Лебедева Н. В., Лисицына Е. С

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Для бакалавров по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»

Сочи, 2015

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сочинский государственный университет»

юридический факультет

кафедра конституционного и административного права

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Методическое пособие

Для бакалавров направления 40.03.01 «Юриспруденция»

(государственно-правовой профиль)

Сочи: СГУ, 2015

УДК 340 (075.8)

ББК 67.0

Л 33

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом юридического факультета Сочинского государственного университета (протокол № 4 от 30 июня 2015 г.)

Рецензенты:

Квачева П. И., доктор юридических наук, профессор СГУ

Макаренко Н. Г., кандидат юридических наук, доцент СГУ

Лебедева Н. В., Лисицына Е. С.

Выполнение курсовых работ: методическое пособие. Для бакалавров направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (государственно-правовой профиль). – Сочи: РИЦ СГУ, 2015. – 30 с.

Методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Юриспруденция».

Основная задача пособия — оказание методической помощи бакалаврам очной и заочной форм обучения в выполнении и защите курсовых работ, предусмотренных учебным планом по направлению «Юриспруденция».

УДК 340 (075.8)

ББК 67.0

ã Н.В. Лебедева, Е.С. Лисицына, 2015

ã Сочи: РИЦ СГУ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения………………………………………………….............5

2. Выбор темы и разработка рабочего плана………………………………..5

3. Сбор, анализ и обобщение материала……………………….....................6

4. Требования к структуре и содержанию ………………….………............7

5. Оформление курсовой работы…...………………………………………10

6. Защита курсовой работы….........................................................................15

7. Тематика курсовых работ…………….......................................................16

8. Приложения………..……………………………………….......................22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одним из важнейших этапов обучения студентов является выполнение курсовой работы по дисциплинам, предусмотренным учебными планами очной и заочной формы обучения по направлению «Юриспруденция» (государственно-правовой профиль), которое осуществляется в соответствии с Положением по организации выполнения и защиты курсовых работ (проектов).

Курсовая работа рассматривается как вид учебной работы, является составной частью основной программы, рабочей программой конкретной дисциплины и утвержденным графиком учебного процесса. Курсовая работа выполняется после завершения изучения теоретического курса дисциплины (части дисциплины), в исключительных случаях в ходе ее изучения.

Цели выполнения курсовой работы:

1) закрепление, углубление и совершенствование знаний и профессиональных умений студентов;

2) выработка у студентов как базовых, так и профессиональных компетенций в виде знаний, умений, навыков, способностей и готовностей;

3) формирование навыков самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы;

4) развитие навыков работы со специальной литературой и нормативными правовыми актами (подбор, описание, анализ источников.

2. ВЫБОР ТЕМЫ И РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА

Прежде чем приступить к написанию курсовой работы, студент должен выбрать тему на основе предлагаемого кафедрой перечня тем курсовых работ по дисциплинам, предусмотренных учебными планами по направлению «Юриспруденция» (государственно-правовой профиль). Тематика и содержание курсовых работ определяется кафедрой, за которой закреплены соответствующие учебные дисциплины. Перечень тем курсовых работ утверждается на заседании кафедры. Темы курсовых работ обновляется ежегодно с учетом современного состояния и перспектив развития юриспруденции. Их количество должно давать возможность студентам право выбора.

Тема курсовой работы должна быть актуальной, четкой и определенной, не допускающей двусмысленности в понимании и трактовке. Кроме того, при выборе темы следует учитывать научный и практический интерес, вызванный работой студента в научных студенческих кружках, опытом практической работы, докладами на семинарских занятиях, курсовыми работами по смежным учебным дисциплинам. Темы курсовых работ могут быть связаны с программой производственной практики, а для лиц, обучающихся по заочной форме, с их непосредственной работой, а также могут увязываться в перспективе с разработкой вопросов выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

По согласованию с руководителем и заведующим кафедрой студент вправе самостоятельно сформулировать тему при условии обоснования им ее целесообразности и соответствия содержанию дисциплины. Кроме того, студент, в порядке исключения, в ходе выполнения работы по согласованию с руководителем и зав. кафедрой может изменить ранее выбранную тему.

Утверждение тем и курсовых работ и руководителей оформляется распоряжением декана факультета по представлению зав. кафедры (на основании выписки из протокола заседания кафедры).

По решению кафедры (выписка из протокола заседания) в качестве курсовой работы может быть зачтено выступление с докладом на ежегодной научной конференции Университета, а также региональных, российских и международных научных конференциях. Текст доклада и документы, подтверждающие участие в конференции, представляются в установленные сроки на кафедру.

Функции руководителя курсовой работой: 1) практическая помощь студентам в выборе темы курсовой работы и разработке ее плана; 2) содействие в выборе методики исследования; 3) рекомендации по подбору литературы и практического материала; 4) систематический контроль за ходом выполнения курсовой работы; консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы; 5) рецензирование курсовой работы и оценка качества ее выполнения в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; 6) информирование кафедры в случае несоблюдения студентом установленного срока представления курсовой работы.

Руководство курсовой работой осуществляется путем индивидуальных, а в отдельных случаях групповых консультаций. Руководитель определяет задание на выполнение курсовой работы (Приложение А).

После утверждения темы курсовой работы студент обращается к научному руководителю для согласования рабочего плана работы, списка нормативных актов и литературы, порядка подготовки курсовой работы. После чего с учетом сделанных замечаний и предложений он корректируется и уточняется. При разработке рабочего плана студент должен составить график выполнения курсовой работы (Приложение Б) и наметить основные вопросы, которые составляются на основе предварительного ознакомления и изучения правовых источников и научной литературы. Наличие плана работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений.

В рабочем плане курсовой работы должны быть указаны разделы, включающие: введение; основную часть (главы и параграфы); заключение; список использованных источников и приложения. При этом следует учесть, что от того, насколько качественно отработан рабочий план, зависят сроки выполнения курсовой работы. Как правило, на выбор объекта исследования и обоснование его научности и актуальности, требуется 7-8 дней, на подбор и анализ правовых источников и научной литературы - 15-20 дней, а на разработку содержания курсовой работы - от 20 до 25 дней. Заключительным этапом является оформление курсовой работы, на что обычно потребуется до 10 дней.

3. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Подборка и анализ информационных материалов является однимизнаиболее трудоемких этапов работы студента и служит началом постоянного совершенствования его профессиональной деятельности как юриста. В ходе сбора материалов для написания курсовой работы важно ознакомиться с нормативными актами, разнообразной учебной и научной литературой, а также различными направлениями научных школ, что дает возможность студенту определить свои взгляды и собственное видение проблем по избранной теме.

При ознакомлении с учебной и иной литературой, правовыми документами важно сравнить их содержание с уже известными для студента источниками, выявить взаимосвязь с рассматриваемыми проблемами и подчиненность одних материалов другим. При этом рекомендуется делать отдельные выписки и конспектировать основные положения источников. Очень важно систематизировать их по параграфам работы и составлять словарь основных терминов и понятий, фиксировать свои выводы и суждения.

Систематизация изученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного в содержании работы зависят от выбора методологии исследования. Основными научными методами исследования является анализ и синтез. Анализ позволяет сложное явление или понятие представить в виде отдельных взаимосвязанных между собой элементов. А это дает возможность студенту выделить главное звено в системе и исключить второстепенный материал. Синтез позволяет сравнить отдельные признаки изучаемого явления в едином целом. Это дает возможность студенту дать правильную оценку рассматриваемым явлениям, что очень важно для курсовой работы.

Результатом аналитической работы студента должна быть четко выстроенная схема материалов и знаний по выбранной теме, формулировка научно обоснованных выводов, практических рекомендаций и предложений. Написание курсовой работы – это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по избранной теме, отражающее его понимание тех или иных научных вопросов и проблем в области юриспруденции.

Выполненная курсовая работа должна быть актуальной и иметь научное и практическое значение, которые определяются ее научной ценностью и возможностью применения отдельных ее положений и выводов в разработке проблем юриспруденции.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна состоять из следующих частей: 1) титульный лист; 2) содержание (оглавление); 3) список принятых сокращений; 4) введение; 5) основной текст; 6) заключение; 7) список использованных источников; 8) приложения.

1) Титульный лист является первой страницей курсовой работы и выполняется по образцу, приведенному в Приложении В.

2) Содержание (оглавление) отражает структуру курсовой работы, размещается после титульного листа и включает в себя: список принятых сокращений; введение; наименование глав (пунктов и подпунктов); заключение; список использованных источников; приложения – с указания номеров страниц, с которых они начинаются. Наименования глав не должны повторять название курсовой работы, а заголовки пунктов – названия глав (Приложение Г).

Содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:

- иметь достаточный научный уровень, представляющийвесь спектр научных взглядов по исследуемой теме;

- основываться на основных нормативных материалах и критически проанализированной научной и учебной литературе;

- включать в качестве важного источника как отечественную, так и зарубежную юридическую практику;

- отражать теоретическую подготовку студента;

- способность самостоятельно анализировать законодательный материал; - уметь связывать теоретические положенияс их практическим применением;

- формулировать и обосновывать выводы и предложения.

3) Список принятых сокращений располагается столбцом. Слева в алфавитном порядке - сокращения, а справа – их расшифровка. Образец оформления примерного списка принятых сокращений представлен в Приложении Д.

4) Курсовая работа начинается с введения, в которомнеобходимократко обосновать актуальность выбранной темы[1], объект[2] и предмет[3], цели и задачи[4], теоретическую и методологическую основу исследования[5], структура работы.

Объем введения не должен превышать 3 страниц (Приложение Е).

5) Основная частьраскрывает содержание курсовой работы и отражает итоги теоретической и практической работы студента, проведенной по избранной теме, содержит результаты исследования, выводы и предложения по обозначенной проблеме. Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт. Во второй главе проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики, строится аргументация, формулируются выводы и предложения.

6) Заключениесодержит итоги проведенных исследований в соответствии с определенными во введении целями и задачами, в нем кратко излагаются теоретические обобщения по основным проблемам,формулируются предложения и рекомендации. Объем заключения не должен превышать 2-3 страниц.

7) Список использованных источников должен содержать перечень нормативных и литературных источников, который студент использовал при выполнении курсовой работы. Список источников целесообразно сгруппировать по следующим разделам: 1) нормативные акты (международно-правовые и внутригосударственные); 2) материалы судебной практики; 3) литература; 4) ресурсы сети «Интернет». При этом необходимо соблюдать определенный порядок расположения нормативных правовых актов по их значимости:

- международно-правовые акты;

- федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы, внутригосударственные договоры, указы и распоряжения Президента РФ, акты Правительства РФ и др.);

- законодательство субъектов РФ (конституции и уставы; законы субъектов РФ, подзаконные акты и иные акты субъектов РФ);

- правовые акты органов местного самоуправления.

Нормативные источники внутри каждого из разделов располагаются в хронологическом порядке по датам их принятия или подписания. Если для раскрытия темы используются правовые акты, утратившие силу, они указываются в конце библиографии. Такое же правило действует в отношении зарубежного законодательства, анализируемого в курсовой работе.

Раздел «Литература» включает научные труды отечественных и зарубежных ученых: монографии, научные статьи, материалы конференций, авторефераты диссертаций, диссертации, справочные материалы, комментарии, учебники, учебные пособия (список последних должен быть ограничен). Литературные источники располагаются в алфавитном порядке.

В библиографическом списке не следует указывать общий объем источника, однако в постраничных сносках необходимо указывать страницу цитируемого текста. Каждый источник, включенный в список, должен быть использован в тексте курсовой работы. Примеры библиографического описания различных источников представлены в Приложении Ж.

8) Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах и располагаются в порядке появления ссылок в них в тексте работы. В приложении рекомендуется включать дополнительные материалы, связанные с выполнением курсовой работы. При наличии в курсовой работе более одного приложения они нумеруются буквами (без знака №), например: Приложение А, Приложение Б и т. д. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые оформляются следующим образом: см.: Приложение В).

5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Общие требования.

Следует иметь в виду, что оформление курсовой работыиграет немаловажную роль на завершающем этапе ее выполнения. Объем курсовой работы определяется темой и содержанием и должен составлять не менее 30 страниц компьютерного текста стандартного формата А-4. В рекомендуемый объем курсовой работы не входят титульный лист, содержание (оглавление) и приложения. Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая размеры полей (левое – 20 мм; правое – 10 мм; верхнее и нижнее – по 20 мм) через 1,5 междустрочного интервала с применением шрифта «Times New Roman», размер шрифта текста – 12, размер шрифта сносок - 10. Абзацный отступ – 10 мм. Абзацный отступ по всему тексту равен 1,27 см.

Заголовки структурных элементов работы следует располагать в середине строки без точки и печатать строчными буквами: т.е. слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» записывают в виде заголовка симметрично тексту. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.

Текст курсовой работы может делиться на главы и параграфы (пункты, подпункты). Заголовки глав и параграфов следует печатать по центру, строчными буквами, выделяя жирным шрифтом с разрядкой в один интервал, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовок, состоящий из двух предложений, разделяют точкой.

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением, содержания (оглавления), введения, заключения, библиографического списка и приложений (пример: Глава 1, Глава 2 и т. д.). Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделенных точкой (пример: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.). Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой (пример: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.). Аналогичным образом нумеруются и пункты в параграфе (например: 2.4.2, 2.4.3 и т.д.). После номера главы, параграфа, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Допускается наличие в главе всего одного параграфа, а в параграфе - одного пункта. В этом случае тоже нумеруются.

Каждую главу следует начинать с нового листа (страницы). Это правило относится и к другим структурным элементам работы: введению, заключению, списку источников и приложениям, но не к параграфам глав.

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию ко всему тексту. Номер страницы ставится внизу в центре страницы без точки. Титульный лист и оглавление не нумеруются, но включаются в общую нумерацию страниц работы. Главы, пункты и подпункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей курсовой работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой. Образец оформления - Приложение Г.

Название главы должно быть четким, лаконичным и соответствовать ее содержанию. Количество глав не ограничено, но название и содержание каждой должно последовательно раскрывать избранную тему. Недопустимо, чтобы одна из глав повторяла название курсовой работы.

После перепечатывания текста его необходимо самым тщательным образом вычитать для устранения помарок, ошибок, опечаток и т.д. Цитаты, ссылки на архивные и нормативные источники должны быть внимательно сверены.

Выполненная курсовая работа должна быть подписана студентом на титульном листе и вложена в специальную папку (без файлов).

Курсовая работа, представленная в нарушение предъявляемых требований, к защите не допускается.

2. Требования к тексту курсовой работы Курсовая работа должна быть написана научным стилем с соблюдением следующих требований: 1) материал должен быть изложен четко, последовательно и конкретно; 2) каждая новая мысль должна начинаться с абзаца (с красной строки); 3) в работе не рекомендуется использовать местоимение «я» и глаголы в первом лице; 4) изложение материала необходимо строить так, чтобы было понятно, где передается мысль автора работы, а где – других авторов. Например: «автор считает», «по мнению ученых» и т. д.; 5) при использовании в работе цитат необходимо точно воспроизводить цитируемые тексты и обязательно делать ссылку на них в соответствии с установленными правилами; 6) сокращение слов в тексте не допускается; 7) в курсовой работе разрешается употреблять аббревиатуры только после разъяснения их значений. 3. Оформление библиографических ссылок

В тексте основной части научной работы могут приводиться цитаты, содержаться ссылки на нормативно-правовые акты и научную литературу. Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; при заимствовании положений, таблиц, формул; при необходимости отсылки к другому изданию, где более подробно изложен вопрос; при анализе в тексте опубликованных работ. Цитаты не должны быть длинными. Цитирование текста должно быть полным и без искажений мысли автора. Сноски, расположенные непосредственно под текстом, отделяются от основного текста чертой и имеют порядковую нумерацию, единую для всей бакалаврской работы. Если приводится ряд ссылок на работу одного автора, то название сочинения и выходные данные полностью указываются один раз, во всех же остальных случаях указывается фамилия, инициалы автора и сокращение обозначение работы, например:

- Алексеев, С. С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995. – С. 35.

- Алексеев, С. С. Указ. соч. - С. 42.

Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице, то развернутую информацию об источниках дают только в первой сноске, в остальных случаях простав­ляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка: Алексеев, С. С. Там же. - С. 78.

Если предполагаются неоднократные ссылки на источник с длинным наименованием, то первый раз оно приводится полностью и оговаривается его последующее сокращенное наименование: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. Издание Верховного Совета РСФСР. - М., 1991. - № 30. - Ст. 1013 (Далее Ведомости…).

При упоминании автора учебника, монографии в работе следует указать его инициалы и фамилию. Например, как отмечает Л. Н. Гумилев; по теории С. С. Алексеева и т. д. В сноске (ссылке) сначала указывается фамилия, а затем инициалы автора (Алексеев, С. С., Гумилев, Л. Н. и т.д.).

При использовании журнальной статьи в сноске указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год,номер, страница, на которой находится данный текст. Например:

- Алексеев, С. М.Государство и гражданское общество // Аргументы и факты. - 1994. - № 7. - С. 9.

- Акчурин, А. Р. Порядок защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук / А. Р. Акчурин – М., 2007. – С. 27.

При использовании книги, статьи в первый раз в сноске указываются все выходные данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, издательство, год издания, страница). При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно указать фамилию автора, инициалы и страницу источника. Например: Гумилев, Л. Н. Там же. - С. 25.

4. Ссылка на нормативные акты.

При ссылке на нормативные актынеобходимо иметь в виду, что при первом упоминании об акте (кроме Конституции РФ) следует в текстеили сноске указать его полное наименование, кем и когда принят; в сноске же обязательно дать источник. Например: В соответствии с Федеральным законом«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (далее – Закон Об основных гарантиях …). При повторном его упоминании можно использовать его краткое название с обязательным указанием статьи или пункта, имеющих отношение к вопросу. Например:... на основании ст. 11 Закона Об основных гарантиях …

Если в тексте приводятся полные сведения о нормативно-правовом акте, то в под­строчной сноске приводятся данные об источнике, который цитируется:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. / Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. - Т. 5. - М., 1997. – С. 45.

- Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ оᅟ поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г., от 30.12.2008 г., от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газ. – 1993. – 25 дек.; СЗ РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.

- Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г. (в ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011; СЗ РФ. - 2014. - № 11. – Ст. 1088.

5. Ссылка на электронный ресурс. Например:

- Арестова, О. Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин. Режим доступа: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html.

6. Библиографическое описание книг и сериальных изданий:

Библиографическое описание приведено с учетом требований ГОСТ 2.105- 95, ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ 8.417-2003, ГОСТ Р 7.05-20081.

Один автор:

- Кутафин, О. Е. Предмет конституционного права / О. Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2001.

- Кокотов, А. Н. Конституционное право России: учебное пособие / А. Н. Кокотов. – М.: Проспект, 2013.

- Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / Г. Д. Садовникова / отв. ред. И. А. Конюхова (Умнова). - М., 2011.

Два и более авторов:

- Хабриева, Т. Я., Чиркин В. Е.Теория современной конституции / Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин. - М.: Норма, 2005.

7. Ссылки на периодические издания:

- Виноградов, В. А. Проблемы охраны (защиты) Конституции РФ и конституционно-правовая ответственность / В. А. Виноградов // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 1. - С. 12.

8. Ссылки на статьи в журналах:

Статья в одном номере: Князев, С. Д., Арановский К. В. Политическое представительство и выборы / С. Д. Князев, К. В. Арановский // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 16. – С. 21.

Статья в нескольких номерах: Нудненко, Л. А. К истории разработки федерального закона о парламентских расследованиях в Российской Федерации / Л. А. Нудненко // Государство и право. – 2008. - № 8. - С. 11; - № 10. - С. 19.

9. Оформление материалов юридической практики.

Если при написании курсовой работы автором использованы материалы юридической практики (судебной, арбитражной и др.), то в библиографическом списке вначале указываются опубликованные дела, а затем неопубликованные. В состав опубликованных источников включаются правоприменительные акты, которые систематизируются по значимости, а внутри каждой группы документов - проводится систематизация по хронологии. В состав неопубликованных источников включаются, например, архивные документы по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров дел:

- Дело № 2-805/2014из Архива Центрального районного суда г. Сочи.

- Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ» //СЗ РФ. - 1995. - № 45. - Ст. 4408.

- Определение Конституционного суда РФ от 30 сентября 2010 г. № 1354 (электронный ресурс): http://rao.ru/zakon/;

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» // Российская газета. – 2003. – 2 декабря (или: Российская газ. – 2003. – 2 дек.).

6. ПОРЯДОК И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

Порядок и сроки выполнения курсовых работ определяется Положением по организации выполнения и защиты курсовых работ (проектов) СГУ.

Курсовые работы, выполненные студентами, подлежат регистрации на кафедре, обеспечивающей работу по выполнению курсовых работ, а затем с бланками рецензии передаются руководителю для проверки (Приложение И). Курсовая работа должна быть представлена руководителю для рецензирования не менее чем за две недели до установленного срока защиты курсовой работы.

Руководитель оценивает качество курсовой работы в рецензии и принимает решение о допуске (недопуске) работы к защите. При рецензировании и оценке курсовой работы учитывается:

- соответствие содержания работы выбранной студентом теме;

- всесторонность и глубина разработки проблемы;

- основательность и полнота использования нормативных источников, специальной литературы и материалов юридической практики;

- степень овладения студентом научным инструментарием и достаточность методов исследования для решения поставленных задач и выводов;

- полнота раскрытия вопросов, обозначенных в плане для решения поставленных в работе цели и задач; достоинства и недостатки работы;

- самостоятельность суждений и творческий подход к разработке темы;

- обоснованность и аргументированность выводов;

- достоверность и научная обоснованность выводов и предложений;

- логика и последовательностьизложения материала;

- соответствие работы установленным требованиям к ее оформлению.

7. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Завершающим этапом курсовой работы является ее защита, которая должна проводиться в сроки, установленные учебным планом и расписанием занятий. Сроки защиты сообщаются студентам заранее, при выдаче задания.

К защите курсовой работы допускаются студенты, своевременно представившие руководителю выполненную в соответствии с установленными требованиями работу, имеющую положительную рецензию руководителя. При несоблюдении нормативных требований работа возвращается для доработки. Студент должен устранить недостатки не позднее трех дней до защиты.

В случае выявления факта плагиата работа к защите не допускается. В этом случае студент обязан переработать ее или выбрать по согласованию с руководителем новую тему для самостоятельного ее выполнения.

Публичная защита курсовой работы является основной формой проверки готовности работы и оценки знаний студентов по соответствующей дисциплине и производится студентом перед руководителем курсовой работы в присутствии студентов группы. При необходимости по решению зав. кафедрой защита может производиться перед специальной комиссией в составе 2-3 преподавателей. Присутствие руководителя курсовой работы в комиссии обязательно.

Студент на защите должен быть готов к изложению основного содержания работы, результатов исследования; собеседованию по отдельным ключевым моментам работы; ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы. Кроме того, защита курсовой работы заключается в том, что студент дает пояснения по существу критических замечаний, содержащихся в рецензии, отвечает на вопросы руководителя и присутствующих на защите лиц, связанные с содержанием работы.

По результатам защиты курсовой работы выставляется оценка в зачетную ведомость, зачетную книжку. Студент, не защитивший в установленный срок курсовую работу, к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине не допускается. Студент, не представивший в установленный срок работу, получивший неудовлетворительную оценку на защите или не явившийся на защиту по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность. Итоги и защиты курсовых работ обсуждаются на заседаниях кафедры и по мере необходимости на заседаниях ученого совета факулттета.

Критерии оценки курсовой работы:

Оценка «отлично» - студент показывает глубокие знания, которые умело применяются при самостоятельном исследовании темы, умение обобщать практический материал и делать выводы на основе анализа.

Оценка «хорошо» - студент показывает в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне освещает вопросы темы, но не в полной мере проявляет самостоятельность в выполнении работы.

Оценка «удовлетворительно» - сту­дент раскрывает в работе основные вопросы по избранной теме, но не проявляет самостоятельности в анализе или допускает отдельные неточности в содержании работы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы, допустившему грубые ошибки в содержании работы.

Защищенные курсовые работы хранятся в архиве кафедры, согласно установленному сроку хранения.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

1. Система источников конституционного права России.

2. Закон как источник российского конституционного права.

3. Современные проблемы конституционного развития России.

4. Конституция РФ: проблемы пересмотра и внесения поправок.

5. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.

6. Конституционно-правовой статус Общественной палаты.

7. Основы конституционного строя Российской Федерации.

8. Конституционно-правовые основы собственности и экономической деятельности в Российской Федерации.

9. Народовластие в России: сущность и проблемы совершенствования.

10. Конституционно-правовой статус политических партий в России.

11. Конституционно-правовой статус общественных объединений.

12. Правовое регулирование российского гражданства.

13. Конституционное положение личности в России.

14. Конституционные обязанности человека и гражданина в России.

15. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

16. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

17. Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

18. Правовое положение национальных меньшинств в России.

19. Конституционно-правовой режим гласности в России.

20. Реализация права граждан на публичные мероприятия.

21. Правовое регулирование свободы совести, вероисповедания в России.

22. Конституционные ограничения прав и свобод граждан в России.

23. Непосредственная демократия в системе народовластия.

24. Референдум: теория и практика в России и ее субъектах.

25. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц.

26. Представительная демократия в системе народовластия.

27. Проблемы современного российского федерализма.

28. Статус субъектов РФ и проблемы реализации их равноправия.

29. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

30. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

31. Национально-территориальная автономия в России.

32. Национально-культурная автономия в России.

33. Особенности избирательного процесса в России.

34. Принцип разделения властей в организации и деятельности органов государственной власти в России.

35. Организация государственной власти в Краснодарском крае.

36. Правотворческая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

37. Особенности конституционно-правового статуса Президента РФ.

38. Правовое регулирование прекращения полномочий Президента РФ.

39. Избирательные системы в России и зарубежных странах.

40. Избирательные комиссии в России: виды и назначение.

41. Институт предвыборной агитации.

42. Финансирование выборов в Российской Федерации.

43. Выборы депутатов Государственной Думы.

44. Выборы Президента Российской Федерации.

45. Особенности выборов в субъектах Российской Федерации.

46. Избирательные споры и порядок их разрешения.

47. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

48. Проблемы совершенствования организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

49. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве РФ.

50. Конституционные основы правового статуса Правительства РФ.

51. Законодательный процесс в Российской Федерации.

52. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации.

53. Особенности правового статуса российского парламентария.

54. Парламентский контроль в России.

55. Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ.

56. Проблемы организации законодательной власти субъектов РФ.

57. Проблемы организации исполнительной власти субъектов РФ.

58. Система федеральных органов исполнительной власти в России.

59. Организация деятельности Президента Российской Федерации.

60. Институт полномочного представителя Президента РФ в системе органов государственной власти.

61. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

62. Конституционно-правовые основы деятельности судов общей юрисдикции.

63. Значение актов Конституционного Суда РФ в становлении и развитии российской государственности.

64. Институт конституционного контроля в России.

65. Конституционное судопроизводство в России.

66. Правовое регулирование деятельности судов субъектов РФ.

67. Особенности правового статуса судей в Российской Федерации.

68. Конституционно-правовые основы деятельности арбитражных судов.

69. Правовой статус судьи Конституционного суда РФ.

70. Проблемы эффективности прокурорского надзора.

71. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ.

72. Органы и должностные лица местного самоуправления.

73. Ответственность в системе местного самоуправления.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

1. Источники административного права: понятие и система.

2. Административно-правовой договор как источник российского административного права.

3. Административные правоотношения: понятие, структура и механизм возникновения.

4. Субъекты российского административного права: понятие и виды.

5. Индивидуальные субъекты административного права.

6. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации: понятие, структура и содержание.

7. Система административно-правовых гарантий прав и свобод граждан в Российской Федерации.

8. Обращения граждан: понятие и правовое регулирование.

9. Административно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации: особенности, структура и содержание.

10. Исполнительная власть: сущность, функции, субъекты.

11. Орган исполнительной власти: понятие, виды, административно-правовой статус.

12. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

13. Правительство РФ высший орган исполнительной власти.

14. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

15. Организация исполнительной власти в субъектах РФ.

16. Система органов исполнительной власти субъекта РФ.

17. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.

18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений в Российской Федерации.

19. Общественные объединения как субъекты российского административного права.

20. Система государственной службы в Российской Федерации.

21. Государственная гражданская служба в системе государственной службы Российской Федерации.

22. Военная служба в системе государственной службы РФ.

23. Правоохранительная служба в системе государственной службы Российской Федерации.

24. Административно-правовой статус государственных служащих в Российской Федерации.

25. Административно-правовые формы государственного управления.

26. Административно-правовые акты как форма государственно-управленческой деятельности.

27. Административно-правовой договор как форма государственно-управленческой деятельности в Российской Федерации.

28. Административно-правовое принуждение в Российской Федерации: сущность, основания и меры.

29. Административно-правовые режимы в РФ: понятие и виды.

30. Административная ответственность в Российской Федерации: понятие, правовое регулирование.

31. Система административных наказаний.

32. Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.

33. Административная ответственность за правонарушения в определенной области (в соответствии с Особенной частью Кодекса РФ об административных правонарушениях).

34. Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву

35. Административный процесс: понятие, виды и проблемы законодательного регулирования.

36. Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти: понятие и виды.

37. Производство по заявления, заявлениям, жалобам граждан в процессе государственного управления.

38. Производство по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации: правовое регулирование, задачи, принципы.

39. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях

40. Субъекты административной юрисдикции.

41. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации.

42. Способы обеспечения законности и дисциплины в системе исполнительной власти Российской Федерации.

43. Государственный контроль в РФ: понятие, виды, формы.

44. Административный надзор: проблемы теории и законодательного регулирования.

45. Основы организации государственного управления в России.

46. Государственное управление в области экономического развития в России.

47. Государственное управление в сфере финансов и кредита в России.

48. Государственное управление промышленностью, торговлей и отраслями топливно-энергетического комплекса в России.

49. Государственное управление агропромышленным комплексом в РФ

50. Государственное управление транспортным комплексом и дорожным хозяйством в России.

51. Государственное управление в сферах связи и информационных технологий в России.

52. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования в России.

53. Государственное управление в области образования и науки в России.

54. Государственное управление в области здравоохранения, труда и социальной защиты в России.

55. Государственное управление в области культуры в России.

56. Государственное управление в сфере обороны в России.

57. Государственное управление в сфере безопасности в России.

58. Государственное управление в сфере внутренних дел в России.

59. Государственная регламентация внешнеполитической деятельности.

60. Государственное управление в сфере юстиции.

61. Межотраслевое государственное управление в России

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. История государственного управления: современный взгляд на классические идеи и традиции.

2. Теоретико-методологические основы государственного управления.

3. Государственное управление как система институтов и принципов организации власти.

4. Государство как управляющая система.

5. Территориальные уровни государственного управления.

6. Эффективность государственного и муниципального управления.

7. Информационное обеспечение государственного управления и муниципального управления.

8. Антикризисный менеджмент в системе государственного управления.

9. Современная российская модель государственного управления.

10. Глава государства в системе управления государством.

11. Законодательная власть в системе управления государством.

12. Исполнительная власть в системе управления государством.

13. Судебная власть в системе управления государством.

14. Прокуратура в системе управления государством.

15. Взаимодействие государственного управления с местным самоуправлением

16. Внутренняя и внешняя политика современного государства.

17. Система муниципального управления: теория и практика.

18. Административная реформа в Российской Федерации.

19. Сравнительный административных реформ в зарубежный странах (страны на выбор: Великобритания, Франция, Германия, США, Китай).

20. Реформирование института государственной службы в России.

21. Принципы правового регулирования целевой и функциональной структур государственного и муниципального управления.

22. Правовое регулирование государственного и муниципального управления на этапе развития информационного общества.

23. Правовое обеспечение системных связей государственного и муниципального управления в правореализационном процессе.

24. Правовые отношения в государственном и муниципальном управлении субъектов Федерации: внедрение антикризисных инноваций.

25. Формы и методы правового регулирования государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации.

26. Правовое регулирование управленческой деятельности.

27. Закрепление организационно-правовых форм управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления.

28. Обновление компетенции органов государственного и муниципального управления: международно-правовые и национальные аспекты.

29. Статус органов управления, нормативно-правовые акты и процесс регулирования управленческих отношений.

30. Уставы муниципальных образований как организационно-правовые акты местного самоуправления.

31. Правовые требования к управленческим решениям и порядок их принятия.

32. Положения о государственных и муниципальных органах, регламенты их работы.

33. Правовые основы прохождения государственной и муниципальной службы.

34. Правовые основы подготовки, повышения квалификации и аттестации государственных и муниципальных служащих.

35. Права, обязанности государственных и муниципальных служащих, гарантии и ограничения.

36. Правовое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственного и муниципального управления.

Приложение А

Образец задания на выполнение курсовой работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сочинский государственный университет»

юридический факультет

кафедра конституционного и административного права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: