся самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе.
ü Работа с младшими детьми позволяет старшим детям стать более внимательными и заботливыми, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
ü Детям интересно узнавать новое, делать открытия и исследовать мир.