Отличительная особенность познания мира в дошкольном детстве — его образный характер. В этом возрасте происходит бурное развитие восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Соответственно, и развивающиеся у детей познавательные способности относятся преимущественно к образному познанию. Вместе с тем дошкольное детство является периодом, когда ребенок исключительно быстро овладевает речью. Большое влияние речи на развитие познания, несомненно. Но в чем именно состоит это влияние? Коим образом уровень речевого развития ребенка связан с развитием образных форм познания, и в частности с развитием познавательных способностей? Вопросы до сих пор мало изучены. Понятно: решение проблемы имеет не только научное, но и серьезное практическое значение, так как поможет найти наиболее целесообразные формы сочетания речевых и образных средств в руководстве умственным развитием дошкольников.
Исходя из этого, в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (лаборатория психологии) ведется цикл исследований, посвященных роли речи в развитии познавательных способностей дошкольников. К ним относится и исследование Е. Пороцкой, некоторые результаты которого излагаются в публикуемой статье.
Л. ВЕНГЕР,
профессор, доктор
психологических наук
Значение воображения в жизни человека отмечал еще известный французский психолог Теодюль Рибо. По этому поводу он писал: «Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Изучению воображения посвящены многочисленные работы как советских, так и зарубежных психологов. Полученные факты свидетельствуют: хотя воображение носит в основном образный характер, в его развитии существенную роль играет слово. В своей работе «Развитие высших психических функций» Лев Семенович Выготский выдвинул некоторые положения, касающиеся этой проблемы. Он считал, что данные, накопленные в психологии показывают, что воображение ребенка тесно связано с развитием его речи. Во-первых, как только у него появляется речь, он делает крупный шаг вперед в развитии воображения. Во-вторых, дети с задержкой речевого развития демонстрируют очень слабое развитие воображения. И, наконец, в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми в становлении воображения.
Невольно возникает вопрос: почему речь — мощный толчок и для развития воображения? Дело в том, что она освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность представлять себе ту или иную вещь, которую он не видел и мыслить о ней. Освободившись с помощью слова от власти непосредственных впечатлений, ребенок может выйти за их пределы. Отсюда и основная проблема, интересовавшая нас: роль слова в развитии воображения ребенка. Точнее, нас интересовал!! сами слова, а связи, которые складываются между ними. Ведь слова не существуют изолированно друг от друга, каждое вызывает поток ассоциаций, т.е. слов, связанных с данным словом по какому-либо основанию.
Основание для ассоциации может быть, любым. Различают ассоциации по сходству (мячик — шар),по различию — белый и др. Группа слов, ассоциативно связанных с одним каким-нибудь словом, носит в психологии название «Ассоциативного поля». Такие поля у каждого человека свои, причем они не постоянны. Но в их развитии есть некоторые общие закономерности. Мы изучали следующий вопрос: связаны ли особенности развития 'ассоциативных полей, словесных связей ребенка с развитием его воображения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, провели эксперимент в подготовительной группе детского сада № 515 (Москва). Использовали мы три методики: «ассоциатив-поле», «дорисовывание фигур» и «сочинение сказки». С помощью первой методики выявляли особенности организации словесных связей детей. В ответ на названное нами слово (например, «яблоко») ребенок должен был перечислить все слова, которые подходят к нему (скажем, «вкусное», «красное», «зеленое», «с листиком»). С помощью двух других методик — на наглядном материале и словесном — выясняли, насколько хорошо развито воображение. Одна методика предусматривала дорисовать каждую из десяти незавершенных фигур так, чтобы получилась картинка, другая (словесная) — придумать сказку на заданную тему (например, про зайчика). По показателям оригинальности ответов детей разделили на две группы: с более высоким и более низким уровнем развития воображения. Рассмотрим результаты. Первая группа детей, более высокий уровень развития воображения. Прежде всего, дети выполняли различные задания, без труда меняли контекст использования слов. Так, Наташа И., выполняя задание «ассоциативное поле», включала слово «зайчик» в контекст «игрушка» (т. е. явно исходила из представления об игрушечном зайчике) и отвечала: «В магазине», «На полке», «Хоккеист». Придумав сюжет про зайчика, включила его в контекст «лесных историй»: «Жил-был зайчик. У него была хорошая мама. Она его отпустила погулять, но сказала, чтобы он далеко не уходил. Не послушался зайчик и побежал в лес. А лес был заколдован. Шел он, шел и нашел гриб. А гриб был волшебный. Превратился в кошку и схватил зайчика. Мама пошла его искать. А гриб отнес зайчика к Бабе Яге. Баба Яга растопила печку; а мама все искала зайчика. Увидела избушку на курьих ножках. Баба Яга убежала других зайчиков ловить, а кот опять в гриб превратился, пошел в другое место ловить. Мама взяла зайчика и унесла домой. Баба Яга пришла, а дома никого нету».
Еще одна особенность этой группы: более широки «ассоциативные поля». Поясним эту мысль на примере слова «воробей», к которому дети подбирали не только такие слова, как «голубь», «ласточка», но и «попугай», «соловей», «павлин», «жар-птица».
Вторая группа детей, более низкий уровень развития воображения. Отличительная особенность: дети почти не меняют «ассоциативных полей» при выполнении различных заданий; «ассоциативные поля» отличаются сравнительной узостью, стандартностью. Примеры. На слово «подарок» одна из девочек отвечала: «Что кушают», «Дарят». Придумывая сказку про подарок, использовала то же содержание: «У детей был Новый год. К ним пришел Дед Мороз. Дети танцевали, прыгали, скакали. А потом Снегурочка дала им подарки. Там были вкусные конфеты. Дети их ели». Или к слову «воробей» мы слышали от большинства такие ассоциации, как «ворона», «голубь», «ласточка», а к слову «зайчик» — «лиса», «волк», «медведь».
На основе полученных данных мы пришли к выводу: уровень развития воображения у детей связан с некоторыми особенностями их словесных связей. В нашем случае такие особенности — широта «ассоциативного поля» каждого слова (широта каждого контекста, в котором оно используется) и возможность использования слова в различных «ассоциативных полях», в различных контекстах. Отсюда возникает естественный вопрос: можно ли через изменение организации словесных связей влиять на воображение? Мы предположили положительный ответ и уже из этого положения выстроили задачу: с помощью специальных занятий сформировать у детей особенности строения и использования словесных связей, которые способствуют развитию воображения. Уровень развития воображения в подготовительных группах определяли с помощью уже упоминавшихся методик («сочинение сказки» и «дорисовывание фигур»). Результаты получили приблизительно одинаковые. Провели восемь занятий с одной группой, направленных как на расширение «ассоциативных полей» ребенка (за счет использования различных слов), так и на смену контекста (включать слова в различные ситуации). Так, отвечая на вопрос: «Что может быть теплым?», дети, естественно, стремились назвать как можно больше слов («пальто», «куртка», «сапоги», «летний день», «вода в речке», «дружба»).