Возраст, мес.
| Сфера
|
Двига-тельная
| Сенсорная
| Эмоциональная
| Голосовая активность
| Практическое действие
| Взаимо-действие со взрослым
|
| | Смотрит на мать, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот. Прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения.
| | | | |
1,5
| | Следит за двигающимся человеком. Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения.
| | | | |
2 - 3
| | Развиты реакции глаз – фиксация, конвергенция, фокусировка. Поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха. Рассматривает руки. Следит за разнообразным движением игрушки.
| Появление улыбок на тактильное воздействие, на говорящее лицо. Формируется комплекс оживления на говорящее лицо и несколько позже – на яркий предмет.
| Возникновение первых спонтанных вокализаций.
| Дотрагивается до игрушек, подвешенных над грудью. Пристальное внимание к объектам. Появление движения в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости.
| Интерес к окружающим. Зрительный и эмоцио-нальный контакт.
|
3 – 4
| Хороший контроль головы. Опора на руки в положении лежа на животе.
| Прослеживает невидимую траекторию дви-жения объекта (экран 10-12см). Реагирует на исчезающий объект. Локализует звук; узнает маму.
| Комплекс оживления вызывается легко. Возникает часто.
| Гуление. Расширение репертуара случайно произносимых звуков (а, у, я, м, п) и использование их при общении со взрослыми.
| Произвольный захват. Неспецифические манипуляции. Оральные контакты с объектом.
| Интерес к окружающим. Узнает мать. Возбуждается и предвосхищает общение. Возможны зрительный и эмоцио-нальный контакты.
|
5 – 6
| Сформи-рована зритель-но- мотор-ная коорди-нация (может точно дотро-нуться до пред-мета под контро-лем зрения). Может длительно удер-живать предмет в руках.
| Улыбается своему отражению в зеркале. Перестает рассматри-вать руки. Больше внимания уделяется игрушкам. Появляют-ся первые любимые игрушки. Поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха. Имитирует слышимые звуки.
| Формируется контроль над отрицательными эмоциями. Это проявляется в модуляциях крика, сдерживании плача, паузой в плаче для восприятия реакции взрослого. По-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых.
| Вокализа-ция при манипуля-циях с объектами (голосовое сопровож-дение действий). Требова-ние внимания осуществ-ляется криком. Произно-сит отдель-ные слоги (или звукосоче-тания). Начало лепета.
| Часто берет игрушку из рук взрослого. Формирование захвата. Берет вто-рую игрушку, но трясет первую. Зна-чительно контро-лирует манипуля-ции. Все тянет в рот. Любит играть с бумагой. Подносит ко рту бутылочку.
| Иниции-рует общение (провоци-рует); прислу-шивается к речи; поворачи-вает голову на звуки человеческого голоса. Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки. Отмечаются первые попытки подража-ния. Понимает жест (ручки, ручки). Выявляется реакция возбуждения, если ребенок слышит шаги.
|
7 - 8
| Может сам сидеть. Хорошо перево-рачивается в любую сторону из любого положе-ния.
| Приспосаб-ливает позу; занимает удобную позицию для наблюде-ния. Находит наполови-ну спрятан-ный пред-мет, легко снимает наброшен-ный на него платок. Дифферен-цирует незнако-мых.
| Возникнове-ние реакции протеста на воздействие незнакомого взрослого.
| Длитель-ный лепет, повторное произнесе-ние отдельных слогов, появление псевдослов, выражаю-щих отно-шение ре-бенка к происходя-щему.
| Переклады-вает предмет из руки в руку, удер-живает две игрушки, захватывает предъявлен-ную игруш-ку со сторо-ны свобод-ной руки. Удерживает игрушку при зрительном контроле. Берет вто-рую игруш-ку со сторо-ны занятой руки. Пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, используя ближайшую к барьеру руку.
| Имитиру-ет дейст-вия и шу-мы. Ста-рается привлечь внимание покашли-ванием, кряхтени-ем. Мо-жет иг-рать в игры с идентич-ными ролями. Сжимает губы, когда не хочет есть. Понимает запрет. Имитиру-ет звуки. Отводит руки мамы, отвлекает ее, если она соби-рается де-лать неп-риятные процеду-ры (чис-тить но-сик, ушки).
|
9 -10
|
| Находит спрятан-ный на глазах предмет. Вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили.
|
| Появление вокализа-ций в конце и в начале действий.
| Может взять маленький предмет: таблетку, горошинку. Может со-вершать спе-цифические манипуля-ции: катать машинку.
| Тянет маму за одежду, требует внимания; машет «до свидания», отвеча-ет взгля-дом или движениями на вопрос «Где?». Играет в игры с неиден-тичными ролями. Где действия ребенка и взрослого не распределены (мама дает платок – ребенок прячется за него). Игра «Дай- отдай». Ненадолго отдает игрушку.
|
11 -12
| Пересту-пает ногами. Ходит самос-тоятель-но.
| Проявляет интерес к картинкам в книге. Поворачи-вается на собствен-ное имя. Дифферен-цирует тон.
|
| Существо-вание особых слов – меток, понятных только ре-бенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов. Может произно-сить отдельные слова. Понимает их пред-метную соотнесен-ность.
| Складывает игрушки в корзину. Достает предмет из-за барьера дальней ру-кой; царапает картинки; пытается листать книги. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их на пол.
| Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жес-том; мотает головой, выражая протест. Вокализирует в конце и в начале действий.
|