Современного школьного образования

 
 

 
 

 
 

Основные тенденции развития системы образования определяются социокультурными, духовными и экономическими преобразованиями, происходящими в России и мировом сообществе.

В ХХI веке образование признается в качестве одного из ведущих механизмов устойчивого развития общества. Общество информационных технологий гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся ситуациям жизни. В новых условиях важнейшей чертой современного образования является его направленность на подготовку учащихся к активному освоению ситуации социальных перемен. Образование рассматривается не как самоцель, а как основной механизм изменения знаний, ценностей, поведения и образа жизни и должно иметь опережающий характер.

На рубеже ХХ-ХХI веков происходит переход к новому типу социокультурного наследования. Старая парадигма основывается на передаче свода образцов деятельности в виде логически завершенной системы знаний и правил. Новая - переносит акцент на выработку собственных стратегий по отношению к непредсказуемым социоукльтурным ситуациям. «Подготовка» строится из уверенности, что знания и опыт защитят человека в ситуации проблемы, стихийно возникшей в будущей практике. Образование, соответствующее новой парадигме, ориентирует человека на открытость опыту, на предвосхищение самих возможных проблем.

Следовательно, главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором в центре внимания находится личность ученика.

Эти образовательные ориентиры получили международное признание в начале 90-ых годов и легли в основу идей модернизации российской системы образования.

В отечественной и зарубежной педагогике сформулированы несколько концепций, предлагающих отход от «знаниевой» парадигмы к «личностной».

Способность индивида к успешной деятельности в той или иной области практической деятельности можно обозначить несколькими категориями – грамотностью, квалификацией, компетентностью, образованностью. Все они сегодня используются в теоретических исследованиях и на практике, по сути являясь гранями указанной способности индивида. Базовой среди них является категория грамотности, поскольку состоит из знаний и умений оперировать знаковыми системами естественных и искусственных языков при осмыслении и выполнении тех или иных задач; это способность человека действовать в соответствии с объективной логикой предметного мира и достигать поставленных целей. Термин квалификация характеризует меру освоения профессии (или иного вида деятельности) по степени готовности субъекта к выполнению задач определенного уровня сложности.

И в нашей стране, и за рубежом конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность). О понимании значимости грамотности человека говорит такой факт: Всемирной Организацией Здравоохранения понятие грамотность занесено в 12 показателей, характеризующих здоровую нацию.

Большинство зарубежных авторов при оценке образовательных результатов оперируют понятием грамотность. Несмотря на широкий спектр толкований, это понятие, как правило, «наполняется» не столько знаниями, сколько накопленным опытом решения проблем, опытом оценочной деятельности (Дж. Брунер, Дж. Веллингтон, Э. Фурман) и точнее определяется как функциональная грамотность (ФГ).

Функциональная грамотность остается удобным и широко используемым термином, определяющим возможности выше базовой грамотности и позволяющим определять уровень деятельности человека с использованием печатного слова. Маргинальная грамотность и грамотность выживания являются видовыми понятиями ФГ, определяя ее нижний предел. Понятие культурной грамотности определяет то, что каждая нация считает необходимым включить в данное понятие.

С 1987 года Хёрш выдвинут тезис о том, что общекультурные понятия нации передаются через «грамотность и литературу, изучаемые в учебных заведениях», и составляют часть культурной политики нации. Вслед за введением понятия «культурная грамотность» стали говорить о компьютерной, исторической, географической, юридической, экологической, правовой, информационной грамотностях. Так, информационно грамотный человек умеет определять информационную проблему, выбирать адекватные ресурсы для ее решения, решать проблему, находить и размещать информацию в объемном массиве, читать материалы, синтезировать информацию, оценивать продукт и процесс решения проблемы. Слово «грамотность» стало употребляться во множественном числе. Например, в учебных стандартах школ России вводится понятие математической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления и решать арифметические задачи, но и получение теоретических знаний, усвоение основ математического языка, овладение элементами логического мышления.

В настоящее время предпринимаются серьезные шаги по изменению отношения общества к грамотности как умению читать и писать в классной комнате. Так, 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности; годом грамотности был 1998 в Великобритании, но при подведении итогов оказалось, что года недостаточно[2]. Поэтому ООН объявила 2003-2012 годы десятилетием грамотности.

Таким образом, грамотность как результат образования, включает следующие педагогические аспекты: усвоение и развитие грамотности, оценка уровня грамотности, использование уровня грамотности в различных условиях и ситуациях, общие и специфические аспекты грамотности, обучение академической и функциональной грамотности, описание процессов, стратегий приобретения грамотности.

По мнению Б.С. Гершунского[3], грамотность является лишь начальным уровнем образованности и несет в себе некий «пропедевтический» смысл. Это первый этап, ступень «восхождения» человека ко все более высоким образовательным результатам. Автор предлагает следующую последовательность становления личности: грамотность ® образованность ® профессиональная компетентность ® культура ® менталитет.

Как любой другой компонент результативности образования, грамотность по своей сути ориентирована на будущее, на включение человека в последующие этапы и может быть рассматриваема только в тесной взаимосвязи со всем процессом становления личности на всех его этапах.

Идеи Б.С. Гершунского являются авторским подходом по определению образовательных результатов в отечественной науке, в целом определяемые через понятие образованность.

Сущность понятия образованность выражает его сориентированность не только на наличие определенного объема знаний и умений, но и на ценностно-потребностные компоненты структуры личности. Например, С.И. Гессен рассматривает понятие «образованность» как один из синонимов слова «культура» (наряду с цивилизацией и гражданственностью), считая, что данное понятие было бы правильно закрепить за «духовным» содержанием культурной жизни, включая науку, искусство, нравственность и религию.

Другой подход к обоснованию и определению сути образованности представлен работами петербургских ученых (О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.). С позиций данного подхода, образование – это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и личного опыта обучаемых. Образованность является индивидуально-личностным результатом образования, качеством личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровень образованности в определенной области знания, виде деятельности, определяется степенью сложности решаемых человеком проблем, глубиной проникновения в современную культуру, которая в свою очередь характеризуется разными способами оперирования знаниями для преобразования действительности[4].

Образованность как качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности (образовательной, трудовой, досуговой и т.д.) и связано с некими представлениями об уровне развития данного качества. Поэтому в современном обществе определяется образовательный стандарт, как признаваемый обществом уровень образованности граждан, характеризующий их дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.

Становление образованности происходит последовательно в рамках следующих уровней:

- элементарная грамотность (освоение элементарных средств учебно-познавательной деятельности);

- функциональная грамотность (умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний);

- компетентность, методическая и методологическая (умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний).

Таким образом, в отличие от зарубежных исследователей, в качестве результата образования рассматривающих грамотность личности, отечественные ученые создали целостную концепцию образованности человека, в которой грамотность понимается как один из уровней (ступеней) образованности личности.

Следует обратить внимание на тот факт, что в вышеуказанных концепциях используются идеи о компетентности личности[5], рассматриваемой как один из уровней, ступеней, следовательно, и один из видов образовательного результата.

Анализ специальной литературы показывает, что процесс осмысления феномена компетентности продолжается, несмотря на то, что он прочно вошел в научную и практическую лексику. Можно выделить некоторые подходы в современной науке, в которых компетентность понимается как:

- мера включенности человека в деятельность (Б.Д. Эльконин);

- психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К. Маркова);

- опыт или освоенные способы деятельности (Т.А. Степанова);

- наиболее общие (универсальные) способности и умения (К.Г. Митрофанова);

- способность мобилизовать знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности (С.И. Шишов, В.А. Кальней);

- способность (умение) действовать на основе приобретенных знаний, позволяющая эффективно решать проблемы и типичные задачи (Г.Б. Голуб, И.Д. Фрумин, Л.М. Митина, О.В. Чуракова и др.).

Современная образовательная практика связывает образовательные результаты с компетентностью человека. Выпускник школы, согласно компетентностному подходу, должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. На основе знаний, умений и навыков, разнообразного опыта деятельности и отношений, у ученика формируются основные компетенции (называющиеся ключевыми), приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.

Следует различать понятия компетентность и компетенция. В русском языке частица «-ность» означает степень овладения определенным качеством (например, внимание - внимательность). Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, под компетенцией понимается некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека, а под компетентностью – уже состоявшееся его личное качество, характеристика[6].

Каким образом формируются компетентности и компетенции, какими свойствами они обладают – эти и другие вопросы подробно рассматриваются в следующей теме.

Итак, анализ образовательной практики позволяет выделить основные категории, обозначающие современное понимание образовательных результатов:

грамотность – (в узком смысле) умения читать и писать; в широком смысле - устойчивое свойство личности, связанное с освоением базовых знаний и умений, которые позволяют осваивать элементы культуры на начальном уровне;

образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

компетентность как образовательный результат есть сложное свойство личности, обуславливающее ее способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций с использованием всего накопленного опыта.

& Основная литература:

1. Алексеева Т.Б. Определение образовательных результатов: опыт отечественной школы / Алексеева, Т.Б. //Образовательные результаты/ Под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 1999. – С.5-26

2. Богданова Р.У. Образовательные результаты в зарубежной педагогической практике / Богданова, Р.У. //Образовательные результаты/ Под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 1999. – С.27-39

3. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ / Беркалиев, Т.Н., Заир-Бек, Е.С., Тряпицына, А.П.- СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.

4. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат / Лебедев, О.Е. //Образовательные результаты/ Под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 1999. – С.40-53

5. Гершунский Б.С. Философия образования / Гершунский, Б.С. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 384 с.

6. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность как глобальная проблема ХХI века / Ермоленко, В.А. // Теоретические исследования в 1999 году: Материалы науч.-практ. конференции / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики; Под ред. В.А. Мясникова; Сост. А.В. Овчинников. – М., 2000. – С. 159-166

7. Компетентностный подход в образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2004. – 392 с.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Хуторской, А.В. // Нар. образование. – 2003. - № 2

& Дополнительная литература:

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века / Вульфсон, Б.Л. – М.:УРАО, 1999. – 207 с.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / Гузеев, В.В. – М.: Народное образование, 2001. – 238 с.

3. Модернизация общего образования: Оценка образовательных результатов: Книга для учителя /Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112с.

4. Мясников В.А., Найденова Н.Н. Постсоветское образовательное пространство в контексте педагогических измерений / Мясников, В.А., Найденова, Н.Н. – М.: ИТИП, 2006. – 480 с.

5. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA–2000. - М., «Логос», 2004.

6. Тангян С.А. Грамотность в компьютерный век / Тангян, С.А. // Педагогика. – 1995. - № 1. – С. 13-20

7. Равен Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы / Равен, Дж. – М.: «Когнито Центр», 2001. – 140 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: