Международное сотрудничество в области охраны труда

Важными нормативными актами по вопросам охраны труда есть международные договоры и соглашения, к которым присоединилась Украина в установленном порядке. Статьей 3 Закона “Об охране труда” предполагается, если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховным Советом Украины, установлены другие нормы, чем те, что предусмотренные законодательством Украины об охране труда, применяются нормы международного договора.

Подавляющее большинство международных договоров и соглашений, в которых принимает участие Украина и которые большей или меньшей мерой касаются охраны труда, можно объединить в четыре группы:

1. Конвенции, Рекомендации и другие документы Международной Организации Труда;

2. Директивы Европейского Союза;

3. Договоры и соглашения, подписанные в рамках Содружества Независимых Государств;

4. Двусторонние договоры и соглашения.

Кроме вышеупомянутых организаций в дело охраны труда вносят свой взнос также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВООЗ), Международная организация по стандартизации (ИСА), Международная организация авиации (ІКАО) и ряд других.

Значительное меcцe среди международных договоров, которыми регулируются трудовые отношения, занимают конвенции Международной Организации Труда в области улучшения условий труда и рекомендации относительно их применения. К МОТ сейчас входит 173 страны. Структурно МОТ состоит из Международной Конференции труда, Административного Совета и Международного Бюро труда.

Международная Конференция труда - вышестоящий орган МОП и поэтому она носит название также Всемирный Парламент труда - проводится каждый год в июне при участии представителей всех стран-членов.

Международное Бюро труда - это постоянный секретариат организации, который разрабатывает Кодексы практических мероприятий, осуществляет мониторинг финансовых дел, разрабатывает повестку дня следующих Международных Конференций труда.

Административный Совет включает 28 правительственных представителей, 14 представителей работодателей и 14 представителей рабочих. Административный Совет осуществляет контроль за деятельностью Международного Бюро труда и связь между ним и Международной Конференцией труда.

Все механизмы принятия решений в МОТ связаны с ее уникальной структурой, которая базируется на принципе трипартизму, т.е. равного представительства трех сторон - правительства, работодателей и рабочих. Так принимаются решение каждой страни-члена, так принимаются решение по сути работы комитетов Конференции по Международным Конвенциям, Рекомендациям и т.п..

Техническое содействие МОТ в сфере охраны труда носит разные формы. Некоторые проекты помогли странам-членам при разработке новых законодательств по охране труда и при укреплении инспекционных служб. В других странах осуществлялась поддержка при создании институтов по производственной безопасности и гигиене труда для содействия научным исследованиям и разработке учебных программ. Основными формами деятельности МОТ есть разработка стандартов, исследование, сбор и распространение информации, техническое содействие. При активном сотрудничестве со странами-членами эти мероприятия делают более успешной борьбу за достижение социальной справедливости и мира во всем мире. За свою деятельность МОТ получила в 1969 г. Нобелевскую Премию Мира.

Со времени своего учреждения МОТ постановила свыше 180 Конвенций, 74 из которых связанные с условиями труда. Весомая часть этих конвенций касается вопросов охраны труда. Особое место среди Конвенций МОТ занимает Конвенция № 155 “О безопасности и гигиене труда и производственной санитарии”, которая закладывает международно-правовую основу национальной политики относительно создания всесторонней и последовательной системы профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В МОТ действует система контроля за применением в странах-членах Организации конвенций и рекомендаций. Каждое государство обязано подавать доклады о применении на своей территории ратифицированных ею конвенций, а также информации о состоянии законодательства и практики по вопросам, которые поднимаются в отдельных, не ратифицированных ею конвенциях.

Директивы, которые принимаются в рамках Европейского Союза и является законом для всех его стран, отвечают конвенциям МОТ. С другой стороны, при разработке новых конвенций, рекомендаций и других документов МОТ учитывается передовой опыт стран-членов ЕС. Все возрастающая важность директив ЕС обусловлена многими причинами, среди которых найсущественными есть следующие четыре:

- общие стандарты здоровья и безопасности оказывают содействие экономической интеграции, поскольку продукты не могут свободно циркулировать внутри Союза, если цены на аналогичные изделия различаются в разных странах-членах через разные потери, которые накладывает безопасность и гигиена труда на бизнес;

- сокращение человеческих, социальных и экономических потерь, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями, приведет к большой финансовой экономии и вызовет существенный рост качества жизни во всем Сообществе;

- внедрение наиболее эффективных методов работы должно принести с собой рост производительности, уменьшение эксплуатационных (текущих) затрат и улучшение трудовых отношений;

- регулирование определенных рисков (таких, как риски, которые возникают при больших взрывах) должно согласовываться на наднациональному уровне в связи с масштабом ресурсных потерь и с тем, что любое несоответствие в сути и использовании таких положений приводит к “искривлениям” в конкуренции и влияет на цены товаров.

Украина не является членом ЕС, но неоднократно на высочайших уровнях заявляла о своем стремлении ко вступлению в эту организацию. Одной из условий принятия новых стран к ЕС есть соответствие их законодательства законодательству ЕС, поэтому в нашей стране ведется активная работа по согласованию требований законов и нормативно-правовых актов директивам ЕС.

Активная работа относительно развития и усовершенствование правовой базы охраны труда проводится в странах-членах СНГ. Важную роль в этой работе сыграют модельные законы, принятые на межгосударственном уровне. Цель этих законов оказывать содействие сближению национального законодательства в области охраны труда на межгосударственном уровне, создание единой правовой базы, направленной на максимальное обеспечение социальной защищенности работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: