Античный риторический идеал и культура Возрождения 7 страница

1 сСостав заключения речи.> XIX. Заключение слагается из четырех <моментов> – <1> из попытки хорошо расположить слушателя к себе и плохо – к противнику, <2> из возвеличения и умаления, <3> из попытки возбудить в слушателе <нуж‑ные> чувства (πάθη), и <4> из напоминания <о сказанном выше>.

<1> После того, как мы доказали нашу правдивость и лживость противника, естественно восхвалять <себя>, порицать <его> и завершить <спор>. Нужно стремиться к одному из двух: либо <доказывать, что ты> хорош вообще, либо – что в этом деле; либо – что <он дурен> вообще. Топика, к которой следует прибегать, желая представить кого‑либо почтенным или дурным, рассмотрена выше.

<2> Затем естественно возвеличивать или умалять уже дока‑

2 занное; нужно, чтобы факты (τά πεπραγμένα) были признаны, если хочешь оценивать их значение. Ведь и увеличение тел происходит на основе уже наличного. Ранее изложена топика, при помощи которой следует возвеличивать и умалять.

<3> Затем, когда выяснены <факты> и выяснено их значение,

3 следует заставить слушателя испытывать страсти, как‑то:

χιχ,ι Топика, к которой следует прибегать, желая представить кого‑либо почтенным или дурным, рассмотрена выше – в первой книге «Риторики», IX.

Х1Х·2 «Ранее изложена топика» – во второй книге «Риторики», XIX.

Х1Х3 «Общие места указаны выше» – во второй книге «Риторики», I–XI.

жалость, негодование, гнев, ненависть, зависть, честолюбие, задор. И для этого общие места указаны выше.

4 <4> Остается возобновить в памяти сказанное прежде. Это уместно делать так, как <иные> велят делать во вступлении, но дают неправильный совет, – а именно, почаще повторять ради вразумительности. Там <во вступлении> надо сообщать суть, чтобы <слушатель> не оставался в неведении, о чем спор; здесь же <в заключении> надо по пунктам (κεφαλαιωδως) перечислить ос‑

5 нования для приговора. Начать надо с того, что <оратор> выполнил все, что обещал <во вступлении>; поэтому надо отметить, что мы сказали, и почему. Возможно также сравнение с противником: сравнивать нужно либо то, что оба сказали о том же, либо не так прямо. «Вот его рассказ об этом деле, вот мой,

1420а вот мои доводы». Или с иронией: «Он ведь говорит вот что, а я вот что. Как вам кажется, на что бы он решился, если бы доказал столько же, а не вот столечко?» Можно с вопросом: «что же

6 остается доказать?» Или: «а что доказал он?» Итак, Заключение должно основываться> либо на сравнении <с противником^ либо на естественной последовательности сказанного – сначала нами, потом, если угодно, противником. Для слога хороши бессоюзия, чтобы конец являл собой <настоящее> заключение, а не <просто> речь: «я сказал, вы услышали, вы знаете: судите!»

Х1Х·6 Пример бессоюзного заключения, который, как отмечают комментаторы, заодно служит довольно подходящим заключением для самой «Риторики», навеян концом одной из лучших речей Лисия – речи XII («Против Эратосфена»: «...я заканчиваю мое обвинение: вы услышали, вы увидели, вы восчувствовали – дело за вами, судите!».

Литература

Аверинцев 1966 – С. С. Аверинцев. Приемы организации материала в биографиях Плутарха //Сб. Вопросы античной литературы и классической филологии / Отв. ред. М. Е. Грабарь‑Пассек. М., 1966, с. 234–246.

Аверинцев 1966а – С. С. Аверинцев. О жанровой специфике «Параллельных жизнеописаний» // Вестник древней истории, 1966, № 4, с. 68–80.

Аверинцев 1970 – С. С. Аверинцев. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы, 1970, № 3, с. 113– 143; Сб. О современной буржуазной эстетике, вып. 3. М., 1972, с. 110–155.

Аверинцев 1973 – С. С. Аверинцев. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.

Аверинцев 1973а – С. С. Аверинцев. На перекрестке литературных традиций (Византийская литература: истоки и творческие принципы) // Вопросы литературы, 1973, № 2, с. 150–183.

Аверинцев 1975 – С. С. Аверинцев. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Сб. Древнерусское искусство. Зарубежные связи / Ред.‑сост. Г. В. Попов. Вступит, ст. О. В. Подобедовой. М., 1975, с. 371–397.

Аверинцев 1976 – С. С. Аверинцев. Славянское слово и традиции эллинизма // Вопросы литературы, 1976, № 11, с. 152–162.

Аверинцев 1976а – С. С. Аверинцев. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Сб. Из истории культуры средних веков и Возрождения / Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1976, с. 17–64.

Аверинцев 1977 – С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Аверинцев 1979 – С. С. Аверинцев. Классическая греческая философия как явление историко‑литературного ряда // Сб. Новое в современной классической филологии / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М., 1979, с. 41–81.

Аверинцев 1984 – С. С. Аверинцев. Эволюция философской мысли // Сб. Культура Византии. IV – первая половина VII в. / Отв. ред. 3. В. Удальцова. М., 1984, с. 42–77.

Аверинцев 1989 – С. С. Аверинцев. Римский этап античной литературы: Жанры и стиль // Сб. Поэтика древнеримской литературы / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1989, с. 5–21.

Аверинцев и Роднянская 1978 – С. С. Аверинцев и И. Б. Роднянская. Автор // КЛЭ. М., 1978, т. 9, стб. 28–30.

Античная эпистолография. Очерки. / Отв. ред. М. Е. Грабарь‑Пассек. М., 1967.

Античность и Византия / Отв. ред. JI. А. Фрейберг. М., 1975.

Античные поэты об искусстве / Сост. С. П. Кондратьев и Ф. А. Петровский. JL, 1938.

Античные риторики / Собрание текстов, статьи, комментарии и общая ред. проф. А. А. Тахо‑Годи. М., 1978.

Аристотель 1976 – Аристотель. Сочинения в 4‑х томах. М., 1976, т. 1.

Аристотель 1978 – Аристотель. Поэтика / Пер. и примеч. М. JI. Гаспарова // Сб. Аристотель и античная литература / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1978, с. 111– 163.

Баткин 1976 – JI. М. Баткин. Итальянский гуманистический диалог XV века // Сб. Из истории культуры средних веков и Возрождения / Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1976, с. 175–221.

Бахтин 1963 – М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 2‑е изд. М., 1963.

Бахтин 1975 – М. Бахтин. Эпос и роман. О методологии исследования романа // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975, с. 447–484.

Белик 1961 – А. П. Белик. Этические и эстетические мотивы в русской народной сказке // Сб. Из истории эстетической мысли древности и средневековья / Ред. коллегия: В. Ф. Берестнев и др. М., 1961, с. 303–342.

Белинский 1954 – В. Г. Белинский. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч. в 13‑ти томах / Гл. ред. Η. Ф. Бельчиков. М., 1954, т. 5.

Бердяев 1947 – Н. А. Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947.

Брагинская 1976 – Н. В. Брагинская. Жанр Филостратовых «Картин» // Сб. Из истории античной культуры. Философия. Литература. Искусство / Под ред. В. В. Соколова и А. Л. Доброхотова. М., 1976, с. 143–169.

Брагинская 1981 – Н. В. Брагинская. Генезис «Картин» Филострата Старшего // Сб. Поэтика древнерусской литературы / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М., 1981, с. 224– 289.

Витгенштейн 1958 – Л. Витгенштейн. Логико‑философский трактат / Пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым и Д. Лахути. М., 1958.

Гайденко 1979 – П. П. Гайденко. Обоснование научного знания в философии Платона // Сб. Платон и его эпоха. К 2400‑летию со дня рождения / Отв. ред. Ф. X. Кесси‑ди. М., 1979, с. 98–143.

Гайденко 1980 – П. П. Гайденко. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

Гайденко 1988 – П. П. Гайденко. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Сб. Античность как тип культуры / Отв. ред. А. Ф. Лосев. М., 1988, с. 284–307.

Гаспаров 1963 – М. Л. Гаспаров. Композиция «Поэтики» Горация // Сб. Очерки истории римской литературной критики / Отв. ред. Ф. А. Петровский. М., 1963, с. 97–151.

Гаспаров 1964 – М. Л. Гаспаров. Светоний и его книга // Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964, с. 263–278.

Гаспаров 1970 – М. Л. Гаспаров. Поэзия Горация // Квинт Гораций Флакк. Оды, эподы, сатиры, послания / Редакция переводов, вступит, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. М., 1970, с. 5–38.

Гаспаров 1986 – М. Л. Гаспаров. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории, с. 91– 169.

Гаспаров 1991 – М. JI. Гаспаров. Античная риторика как система // Сб. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1991, с. 27–59.

Гершензон и Иванов 1921 – М. О. Гершензон и Вяч. Иванов. Переписка из двух углов. Пг., 1921.

Горгий 1939 – Горгий. Похвальное слово Елене / Пер. С. П. Кондратьева // Сб. Греческая литература в избранных переводах / Составил В. О. Нилендер. М., 1939.

Горфункель 1977 – A. X. Горфункель. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

Даль 1911–1912 – Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 4‑е испр. и значит, доп. изд. под ред. проф. И. А. Бодуэна‑де‑Куртенэ. СПб.–М., 1911 – 1912.

Державин 1876 – Сочинения Державина. С объяснит, примеч. Я. Грота. 2‑е акад. изд. СПб., 1876, т. 6.

Доватур 1966 – А. И. Доватур. Платон об Аристотеле // Сб. Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966, с. 137–144.

Еланская 1964 – А. И. Еланская. Коптский язык. М., 1964.

Ельницкий 1978 – Плутарх. Моралии. Наставления по управлению государством / Пер. с древнегреч. и комментарии JI. А. Ельницкого (под ред. JI. А. Фрейберг и М. JI. Гаспарова) // Вестник древней истории, 1978, № 3, с. 229–254.

Жуковский 1959 – В. А. Жуковский. Собр. соч. в 4 томах / Вступит, ст. И. М. Семен ‑ко. Подготовка текста и примеч. В. П. Петушкова. М.–Л., 1959, т. 1.

Зайцев 1985 – А. И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. ЛГУ, 1985.

Зелинский 1910 – Ф. Ф. Зелинский. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий // Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. III. Изд. 2‑е. СПб.,

1910.

Зелинский 1922 – Ф. Ф. Зелинский. Возрожденцы. Научно‑популярные статьи по всеобщей литературе // Ф. Ф. Зелинский. Из жизни идей, т. IV, вып. 1. Пг., 1922.

Златослов... – Златослов, или Открытие риторския науки, т. е. Искусство Витийства, сочиненное греческим священником Филаретом Скуфою, Критским уроженцем, Града Кидонии Проповедником... Переведена же сия книга на Российский язык покойным Статским Советником Ст. Писаревым. СПб., при Императорской Академии наук, 1779.

Иваницкий 1911 – В. Ф. Иваницкий. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.

Иванов 1916 – Вяч. Иванов. Достоевский и роман‑трагедия // Вяч. Иванов. Борозды и межи. М., 1916.

Иванов 1923 – В. Иванов. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923.

ИГЛ – История греческой литературы [в 3‑х томах] / Под ред. С. И. Соболевского и др. М.–Л., 1946–1960.

История Византии. В 3‑х томах / Отв. ред. акад. С. Д. Сказкин. М., 1967.

Кант 1897 – И. Кант. Критика практического разума. СПб., 1897.

Каплинский 1920 – В. Я. Каплинский. «Поэтика» Горация. Саратов, 1920.

Карамзин 1900 – H. М. Карамзин. Письма русского путешественника. СПб., 1900, т. 2.

Киреевский 1911 – Иван Киреевский. Полн. собр. соч. М., 1911, т. 1.

Клочков 1983 – И. С. Клочков. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М., 1983.

КЛЭ – Краткая литературная энциклопедия. В 9‑ти томах. М., 1962–1978.

Коростовцев 1983 – М. А. Коростовцев. Литература Древнего Египта // История всемирной литературы в 9‑ти томах. М., 1983, т. 1, с. 54–82.

Куделин 1973 – А. Б. Куделин. Классическая арабо‑испанская поэзия (Конец X – середина XII в.). М., 1973.

Куделин 1983 – А. Б. Куделин. Средневековая арабская поэтика (Вторая пол. VIII– XI в.). М., 1983.

Лившиц 1933 – Б. Лившиц. Полутораглазый стрелец. М., 1933.

Липшиц 1961 – Е. Э. Липшиц. Очерки истории византийского общества и культуры: (VIII – первая половина IX в.). М.–Л., 1961.

Лихачев 1958 – Д. С. Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М.–Л., 1958.

Лихачев 1962 – Д. С. Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (Конец XIV – начало XV в.). М.–Л., 1962.

Лихачев 1964 – Д. С. Лихачев. К истории художественных методов // Труды отдела древнерусской литературы Пушкинского дома, XX, 1964.

Лихачев 1965 – Д. С. Лихачев. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Русская литература, 1965, № 1, с. 16–32.

Лихачев 1967 – Д. С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

Лихачев 1973 – Д. С. Лихачев. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973.

Лосев 1930 – А. Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, т. 1.

Лосев 1957 – А. Ф. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев 1960 – А. Ф. Лосев. Философская проза неоплатоников // ИГЛ, т. 3, с. 379– 398.

Лосев 1963 – А. Ф. Лосев. История античной эстетики, т. 1. М., 1963.

Лосев 1964 – А. Ф. Лосев. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики, 1964, № 6, с. 351–399.

Лосев 1973 – А. Ф. Лосев. О понятии художественного канона // Проблемы канона, с. 6–15.

Лосев 1975 – А. Ф. Лосев. Аристотель и поздняя классика // А. Ф. Лосев. История античной эстетики, т. 4. М., 1975.

Лукиан 1962 – Лукиан из Самоеаты. Сновидение, или Жизнь Лукиана / Пер. Э. В. Диль // Лукиан. Избранное / Составл. и коммент. И. Нахова и Ю. Шульца. Вступит ст. И. Нахова. Ред. переводов А. Каждана. М., 1962. с. 28–34.

Лурье 1941 – С. Я. Лурье. Плутарх и его время // Плутарх. Избранные биографии / Пер. с греч. под ред. и с предисл. проф. С. Я. Лурье. М.–Л., 1941, с. 5–18.

Любарский 1975 – Я. Н. Любарский. Литературно‑критические взгляды Михаила Пселла // Античность и Византия, с. 114–139.

Любарский 1978 – Я. Н. Любарский. Михаил Пселл: Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М., 1978.

Максим Грек 1910 – Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе,

ч. 2. Св.‑Троицкая Сергиева Лавра, 1910.

Мандельштам 1967 – О. Мандельштам. Разговор о Данте. М., 1967.

Манн 1959 – Т. Манн. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. М., 1959.

Маркс и Энгельс – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4. 2‑е изд. М., 1955.

Матье 1956 – М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. М.–Л., 1956.

Медведев 1976 – И. П. Медведев. Византийский гуманизм XIV–XV вв. Л., 1976.

Мелетинский 1982 – Е. И. Мелетинский. Культурный герой // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2‑х томах. М., 1982, т. 2, с. 25–28.

Миллер 1975 – Т. А. Миллер. Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский // Античность и Византия, с. 140–155.

Миллер 1978 – Т. А. Миллер. Аристотель и античная литературная теория // Сб. Аристотель и античная литература / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1978, с. 5– 106.

Михайлов 1988 – А. В. Михайлов. Античность как идеал и культурная реальность XVIII–XIX вв. // Сб. Античность как тип культуры / Отв. ред. А. Ф. Лосев. М., 1988, с. 308–324.

Монтень 1958 – Монтень. Опыты / Коммент. Ф. А. Коган‑Бернштейн. М.–Л., 1958, кн. 2.

Нетушил 1901 – И. В. Нетушил. Тема и план Горациевой «Ars poetica» // Журнал министерства народного просвещения, 1901, № 78, с. 40–76.

Панченко 1980 – Д. В. Панченко. Еврипид или Критий? // Вестник древней истории, 1980, № 1, с. 144–162.

Пастернак 1991 – Б. Пастернак. Охранная грамота // Собр. соч. в пяти томах, т. 4. М., 1991.

Петрушевский 1966 – И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966.

Платон 1970 – Платон. Сочинения в 3‑х томах / Пер. с древнегреч. под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Вступит, статья А. Ф. Лосева. М., 1970, т. 2.

Плутарх 1961 – Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3‑х т. / Изд. подготовили С. П. Маркиш и С. И. Соболевский. Послесл. С. И. Соболевского. М., 1961– 1964.

Потебня 1914 – А. А. Потебня. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2‑е изд. Харьков, 1914.

Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. Сб. статей / Отв. ред. И. Ф. Муриан. М., 1973.

Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье / Отв. ред. М. JI. Гаспаров. М., 1986.

Пселл 1969 – Михаил Пселл. Похвала Италу / Пер. Т. А. Миллер // Памятники византийской литературы IX–XIV веков / Отв. ред. JI. А. Фрейберг. М., 1969, с. 145–147.

Пселл 1975 – Михаил Пселл. Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, попросившего написать о богословском стиле / Пер. Т. А. Миллер // Античность и Византия, с. 161–171.

Пселл 1975а – Михаил Пселл. Сравнение Еврипида с Писидой (Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида) / Пер. Т. А. Миллер // Античность и Византия, с. 171–174.

Радциг 1977 – С. И. Радциг. История древнегреческой литературы. 4‑е изд. М., 1977.

Рифтин 1979 – Б. JI. Рифтин. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979.

Рубцова 1986 – Н. А. Рубцова. Дидактический характер «Риторики» Алкуина (Литературно‑исторический контекст трактата) // Проблемы литературной теории, с. 236–248.

Соболевский 1908 – С. И. Соболевский. Κοινή // Богословская энциклопедия, т. IX. СПб., 1908, стб. 644.

Стерн 1949 – Л. Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена / Пер. А. А. Франковского. М.–Л., 1949.

Тарн 1949 – В. Тарн. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. С. А. Лясковско‑го. Предисл. С. И. Ковалева. М., 1949.

Толстой 1947 – Л. Н. Толстой. Избранные повести и рассказам. М., 1947, т. 2.

Томсон 1959 – Дж. Томсон. Первые философы / Пер. с англ. под ред. и с послесл. А. Ф. Лосева // Дж. Томсон. Исследования по истории древнегреческого общества, т. 2. М., 1959.

Тронский 1957 – И. М. Тронский. История античной литературы. 3‑е изд. Л., 1957.

ТСРЯ – Толковый словарь русского языка [в 4‑х томах] / Сост. Г. О. Винокур, проф. Б. А. Ларин, С. И. Ожегов и др. под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М., 1935–1940.

Успенский 1892 – Ф. Успенский. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892.

Успенский 1893 – Ф. Успенский. Синодик в неделю православия. Сводный текст с приложениями. Одесса, 1893.

Флоренский 1977 – П. Флоренский. Из богословского наследия // Богословские труды, сборник XVII. М., 1977.

Фрейберг и Попова 1978 – Л. А. Фрейберг и Т. В. Попова. Византийская литература эпохи расцвета: IX–XV вв. М., 1978.

Фрейденберг 1936 – О. Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра. JL, 1936.

Фд – Философская энциклопедия [в 5‑ти т.] / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М., 1960–1970.

Цицерон 1972 – Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с латин. Ф. А. Петровского и др. под ред. М. JI. Гаспарова. Вст. ст. М. JI. Гаспарова. Коммент. М. JI. Гаспарова и И. П. Стрельниковой. М., 1972.

Чалоян 1980 – В. К. Чалоян. Восток – Запад. М., 1980.

Шангин 1945 – М. А. Шангин. Византийские политические деятели первой половины X века // Византийский сборник / Под ред. М. В. Левченко. М.–Л., 1945.

Шеллинг 1966 – Ф. В. Шеллинг. Философия искусства / Вступит, статьи П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова М., 1966.

Шталь 1975 – И. В. Шталь. Гомеровский эпос. М., 1975.

Юркевич 1865 – П. Д. Юркевич. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета, 12‑го янв. 1866 г.) //Московские Университетские Известия, 1865, № 5. М., 1866, с. 321–392.

d’Alembert 1894 – Jean Le Rond d’Alembert. Discours preliminaire de I'Encydopedie / Ed. par F. Picavet. P., 1894.

Aristeas to Phi/ocrates / Ed. and transl. by M. Hadas. N. Y., 1951.

Aristoteles 1877– Rhetoric of Aristoteles / With comm, by E. M. Cope and J. E. Sandys. Vol. 3. Cambridge, 1877.

Aristoteles 1959– Aristotelis Ars rhetorica / Rec. W. D. Ross. Oxonii, 1959.

Aristoteles 1976– Aristotelis Ars rhetoricae / Ed. R. Kassel. Berolini et Novi Eborad, 1976.

Amim 1913– Aus Satyros Leben des Euripides. Oxyr. pap. vol. IX // Supplementum Euripideum, bearb. von Hans von Amim (Kleine Texte Юг Vorlesungen und Übungen, 112). Bonn, 1913.

Amim 1916 – Hans von Arnim. Gerechtigkeit und Nutzen in der griechischen Aufklärungsphilosophie. Frankf. a. M., 1916.

d’Assailly 1967– G. d’Assailly. Le guide Marabout de la correspondence. Verviers, 1967.

Awerintzew 1979 – S. Awerintzew. Deis dauerhafte Erbe der Griechen: Die rhetorische Grundeinstellung als Synthese des Traditionalismus und der Reflexion // «Innsbucker Beiträge zur Kulturwissenschaft. Sonderheft 49. Proceedings of the International Comparative Literature Association. Innsbruck, 1979». Innsbruck, 1981, S. 267–270.

Awerintzew 1981 – S. Awerintzew. Zu den Ethopoiien des Nikephoros Basilakes // Eikon und Logos: Beiträge zur Erforschung byzantinischer Kulturtraditionen. Bd. 1. Martin‑Luter‑Universität Halle‑Universität‑Wittenberg: Wissenschaftliche Beitrage, 1981 / 35 (K 6) Halle (Saale), 1981,

S. 9–14.

Awerintzew 1986 – S. Awerintzew. Zum Problem der Geschichtlichkeit ästhetischer Normen // Die Antike im Wandel des Urteils des 19. Jahrhunderts. B., 1986, S. 39–45.

Bariow ed. 1938 – Epistulae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecae / Ed. C. V. Barlow. Roma, 1938.

Barwick 1964 – K. Barwick. Zur Erklärung und Geschichte der Staseislehre des Hermagoras von Temnos // Philologus, 1964, Bd. 108, S. 80–101.

Beck 1974– H. G. Beck. Das literarische Schaffen der Byzantiner. Wege zu seinem Verständnis // Sitzungsberichte der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, phil.‑hist. Klasse, 294, Hf. 4, Wien, 1974.

Beck 1977– H. G. Beck. Byzantinistik heute. B.–N. Y., 1977.

Bomecque 1907– H. Bomecque. Les dausules metriques iatines. P., 1907.

Bouvy 1886 – E. Boifyy. Portes et Melodes: Etudes sur les origines du rythme tonique dans l'hymnographie de l’Egiise greque. Ntmes, 1886.

Brinkmann 1910– A. Brinkmann. Die Protheorie zur Biographie eines Neuplatonikers // Rheinisches Museum, 1910, 65, S. 617–626.

Burckhardt 1908– Jacob Burckhardt. Die Kultur der Renaissance in Italien. 10. Aufl. besorgt von Ludwig Geiger. I. B.–Lpz., 1908.

Calpan 1933 – H. Calpan. Classical Rhetoric and the Medieval Theory of Preaching // Classical Philology, 1933, vol. 28.

Cataphygiotou‑Topping 1966 – E. Cataphygiotou‑Topping. St. Romanos: Icon of a Poet // Greek Orthodox Theological Review, XII, 1966, p. 92–111.

Cataphygiotou‑Topping 1969– E. Cataphygiotou‑Topping. The Poet‑Priest in Byzantium // Greek Orthodox Theological Review, XV, 1969, p. 31–41.

Chauffuiin 1932 – L. Chauffurin. Le parfait secretaire: Correspondance usuelle, commerciale et d’affaires. P., 1932.

Christ, Paranikas 1871 – Anthologia graeca carminum christianorum adomaverunt. W. Christ et M. Paranikas. Lipsiae, 1871.

Christ, Schmid, Stähiin 1913– W. Christ, W. Schmid, O. Stählin. Geschichte der griechischen Literatur. 5. Aufl. 2. Teil. München, 1913.

Compemass 1912 – J. Compemass. Aus dem literarischen Nachlasse des Erzbischofs Arethas von Kaisareia, I // Didaskaleion, 1912, Bd. 1. S. 295–318.

Cooper 1924 – L. Cooper. Aristotelian Theory of Comedy, with an adaption of the Poetics and translation of the Tractatus Coislianus. Oxford, 1924.

Curtius 1973– E. R. Curtius. Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. 8. Aufl. Bern, 1973.

Daniel 1862– H. A. Daniel. Thesaurus hymnologicus, V. Heidelberg, 1862.

Dante 1962– The Comedy of Dante Alighieri, the Florentine. Cantica 3: Paradise / Transl. by Dorothy L. Sayers and Barbara Reynolds. Harmondsworth, 1962.

Delerue 1929– F. Delerue. Le Systeme moral de St. Alfonse. St. Etienne, 1929.

Dempf /962 – Alois Dempf. Sacrum Imperium Gesellichts‑ und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. 3. Aufl. München–B., 1962.

Dempf 1964– Alois Dempf. Die Geistesgeschichte der frühchristlichen Kultur. Wien, 1964.

Dictionarium theo/ogicum portatile, in quo cuncta fidei dogmata et doctrinae moralis placita expo‑nuntur. Locupletatum a Prospero ab Aquila, t. III. Augustae Vindelicorum, 1775.

Diderot 1962– D. Diderot. La reve de d’Alembert / Ed. par J. Varloot. P., 1962.

Diehl– Anthologia lyrica graeca / Ed. E. Diehl. 2 Bde. Lpz., 1933–1942, fase. 1–3, Lpz., 1949– 1952.

Diels 1922– H. Diels. Die Fragmente der Vorsokratiker. 4. Aufl. B., 1922.

Dihle, Halpom 1978– A. Dihle, J. W. Halpom. Prosarhythmus // DTV‑Lexikon der Antike. Reiche I. Philosophie, Literatur, Wissenschaft. 3. Aufl. München, 1978, Bd. 4, S. 38–42.

Dodds ed. I960– Euripides. Bacchae / Ed. with introd. and comment, by Erik R. Dodds. Oxford, 1960.

Dold 1557– L. Dolci. Dialogo della Pittura intitolato l’Aretino. 1557.

Domseiff 1939 – F. Domseiff. Echtheitsfragen antik‑griechischen Literatur. Rettgn. d. Theognis, Phokylides, Hekataios, Choirilos. B., 1939.

Domseiff /950– F. Domseiff. Die griechischen Wörter in Deutschen. B., 1950.

Domseiff 1951 – F. Domseiff. Verschmächtes zu Vergil, Horaz und Properz. B., 1951.

Domseiff 1959– F. Dornseiff. Antike und alter Orient Interpretationen // F. Domseiff. Kleine Schriften, Bd. 1. Aufl. VIII. Lpz., 1959.

Domseiff 1970– F. Domseiff. Der deutsche Wortschaft nach Sachgruppen. 7. Aufl. B., 1970.

Eissfeldt 1956– O. Eissfeldt. Einleitung in das Alte Testament. 2. Aufl. Tübingen, 1956.

Else 1957– G. P. Else. Aristotle’s Poetics. The Argument. Cambridge (Mass.), 1957.

Erbse 1956 – H. Erbse. Die Bedeutung der Synkrisis in den Parallelbiographien Plutarchs // Hermes, LXXXIV, 1956, S. 398–424.

Emesti 1795 – Jo. Chr. Th. Ernesti. Lexicon technologiae Graecorum rhetoricae. Lipsiae, 1795.

Evans 1969– E. C. Evans. Physiognomies in the Ancient World. Philadelphia, 1969.

Flasch 1980– K. Flasch. Augustin. Stuttgart, 1980.

Focke 1923– F. Focke. Synkrisis // Hermes, LVIII, 1923, S. 327–368.

Förstered. 1903–1923– Libanii Opera / Ed. Richardus Förster, v. I–XII, Lipsiae, 1903–1923.

Formey 1755– J.‑H.‑S. Formey. Conceils pour former une bibliotheque peu nombreuse, mais choisie. 3‑me ed., corr. et augm. Avec une notice des ouvrages de l’auteur. B., 1755.

Frend 1965– W. C. Frend. Martyrdom and Persecutions in the Early Church. A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965.

Oeffcken 1923 – J. Geffcken. Die griechische Aufklärung // Neue Jahrbücher für das klassische Altertum, Bd. 51–52, 1923, S. 15–31.

Glöckner 1901 – St. Glöckner. Questiones rhetoricae: Historiae artis rhetoricae qualis fuerit aevo imperatorio capita selecta // Breslauer philologische Abhandlungen, VIII, 2. Breslau, 1901.

Grabmann 1922– M. Grabmann. Die Geschichte der scholastischen Methode. Freib. i. Br., 1922, Bd. 2.

Grosdidier de Matons 1977–J. Grosdidier de Matons. Romanos le Melode et les Origines de la poesie religieuse A Byzance. P., 1977.

Grupp 1904– G. Grupp. Kulturgeschichte der römischen Kaiserzeit. München, 1904.

Guthrie 1960– H. H. Guthrie. Good and History in the Old Testament. Greenwich, Connecticut, 1960.

Hagedorn 1964– D. Hagedorn. Zur Ideenlehre des Hermogenes // Hypomnemata, 8. Göttingen, 1964.

Flegel 1965– G. W. F. Hegel. Aesthetik. Bd. II. B.–Weimar, 1965.

Helladius 1714– Status praesens ecclesiae graecae in quo etiam causae exponuntur cur graeci moderni Novi testament editiones in graeco‑barbara lingua factas acceptare recusent. Prae‑terea additus est in fine status nonnu larum controversiarum ab Alexandrio Helladio. Impres‑sus A. R. S., 1714.

Hirzel 1912– R. Hirzel. Plutarch // Das Erbe der Alten, IV. Lpz., 1912.

Нотте/ 1978– H. Hommel. Rhetorik // DTV‑Lexicon der Antike. Reiche I. Philosophie, Literatur, Wissenschaft. 3. Aufl. München, 1978, Bd. 4.

Hunger 1978– H. Hunger. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978, Bd. 1–2.

Hunger 1978a – H. Hunger. Stilstufen in der Geschichtsschreibung des 12. Jahrhunderts: Anna Komnene und Michael Glykas // Byzantine Studies, 5, 1978, p. 139–170.

Ivanov 1971 – V. Ivanov. Freedom and the Tragic Life: A Study in Dostoevsky. N. Y., 1971.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: