Позиции | Компоненты | Результаты (баллы) |
Блок А Олимпиады | Городская: -победитель -призёр Районная: -победитель -призёр Школьная (победитель) | 5 4 3 2 1 |
Блок Б Иные сертификаты | Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования и курсы по предметам Школьные и межшкольные научные общества Конкурсы и мероприятия, организованные МОС | От 1 до 5 |
Б) «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.
Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Преимущества данного варианта:
Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Ограничения данного варианта:
Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
§ Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
§ Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
§ Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.
§ Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
§ Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
§ Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
§ Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.
§ Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
§ Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
§ Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.
§ Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
§ Другое.
В) «Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Преимущества данного варианта:
Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Ограничения данного варианта:
Сложность формализации и учета собранной информации.
Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
§ Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);
§ Рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
§ Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
§ Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
§ Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;
§ Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
§ Другое
2. На основании предложенных вариантов портфолио в ходе эксперимента предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).
Приведем примеры:
a) Портфолио, состоящий из трех разделов: «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».
в) Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел работ» + «раздел отзывов».
c) Портфолио «простые» (3 варианта).
(Советник Министра образования РФ, сопредседатель рабочей группы по проекту «Профильное обучение» А.А. Пинский от 21.03.2003)
ü Что я хотел(а) узнать, чему научиться, при изучении данных проблем?
ü Как я это делал(а)?
ü Что при этом чувствовал(а)?
ü Что изменилось в моих ценностях, знаниях, умениях в итоге?