Падеж | Мужской род | Средний род | Женский род |
И.п. | -ый, -ий | -ое, -ее | -ая, -яя |
Р.п. | -ого, -его | -ого, -его | -ой, -ей |
Д.п. | -ому, -ему | -ому, -ему | -ой, -ей |
В.п. | -ый, -ий, -ой | -ое, -ее | -ая, -яя |
Т.п. | -ым, -им | -ым, -им | -ой, -ей |
П.п. | -ом, -ем | -ом, -ем | -ой, -ей |
Порядок ответа по орфограмме №19.
Сосна – хвойное дерево. Прилагательное «хвойное» относится к существительному среднего рода «дерево», которое стоит в И. п., ед. ч., значит и прилагательное «хвойное», согласуясь с существительным, стоит в среднем роде, И. п., ед. ч. В этом падеже у прилагательного должно быть окончание –ое (по таблице). Дерево (какое?) хвойное.
Полные прилагательные – это такие прилагательные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Краткие прилагательные – это такие прилагательные, которые отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Белый – бел; белая – бела; белое – бело; белые – белы.
Краткие имена прилагательные не склоняются, то есть не изменяются по падежам, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам. В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым.
|
|
Красивый цветок; подснежник очень красив.
Отличие полных прилагательных от кратких.
1. Они различаются по вопросам.
2. У них разные окончания.
3. Синтаксической ролью в предложении (краткие прилагательные всегда являются сказуемыми, а полные могут быть или.
Цветок был красив (составное именное сказуемое).
4. Есть различие в морфологических признаках.
Морфологический разбор имени прилагательного.
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (И.п., ед. ч., м.р.); краткая или полная форма, род, число, падеж.
III. Синтаксическая роль.
Ласковому солнышку радуются дети в городском парке.
I. Ласковому (солнышку) – прилагат-е; солнышку (какому?) ласковому.
II. Н.ф. – ласковый; в полной форме, в м.р., в ед.ч., в Д.п
III. Солнышку (какому?) ласковому.
Хорош парк весной.
I. Хорош – прил.-е; парк (каков?) хорош
II. Н.ф. – хороший; в кратк. форме; в м.р., в ед.ч.
III. Парк (каков?) хорош.
В саду вырос алый тюльпан.
I. Алый (тюльпан) – прил.-е. Тюльпан (какой?) алый.
II. Н.ф. – алый; в полной форме; в м.р., в ед.ч., в И.п.
III. Тюльпан (какой?) алый.
53. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам, бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам в единственном числе и по числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим в роде, числе.
|
|
Девочка пела.
Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и будущем времени).
Ед. ч. | Мн.ч. |
1 л. – я читаю | 1 л. – мы читаем |
2 л. – ты читаешь | 2 л. – мы читаем |
3 л. – он, она, оно читает | 3 л. – они читают |
Наступили тёплые дни весны, и почки распустились на деревьях (сложносочинённое предложение).
Пшеница зеленеет.
Глагол согласуется с подлежащим в числе, если глагол стоит в настоящем времени. Глагол согласуется с подлежащим в числе и роде, если глагол прошедшего времени.
Трава позеленела.
Не с глаголом пишется раздельно по основному правилу (орфограмма №21), но в русском языке есть глаголы, которые пишутся с не слитно, так как не в них является частью корня. Эти глаголы без не не употребляются (недомогать, ненавидеть, неволить, негодовать, недоумевать, неистовствовать, невзлюбить, нездоровится).
Неопределённая форма глагола является начальной формой глагола.
Начальная форма глагола – это такая его форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и у которой нельзя определить ни время, ни лицо, ни число, ни род. Показателями начальной формы являются окончания –ть, -ти,.
Работать (что делать?), нести (что делать?), сберечь (что сделать?).
Вид глагола – это отношение действия глагола к действительности, указание на его независимость или завершённость.
Глаголы несовершенного вида – это такие глаголы, которые обозначают незаконченное действие и отвечают на вопросы что делать? что буду делать? что делал? что делаю?
Глаголы совершенного вида – это такие глаголы, которые обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделаю? что сделал? Показателем глагола совершенного вида является приставка с- к вопросам этих глаголов.
Он прочитал книгу; он читает; дети играют в песочнице; они сыграют в шахматы.
Порядок ответа по глаголам совершенного и несовершенного вида
Я собралась в школу. Глагол «собралась» совершенного вида, потому что он отвечает на вопрос что сделала? и обозначает законченное действие.
Видовые пары – это два глагола разных видов (совершенного и несовершенного) с близким лексическим значением: решил – решал.
видовая пара