Некоторые нормативные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Возраст, мес. Сфера
Двига-тельная Сенсорная Эмоциональная Голосовая активность Практическое действие Взаимо-действие со взрослым
    Смотрит на мать, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот. Прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения.        
1,5   Следит за двигающимся человеком. Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения.        
2 - 3   Развиты реакции глаз – фиксация, конвергенция, фокусировка. Поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха. Рассматривает руки. Следит за разнообразным движением игрушки. Появление улыбок на тактильное воздействие, на говорящее лицо. Формируется комплекс оживления на говорящее лицо и несколько позже – на яркий предмет. Возникновение первых спонтанных вокализаций. Дотрагивается до игрушек, подвешенных над грудью. Пристальное внимание к объектам. Появление движения в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости. Интерес к окружающим. Зрительный и эмоцио-нальный контакт.
3 – 4 Хороший контроль головы. Опора на руки в положении лежа на животе. Прослеживает невидимую траекторию дви-жения объекта (экран 10-12см). Реагирует на исчезающий объект. Локализует звук; узнает маму. Комплекс оживления вызывается легко. Возникает часто. Гуление. Расширение репертуара случайно произносимых звуков (а, у, я, м, п) и использование их при общении со взрослыми. Произвольный захват. Неспецифические манипуляции. Оральные контакты с объектом. Интерес к окружающим. Узнает мать. Возбуждается и предвосхищает общение. Возможны зрительный и эмоцио-нальный контакты.
5 – 6 Сформи-рована зритель-но- мотор-ная коорди-нация (может точно дотро-нуться до пред-мета под контро-лем зрения). Может длительно удер-живать предмет в руках. Улыбается своему отражению в зеркале. Перестает рассматри-вать руки. Больше внимания уделяется игрушкам. Появляют-ся первые любимые игрушки. Поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха. Имитирует слышимые звуки. Формируется контроль над отрицательными эмоциями. Это проявляется в модуляциях крика, сдерживании плача, паузой в плаче для восприятия реакции взрослого. По-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых. Вокализа-ция при манипуля-циях с объектами (голосовое сопровож-дение действий). Требова-ние внимания осуществ-ляется криком. Произно-сит отдель-ные слоги (или звукосоче-тания). Начало лепета. Часто берет игрушку из рук взрослого. Формирование захвата. Берет вто-рую игрушку, но трясет первую. Зна-чительно контро-лирует манипуля-ции. Все тянет в рот. Любит играть с бумагой. Подносит ко рту бутылочку. Иниции-рует общение (провоци-рует); прислу-шивается к речи; поворачи-вает голову на звуки человеческого голоса. Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подража-ния. Понимает жест (ручки, ручки). Выявляется реакция возбуждения, если ребенок слышит шаги.
7 - 8 Может сам сидеть. Хорошо перево-рачивается в любую сторону из любого положе-ния. Приспосаб-ливает позу; занимает удобную позицию для наблюде-ния. Находит наполови-ну спрятан-ный пред-мет, легко снимает наброшен-ный на него платок. Дифферен-цирует незнако-мых. Возникнове-ние реакции протеста на воздействие незнакомого взрослого. Длитель-ный лепет, повторное произнесе-ние отдельных слогов, появление псевдослов, выражаю-щих отно-шение ре-бенка к происходя-щему. Переклады-вает предмет из руки в руку, удер-живает две игрушки, захватывает предъявлен-ную игруш-ку со сторо-ны свобод-ной руки. Удерживает игрушку при зрительном контроле. Берет вто-рую игруш-ку со сторо-ны занятой руки. Пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, используя ближайшую к барьеру руку. Имитиру-ет дейст-вия и шу-мы. Ста-рается привлечь внимание покашли-ванием, кряхтени-ем. Мо-жет иг-рать в игры с идентич-ными ролями. Сжимает губы, когда не хочет есть. Понимает запрет. Имитиру-ет звуки. Отводит руки мамы, отвлекает ее, если она соби-рается де-лать неп-риятные процеду-ры (чис-тить но-сик, ушки).
9 -10   Находит спрятан-ный на глазах предмет. Вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили.   Появление вокализа-ций в конце и в начале действий. Может взять маленький предмет: таблетку, горошинку. Может со-вершать спе-цифические манипуля-ции: катать машинку. Тянет маму за одежду, требует внимания; машет «до свидания», отвеча-ет взгля-дом или движениями на вопрос «Где?». Играет в игры с неиден-тичными ролями. Где действия ребенка и взрослого не распределены (мама дает платок – ребенок прячется за него). Игра «Дай- отдай». Ненадолго отдает игрушку.
11 -12 Пересту-пает ногами. Ходит самос-тоятель-но. Проявляет интерес к картинкам в книге. Поворачи-вается на собствен-ное имя. Дифферен-цирует тон.   Существо-вание особых слов – меток, понятных только ре-бенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов. Может произно-сить отдельные слова. Понимает их пред-метную соотнесен-ность. Складывает игрушки в корзину. Достает предмет из-за барьера дальней ру-кой; царапает картинки; пытается листать книги. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их на пол. Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жес-том; мотает головой, выражая протест. Вокализирует в конце и в начале действий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: