Стандартных образовательных результатов

 
 

 
 

 
 

Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение современных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования.

Пути достижения нового качества школьного образования в концепции модернизации определены: переход на новые образовательные стандарты, организация профильного обучения в старшей школе, введение единого государственного экзамена. Предполагается, что новые стандарты будут способствовать формированию современных целей образования, профильное обучение даст учащимся опыт самостоятельного выбора, а введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) повысит и объективность оценки образовательных результатов, и ответственность учащихся за результаты собственной учебной деятельности.

Вместе с тем, существует и немалый риск того, что результаты модернизации школьного образования будут существенно отличаться от первоначального замысла: сохранится доминирующая ориентация на достижение множества частных предметных результатов, профильное обучение будет основываться на предпочтениях школы, а не на выборе учащихся, подготовка к ЕГЭ сведется к элементарному «натаскиванию» учащихся на выбор правильного ответа[23].

Рассмотрим нововведения в оценке стандартных образовательных результатов.

Латинское examen означает испытание. Традиционный экзамен в известной всем форме «вопрос-ответ» возник не случайно. Долгое время полученными знаниями человек мог пользоваться всю жизнь, поэтому требовалось их прочное усвоение. Учителю отводилось место посредника между увеличивающимся объемом знаний и обучающимися. Отсюда и доминирование дидактической направленности, и значимость зазубривания, и способы контроля качества обучения. Твердость запоминания легла в основу итоговой процедуры оценивания успешности обучения и традиционный экзамен несколько веков выступал главной ее формой.

Привычная для большинства, опросная форма традиционного экзамена имеет свои преимущества. Такой экзамен не требует большой подготовки от преподавателя: ему необходимо только разработать вопросы по своему курсу. Для обучающихся это отличная тренировка памяти и проработка всего теоретического курса (правда, не всеми). В-третьих, сила традиции по инерции заставляет использовать привычную процедуру, понятную учителям, родителям, обучающимся. Внедрение новых форм связано не только с «технологическими» вопросами, но и с психологическими.

Следовательно, форма проведения экзамена зависит от исторических условий: от цели воспитания и обучения, предъявляемой обществом, и от роли учителя, которую предписывает общество.

В условиях современного общества происходят сущностные изменения в понимании процессов воспитания и обучения, их процедур и оснований. Содержание и смысл экзамена меняется.

Каковы направления модернизации традиционного экзамена?

При традиционной технологии сдачи экзаменов обучающемуся необходимо как можно лучше выучить содержание вопросов и изложить по памяти то, что им усвоено. Но в жизни гораздо важнее другое - умение пользоваться источниками информации для решения жизненных и профессиональных задач. Лавинообразное нарастание информации под влиянием научно-технической революции порождает острый недостаток времени для её освоения. Поэтому образовательные системы должны ориентироваться не на заучивание, а на использование информации. Сегодня невозможно научиться один раз всему на всю жизнь.

Близкая проблема, связанная с развитием мотивационной сферы личности, предполагает продуктивное решение проблемы: учиться для сдачи экзамена или для практической деятельности?

Далее, в процессе экзамена обучающийся отвечает лишь на один-два из вопросов курса. Для преодоления такой фрагментарности предъявляемых знаний необходимо переориентировать содержание ответа на всесторонний анализ, целостное решение жизненных и профессиональных задач. При этом следует учитывать, что механическое добавление к теоретическим вопросам практических задач на экзамене не признается эффективным.

Наводит на размышления и процедура проведения традиционного экзамена. В частности «интимный» характер ответов студентов на экзаменах: почему студент отвечает только преподавателям? Почему его ответ не слышат все остальные студенты? Почему студент отвечает только на один-два вопроса, причём - на такие, на которые не придётся отвечать остальным? Кроме того, велика опасность случайности, связанной со стрессовым состоянием испытуемого и тем, что проверке подлежит лишь малая часть знаний: возможности убедиться в их полноте и многогранности весьма ограничены.

Например, Н.И. Пирогов был противником экзаменов. Вот что он писал: «...Я почти ежедневно убеждаюся из опыта, что экзаменационное направление в наших училищах не приносит никаких благих резуль­татов. Оно вредно, оно возбуждает наклонность в учащихся учиться для экзамена, а не для науки. Многие учащиеся плохо занимаются целый год с той задней мыслью, что перед экзаменами они засядут и догонят. Официальная же обстановка, с ко­торой обыкновенно соединены эти испытания, не содействует, а скорее препятствует беспристрастному и точному решению воп­роса о сведениях учащихся»[24].

В современном обществе экзамен должен проверять не объем знаний и прочность их закрепления в памяти, а умение рассуждать и ориентироваться в различных проблемах изучаемой науки. В результате экзамен будет превращаться в дискуссию, будет затронута вся личность обучаемого – его интеллект, чувства, воля, творческие способности, нравственные свойства. Так экзамен станет реальным средством полготовки молодежи к самостоятельной взрослой жизни. Перспективы экзамена требуют использования альтернативных форм его проведения.

Система оценки качества образования в России основывается на введенных образовательных стандартах, что обусловило необходимость оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим была поставлена задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Одним из способов решения данной задачи стало введение Единого государственного экзамена.

В настоящее время реализация ЕГЭ осуществляется при отсутствии утвержденной концепции. Однако существующие разработки позволяют сформулировать перспективные направления развития ЕГЭ в России.

В основу программы обновления образования в России положена идея об упразднении существующей сегодня системы двойных экзаменов: выпускных и вступительных. Выпускник сдает по каждому обязательному или выбранному предмету один экзамен по окончании средней школы (единый государственный), который является одновременно и выпускным, и вступительным экзаменом по данному предмету.

В состав единых государственных экзаменов входят единые общие экзамены, проводимые по образовательным областям федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также единые профильные экзамены. Номенклатура единых государственных экзаменов по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (общих экзаменов), также перечень единых профильных экзаменов определяются Министерством образования РФ. Например, в качестве общих единых экзаменов могут выступать общенациональные экзамены по русскому языку и математике; можно предположить, что затем будут вводиться иные общие экзамены, например, по истории России, иностранному языку, информационным технологиям и проч., т. е. по тем направлениям образования, которые будут признаны приоритетными и обязательными (для всякого, кто претендует на получение высшего образования).

Успешная сдача единых экзаменов дает право на продолжение образования на уровне среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, Единый государственный экзамен есть добровольное экзаменационное испытание для выпускников средней школы (т.е. уже получивших аттестат о полном общем образовании на основании положительных итоговых отметок), одинаковое по содержанию, форме, способу проведения, оцениванию результатов, устанавливаемое на каждый учебный год по соответствующей образовательной области (учебному предмету).

Следовательно, ЕГЭ призван решить важные задачи современного этапа развития отечественного образования.

Прежде всего, это обеспечение большей доступности всех уровней образования для граждан России. Независимо от места проживания, материального положения семьи, выпускник, имея сертификат, может рассылать свои данные в любой вуз для поступления.

Далее, это проблема оценки качества образования. Сегодня оценивает тот, кто учил: чему научил, то и проверил. Результаты, полученные в работе разных учителей и разных образовательных учреждений, сегодня практически не сопоставимы. В сущности, экзамены часто используются как средство давления на учеников, усвоение ими «ненужных» знаний.

Также ЕГЭ нацелен на решение проблем преемственности между ступенями общего среднего и профессионального (высшего и среднего) образования[25].

Поскольку Единый экзамен проводится с использованием тестовых заданий, перед учителем-предметником встает сразу несколько задач, кроме основной задачи формирования знаний и умений учащихся. Это задачи по подготовке учащихся в следующих направлениях:

· понимание содержания теста, т. е. концентрация внимания;

· распределение времени ответа на тест;

· актуализация в памяти необходимой и достаточной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: