Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ребенка, человека.
«Помоги мне это сделать самому» - базовая идея и принцип системы М. Монтессори совершенно естественным образом в концентрированном виде определяет личностно – деятельностную суть Программы.
В личностно – деятельностной модели образовательного процесса детского сада выделяются следующие ключевые компоненты:
1. Совместная деятельность ребёнка и взрослого
2. Самостоятельная деятельность ребёнка в подготовленной среде
Основной формой реализации личностно – деятельностной модели является
индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка (Приложение 15 к Программе)
Отправными точками в формировании индивидуального маршрута сопровождения
ребёнка являются:
· индивидуальные особенности ребёнка, которые выявляются в процессе наблюдений
· образовательные потребности родителей по развитию индивидуальности ребёнка, которые определяются с помощью опросных листов и индивидуальных собеседований с педагогами.
· рекомендации педагогов на основе результатов наблюдений за ребёнком
· содержательные линии и целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования
Реализация личностно – деятельностной модели образовательного процесса осуществляется в определённой логической последовательности в рамках учебного года:
Основной тип деятельности | Время | Форма | Планируемые результаты |
1.Проектирование/ согласование | Сентябрь -октябрь | Индивидуальное общение педагога с каждым ребёнком группы | 1.Формирование реестра понятий, которые интересны для изучения конкретному ребёнку |
2.Формирование реестра умений, которые интересны для изучения конкретному ребёнку | |||
Совместная деятельность педагога и детей группы по выбору основных тем учебного года | 1.Формирование реестра понятий, которые интересны для изучения всем детям группы | ||
2.Формирование реестра умений, которые интересны для изучения всем детям группы | |||
Опросные листы для родителей «Образовательные запросы семьи на учебный год» | 1.Формирование реестра запросов для конкретной семьи | ||
2.Формирование реестра общих запросов родителей группы | |||
Проектный семинар для семей | 1.Согласование основных тем года и способов их освоения | ||
2.Наблюдение/ изучение/ Исследование | октябрь – апрель еженедельно | Совместная деятельность детей и педагогов | 1. Освоение детьми понятий, умений, развитие личностных качеств, определенных на старте учебного года или дополненных в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов |
Самостоятельная детей в подготовленной среде | |||
Групповые (в т.ч. семейные) проекты | |||
Индивидуальные проекты | |||
Образовательные события | |||
3.Рефлексия/ Осмысление | май июнь | Индивидуальное общение педагога с каждым ребенком группы | 1.Определение индивидуальных достижений по итогам учебного года |
Совместная деятельность педагога и детей группы по рефлексии итогов учебного года | 1.Определение индивидуальных и групповых достижений по итогам учебного года | ||
Опросные листы для родителей «Реализация образовательных запросов семьи по итогам учебного года» | 1.Определение видения семьей результатов реализации ИОМ | ||
Форум родителей, детей и педагогов «Жемчужины позитивного роста» | 1.Освоение навыков видения результатов (личных и групповых) | ||
2.Формирование ценностей признания достижений как части культуры успешности | |||
3.Определение перспектив развития на следующий учебный год |
Г