Развитие и реформирование сферы ВЭД в России

Конспект лекций по учебной дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»

Тема 1. Внешнеэкономическая политика России. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Развитие и реформирование сферы ВЭД в России

Сущность, принципы, цели и основные элементы внешнеэкономической политики России.

Источники правового регулирования ВЭД.

Рекомендуемая литература:

1. Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С. Регулирование внешнеэкономической деятельности. – СПб: ГОУ ВПО «СПбГУ ИТМО», 2011. – 101 c. (файл прилагается)

2. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

3. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. – М.: Экономистъ, 2007. (файл прилагается)

Развитие и реформирование сферы ВЭД в России

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой ведения бизнеса промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач. Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка концепций ВЭД. Концепция(стратегия) – это общий замысел развития внешнеэкономической деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.

Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два подхода во внешнеэкономической политике: свободу торговли и протекционизм. Под свободой торговлей понимают свободу при принятии решений по вопросам внешней торговли самими предпринимателями внутри страны, а также неограниченный доступ на национальные рынки зарубежных товаров.

Протекционизм предполагает вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую очередь во внешнеторговую деятельность, осуществление различных ограничений по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или другого, что также определяется внутренними и внешними факторами.

Регулирование внешнеэкономических операций на национальном уровне основывается на нормативно-правовой базе отдельной страны и соответственно обладает своей спецификой. Основой государственного регулирования внешней торговли в любой стране выступает ее внешнеэкономическая политика, под которой понимается система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития. Основными целями внешнеторговой политики любого государства являются:

- сохранение экономической и политической независимости страны,

- сохранение военного превосходства,

- обеспечение экономического роста,

- оптимальное включение страны в международное разделение труда,

- защита российских производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,

- поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров,

- обеспечение потребностей внутреннего рынка в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров посредством регулирования экспорта таких товаров.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями(ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.). Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой– правилами международных организаций. Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:

- стимулирование национальных экспортеров;

- осуществление различных организационных мер для укрепления позиций национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране обязательно отражается на результатах внешнеэкономической деятельности других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права, двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними соглашениями в рамках международных организаций.

Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих в систему ООН. Это, прежде всего, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли.

Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:

- недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования;

- использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков;

- систематическое снижение таможенных тарифов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

На Уругвайском раунде(1194 г.) было принято соглашение о создании новой договорно-правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации- Всемирной торговой организации(ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой торговле товарами и услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением международных правил торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: