Название разделов и тем
| Содержание учебного материала, семинарские (практические) занятия
| Объем часов
| Уровень освоения
|
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии
| Содержание учебного материала
1. Предмет и методы психологии.
2. Развитие представлений о предмете юридической психологи, современное его понимание.
3. Основные цели, задачи и методы юридической психологии как научной и прикладной дисциплины.
4. Этапы формирования юридической психологии основные пути и направления в ее развитии.
5. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией. Научная природа юридической психологии.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 2. Психика человека. Понятие и классификация психических явлений
| Содержание учебного материала
1. Классификация психических явлений.
2. Возникновение и развитие психики.
3. Психика человека.
4. Сознание как высшая форма психики.
5. Нейрофизиологические основы психики.
6. Строение и функции нервной системы.
7. Принципы и законы высшей нервной деятельности.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 3. Система психических процессов: познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.
| Содержание учебного материала
1. Психические познавательные процессы, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
2. Эмоциональные процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
3. Волевые процессы и состояния, использование их закономерностей в профессиональной деятельности юриста.
4. Мотивация и регуляция поведения личности.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 4. Психические состояния. Значение психических процессов и состояний в деятельности юриста
| Содержание учебного материала
1. Понятие и классификация психических состояний.
2. Эмоции и чувства.
3. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация).
4. Состояния тревожности, психической напряженности.
5. Критерии оценки аффекта.
6. Значение психических состояний в деятельности юриста.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 5. Психология личности и структура ее психических свойств.
| Содержание учебного материала
1. Понятие личности в психологии и в правовой науке.
2. Структура личности.
3. Совокупности свойств личности - темперамент, характер, способности.
4. Характер и его свойства.
5. Задатки и способности.
6. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 6. Мотивация и регуляция поведения личности. Использование психологических особенностей личности в деятельности юриста
| Содержание учебного материала
1. Структура направленности личности.
2. Сознательная и бессознательная мотивация поведения личности.
3. Волевая регуляция поведения.
4. Структура волевого действия.
5. Индивидуально психологические особенности личности и их использование в деятельности юриста.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 7. Методология юридической психологии
| Содержание учебного материала
1. Юридическая психология в системе научного знания.
2. Предмет, система, задачи и содержание юридической психологии.
3. Методологические основы юридической психологии.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 8. Психология юридического труда. Юридические профессиограммы
| Содержание учебного материала
1. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности – разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.
2. Профессиограмма деятельности юриста.
3. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов.
4. Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 9. Психология общения и межличностных отношений Ведение переговоров с преступниками
| Содержание учебного материала
1. Общение как фактор социализации личности.
2. Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.
3. Речь в профессиональном общении юриста. Функции и виды речи.
4. Речевое поведение юриста.
5. Социальные роли и статус партнеров по общению.
6. Понятие группы в социальной психологии.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 10. Криминальная психология. Психологические особенности личности преступника и преступного поведения
| Содержание учебного материала
1. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника.
2. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника.
3. Психологические факторы формирования преступного поведения личности. Психология преступного деяния.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 11. Психология потерпевшего. Психологические особенности виктимного поведения.
| Содержание учебного материала
1. Психологические особенности личности потерпевшего.
2. Понятие виктимности.
3. Психологические аспекты виктимного поведения.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 12. Психология несовершеннолетних. Психология преступной группы
| Содержание учебного материала
1. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника.
2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.
3. Понятие о криминальной субкультуре.
4. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах).
5. Психологические методы нейтрализации круговой поруки в борьбе с групповой преступностью.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 13. Психологические основы предварительного расследования. Психологические основы осмотра места происшествия, обыска и выемки
| Содержание учебного материала
1. Психология предварительного расследования.
2. Психологические особенности взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса.
3. Психологические аспекты осмотра места происшествия.
4. Составление психологического портрета неизвестного преступника.
5. Психологические особенности обыска и выемки.
6. Психология обыскиваемого и обыскивающего.
7. Психологические особенности личности обыскиваемого.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 14. Психология допроса и очной ставки
| Содержание учебного материала
1. Общие психологические особенности проведения допроса.
2. Вопросы как средство психологического воздействия на допрашиваемое лицо.
3. Психологические особенности допроса свидетеля и потерпевшего. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого.
4. Психологические особенности проведения очной ставки.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 15. Психологические основы проверки показаний на месте и следственного эксперимента. Психология предъявления для опознания
| Содержание учебного материала
1. Психологические особенности проверки показаний на месте.
2. Психология следственного эксперимента.
3. Проверка психологических особенностей личности, а также ее навыков, умений и способностей в смоделированных условиях.
4. Психология предъявление для опознания.
5. Психологические особенности восприятия объекта и личности опознающего.
6. Психологические закономерности процесса узнавания. Симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание.
7. Психологические особенности опознания трупа.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 16. Судебно-психологическая экспертиза
| Содержание учебного материала
1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы.
2. Особенности постановки вопросов перед судебно-психологической экспертизой.
3. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы.
4. Комплексная психолого-психиатрическая и медико-психологическая (судебная) экспертиза.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 17. Психологические аспекты гражданского и арбитражного судопроизводства
| Содержание учебного материала
1. Психологические особенности гражданского судопроизводства.
2. Психология участников гражданского процесса.
3. Психология деятельности арбитражного суда.
4. Психологические особенности участия посредника в арбитражном судопроизводстве.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 18. Психологические основы деятельности прокурора. Психологические особенности деятельности адвоката и нотариуса
| Содержание учебного материала
1. Психологические особенности деятельности прокурора.
2. Психологические аспекты деятельности адвоката.
3. Социально-коммуникативные и нравственные качества адвоката.
4. Социально-психологические особенности деятельности нотариата.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 19. Психологические аспекты уголовного судопроизводства
| Содержание учебного материала
1. Общие психологические аспекты уголовного судопроизводства.
2. Психологические особенности судебного следствия.
3. Психологические особенности допроса в суде.
4. Психологические аспекты оценки доказательств и назначения наказания в ходе судебного разбирательства.
5. Психологические особенности личности судьи.
6. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей.
7. Психологические особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Тема 20. Исправительно-трудовая психология. Психологические факторы ресоциализации
| Содержание учебного материала
1. Психология осужденного.
2. Проблемы эффективности наказания.
3. Труд осужденного в условиях лишения свободы.
4. Психологические факторы успешной ресоциализации.
5. Проблемы адаптации освобожденного к жизни на свободе.
|
|
|
Лекции
|
|
Семинарские (практические) занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
ИТОГО
| Лекции
|
| |
Семинарские (практические) занятия
|
|
|
Самостоятельные работы обучающихся
|
|
|
Всего
|
|
|