double arrow

Ребенок: слово и его роль в развитии воображения


Отличительная особенность позна­ния мира в дошкольном детстве — его образный характер. В этом воз­расте происходит бурное развитие во­сприятия, наглядно-образного мышле­ния, воображения. Соответственно, и развивающиеся у детей познаватель­ные способности относятся преимуще­ственно к образному познанию. Вме­сте с тем дошкольное детство являет­ся периодом, когда ребенок исключи­тельно быстро овладевает речью. Большое влияние речи на развитие познания, несомненно. Но в чем имен­но состоит это влияние? Коим образом уровень речевого развития ребенка связан с развитием образных форм по­знания, и в частности с развитием познавательных способностей? Вопро­сы до сих пор мало изучены. По­нятно: решение проблемы имеет не только научное, но и серьезное прак­тическое значение, так как поможет найти наиболее целесообразные фор­мы сочетания речевых и образных средств в руководстве умственным развитием дошкольников.

Исходя из этого, в НИИ дошколь­ного воспитания АПН СССР (лабора­тория психологии) ведется цикл иссле­дований, посвященных роли речи в развитии познавательных способностей дошкольников. К ним относится и ис­следование Е. Пороцкой, некоторые результаты которого излагаются в пуб­ликуемой статье.




Л. ВЕНГЕР,

профессор, доктор

психологических наук

Значение воображения в жизни человека отмечал еще известный французский психолог Теодюль Рибо. По этому поводу он писал: «Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Изучению воображения посвящены многочисленные работы как советских, так и зарубежных психологов. Полученные факты свидетельствуют: хотя воображение носит в основном образный характер, в его развитии существенную роль играет слово. В своей работе «Развитие высших психических функций» Лев Семенович Выготский выдвинул некоторые положения, касающиеся этой проблемы. Он считал, что данные, накопленные в психологии показывают, что воображение ребенка тесно связано с развитием его речи. Во-первых, как только у него появляется речь, он делает крупный шаг вперед в развитии воображения. Во-вторых, дети с задержкой речевого развития демонстрируют очень слабое развитие воображения. И, наконец, в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми в становлении воображения.

Невольно возникает вопрос: почему речь — мощный толчок и для развития воображения? Дело в том, что она освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность представлять себе ту или иную вещь, которую он не видел и мыслить о ней. Освободившись с помощью слова от власти непосредственных впечатлений, ребенок может выйти за их пределы. Отсюда и основная проблема, интересовавшая нас: роль слова в развитии воображения ребенка. Точнее, нас интересовал!! сами слова, а связи, которые складываются между ними. Ведь слова не существуют изолированно друг от друга, каждое вызывает поток ассоциаций, т.е. слов, связанных с данным словом по какому-либо основанию.



Основание для ассоциации может быть, любым. Различают ассоциации по сходству (мячик — шар),по различию — белый и др. Группа слов, ассоциативно связанных с одним каким-нибудь словом, носит в психологии название «Ассоциативного поля». Такие поля у каждого человека свои, причем они не постоянны. Но в их развитии есть некоторые общие закономерности. Мы изучали следующий вопрос: связаны ли особенности развития 'ассоциативных полей, словесных связей ребенка с развитием его воображения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, провели эксперимент в подготовительной группе детского сада № 515 (Москва). Использовали мы три методики: «ассоциатив-поле», «дорисовывание фигур» и «сочинение сказки». С помощью первой мето­дики выявляли особенности организации словесных связей детей. В ответ на названное нами слово (например, «яблоко») ребенок должен был перечислить все слова, которые подходят к нему (скажем, «вкусное», «красное», «зеленое», «с листиком»). С помощью двух других методик — на наглядном материале и словесном — выясняли, насколько хорошо развито вообра­жение. Одна методика предусматривала дорисовать каждую из десяти незавершен­ных фигур так, чтобы получилась картинка, другая (словесная) — придумать сказку на заданную тему (например, про зайчика). По показателям оригинальности ответов детей разделили на две группы: с более высоким и более низким уровнем развития воображения. Рассмотрим результаты. Первая группа детей, более высокий уро­вень развития воображения. Прежде всего, дети выполняли различные задания, без труда меняли контекст использования слов. Так, Наташа И., выполняя задание «ассо­циативное поле», включала слово «зайчик» в контекст «игрушка» (т. е. явно исходила из представления об игрушечном зайчике) и отвечала: «В магазине», «На полке», «Хоккеист». Придумав сюжет про зайчика, включила его в контекст «лесных историй»: «Жил-был зайчик. У него была хорошая мама. Она его отпустила погулять, но сказала, чтобы он далеко не уходил. Не по­слушался зайчик и побежал в лес. А лес был заколдован. Шел он, шел и нашел гриб. А гриб был волшебный. Превратился в кошку и схватил зайчика. Мама пошла его искать. А гриб отнес зайчика к Бабе Яге. Баба Яга растопила печку; а мама все искала зайчика. Увидела избушку на курьих ножках. Баба Яга убежала других зайчиков ловить, а кот опять в гриб превратился, пошел в другое место ловить. Мама взяла зайчика и унесла домой. Баба Яга пришла, а дома никого нету».



Еще одна особенность этой группы: бо­лее широки «ассоциативные поля». Поясним эту мысль на примере слова «воробей», к которому дети подбирали не только такие слова, как «голубь», «ласточка», но и «по­пугай», «соловей», «павлин», «жар-птица».

Вторая группа детей, более низкий уро­вень развития воображения. Отличитель­ная особенность: дети почти не меняют «ас­социативных полей» при выполнении раз­личных заданий; «ассоциативные поля» отличаются сравнительной узостью, стан­дартностью. Примеры. На слово «подарок» одна из девочек отвечала: «Что кушают», «Дарят». Придумывая сказку про подарок, использовала то же содержание: «У детей был Новый год. К ним пришел Дед Мороз. Дети танцевали, прыгали, скакали. А потом Снегурочка дала им подарки. Там были вкусные конфеты. Дети их ели». Или к сло­ву «воробей» мы слышали от большинства такие ассоциации, как «ворона», «голубь», «ласточка», а к слову «зайчик» — «лиса», «волк», «медведь».

На основе полученных данных мы приш­ли к выводу: уровень развития воображе­ния у детей связан с некоторыми особенно­стями их словесных связей. В нашем слу­чае такие особенности — широта «ассоциа­тивного поля» каждого слова (широта каждого контекста, в котором оно исполь­зуется) и возможность использования сло­ва в различных «ассоциативных полях», в различных контекстах. Отсюда возникает естественный вопрос: можно ли через из­менение организации словесных связей влиять на воображение? Мы предположили положительный ответ и уже из этого поло­жения выстроили задачу: с помощью спе­циальных занятий сформировать у детей особенности строения и использования сло­весных связей, которые способствуют раз­витию воображения. Уровень развития воображения в подготовительных группах определяли с помощью уже упоминавшихся методик («сочинение сказки» и «дорисовывание фигур»). Результаты получили приб­лизительно одинаковые. Провели восемь занятий с одной группой, направленных как на расширение «ассоциативных полей» ребенка (за счет использования различных слов), так и на смену контекста (вклю­чать слова в различные ситуации). Так, отвечая на вопрос: «Что может быть теп­лым?», дети, естественно, стремились наз­вать как можно больше слов («пальто», «куртка», «сапоги», «летний день», «вода в речке», «дружба»).







Сейчас читают про: