Рекомендации к изучению детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

Комплексная диагностика развития детей раннего возраста включает изучение анамнестических сведений и исследование следующих основных линий развития:

· Социальное развитие.

· Познавательное развитие.

· Речевое развитие.

· Двигательное развитие.

При изучении анамнестических данных учитываются следующие показатели:

· Течение беременности (без патологии / с патологией: токсикоз I и (или) II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечение, ушибы плода; инфекционные, эндокринные, сердечно - сосудистые заболевания, заболевания почек; психические травмы; употребление алкоголя, курение).

· Течение родов: срок (своевременные, преждевременные, переношенные); длительность родов (затяжные, стремительные); применение родовспоможения: стимуляция, вакуум-экстракция, выдавливание, наложение щипцов; не применялось (самостоятельные роды); кесарево сечение (плановое или экстренное); особенности при рождении: родовая травма, асфиксия (закричал сразу / после стимуляции), гематома на голове, обвитие пуповины вокруг шеи; оценка по шкале Апгар.

· Вес и рост при рождении.

С целью более детального выявления особенностей развития детей с органическим поражением ЦНС разработаны и введены качественные показатели по каждому блоку заданий, которые позволяли зафиксировать специфику нарушений развития каждого ребенка. При этом определялась степень выраженности нарушений (тяжелая, умеренно выраженная, легкая).

Для объективизации оценки водятся количественные показатели, позволяющие проследить степень выраженности особенностей развития. Количественная оценка действий ребенка была единой для всех изучаемых «линий развития».

Уровень сформированности различных функций оценивался по четырех балльной шкале (от минимального — 0 балл до максимального — 3 балла):

0 балл — отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень);

1 балла — умеренно выраженные нарушения (средний уровень);

2 балла — незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень);

3 балла — нормальное развитие функции (высокий уровень).

Система психолого-педагогического обследования детей в возрасте 23 лет

  Результаты первичного обследования (в баллах) Результаты повторного обследования (в баллах)
1.Общая моторика:    
Удержание головы    
Самостоятельное сидение    
Удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно)    
Ходьба с поддержкой    
Самостоятельная ходьба    
2.Функциональные возможности кистей рук:    
Направление руки к предмету, кисть, сжатая в кулак    
Захват предмета, его удержание в руке    
Произвольное отпускание предмета    
Простейшие манипуляции с предметом    
Свободное манипулирование предметами    
Дифференцированные движения пальцев рук    
3. Навыки самообслуживания(при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены):    
Полное отсутствие навыков    
Частичное владение навыков    
Владение навыками с небольшой помощью взрослого    
Самостоятельное владение навыками    
4.Контакт (эмоциональный, жестово-мимический, речевой):    
В контакт не вступает    
Контакт формальный    
В контакт вступает не сразу, с большим трудом. Не проявляет в нем заинтересованности    
Контакт избирательный    
Легко и быстро устанавливает контакт    
5. Эмоциональная сфера:    
Пассивный, вялый, инертный    
Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность    
Колебания настроения, эмоциональная лабильность    
Активный, бодрый, эмоциональный    
6.Средства общения:    
Общение слабо выражено и реализуется посредством движений тела в сочетании с выразительной улыбкой и криком    
Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса    
Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, аморфных слов-корней, жестов    
Речевые средства (различные высказывания)    
7.Понимание обращенной речи:    
Не понимает обращенную речь    
Понимание обращенной речи ограниченное, ситуативное    
Понимание обращенной речи на бытовом уровне    
В полном объеме    
8.Углубленное исследование импрессивной речи:    
I уровень – выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3-х до 6 месяцев    
II уровень – понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «где папа», «дай ручку», «нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит в возрасте 6 –10 месяцев).    
III уровень – понимает названия отдельных предметов и игрушек: а) понимает только названия предметов и игрушек (10 –12 мес.); б) узнает их на картинках (12–14 мес.); в) узнает их на сюжетной картинке (15–18 мес.)    
IV уровень– понимает названия действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит», «кто спит» и т.д.); а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года). («Пойди в кухню, принеси чашку», «возьми платок, вытри нос» и т.д.); б) понимает значение предлогов в привычной, конкретной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей. («На чем ты сидишь?», «Во что играешь? и т.д.) – 2 года 6 мес.; в) установление первых причинно-следственных связей (2 года 6 мес.)    
V уровень – понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 г 6 м – 3 г): а)со зрительной опорой; б) без зрительной опоры.    
VI уровень – понимает значение сложно-подчиненных предложений, понимает значение предлогов в конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).    

Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и мимику и как он пытается их использовать в общении с окружающими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента.

9.Понимание жестов и мимики:    
Не понимает жесты    
Понимает конкретные жесты (напр.: показ подушки, чтобы показать, пора спать, или трогание стула с просьбой на него сесть).    
Понимает кивки, указания пальцем. Понимает простую мимику.    
Понимает более сложные жестовые и мимические движения (напр.: размешать сахар в чашке, причесать волосы и т.д.)    
10. Понимание выражения лица:    
Не смотрит в лицо    
Непонимание выражения лица    
Понимание преувеличенных выражений    
Понимание всех выражений (в т.ч. легкое нахмуривание или поднятие бровей)    
11. Понимание символических жестов:    
Не обращает внимание на жесты    
Не понимает, что кивок означает «да», а покачивание головы – «нет».    
Иногда понимает    
Всегда понимает    
12. Использования жестов и мимики:    
Не использует жесты    
Показывает нужды конкретной демонстрацией (берет пищу из тарелки) показывает желание троганием объекта    
Показывает объекты на расстоянии, показывает простые нужды (напр.: показывает, что хочет пить).    
Использует сложную мимику и жесты    
13. Использование выражения лица для общения с окружающими:    
Лицо всегда без выражения    
Есть некоторые выражения    
Ясная и частая смена выражения лица    
Выражение адекватное ситуации    
14. Использование символических жестов:    
Никогда не кивает, что бы выразить «да» и не качает головой, что бы выразить «нет»    
Иногда кивает и качает головой, чтобы выразить «да» и «нет»    
Использует эти жесты в общении и ясно знает их значение    
Использует известные жесты в общении    
15. Уровень развития деятельности:    
Интереса к игрушкам не проявляет, в игру со взрослыми не включаться    
Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам, предметам    
Игрушки использует адекватно, использует в соответствии с его назначением    
Предметные действия – использует в соответствии с их функциональным назначением: а) процессуальные действия (с 1,5 лет); б) Игра с элементами сюжета(с 2-х лет)    
16. Запас знаний об окружающих:    
Отсутствует или крайне низкий    
Строго ограничен    
Несколько снижен    
Соответствует возрасту    
17. Состояние зрения: Близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, нистагм, N:    
Зрительное восприятие    
Прослеживание движущегося оптического объекта: фрагментарное/плавное, узнавание матери, различение близких и чужих людей    
Зрительное изучение удаленных предметов    
Узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу    
Дифференциация игрушек и однопредметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображением) – с 1,5 лет    
Рассматривание и узнавание предметов, игрушек на предметных и сюжетных картинках – 1,5 лет    
Соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет)    
Различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2л.)    
Знание и называние цвета, формы, величины предмета (с 2-2,5 лет)    
18. Состояние слуха: снижение слуха, N    
Слуховое восприятие    
Локализация звука в пространстве    
Дифференциация тембровой окраски и интонации голоса    
Узнавание своего имени, различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого    
Слуховое внимание к речи взрослого, понимание речи по возрасту    
19. Восприятие пространственных отношений:    
Не показывает частей тела и лица    
Ориентировка в сторонах собственного тела    
Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе)    
Конструктивный праксис, складывает разрезную картинку из 2-х фрагментов    
20. Уровень развития познавательной активности:    
Отсутствует или крайне низкая познавательная активность и мотивация к деятельности    
Снижение познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности    
Недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности    
Ярко выраженная познавательная активность и мотивация    
21. Внимание    
Ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте    
Внимание не устойчивое, поверхностное, быстро истощается    
Внимание достаточно устойчивое    
Длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту    
22. Характиристика экспрессивной речи:    
Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения.    
Произносит отдельные звуки, звукокомплексы    
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний    
Использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)    
Пользуется простой фразой    
Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена    
Пользуется развернутой фразой, формируется лексико-грамматический строй речи    
23. Словарный запас    
Лепетные слова    
Аморфные слова-корни    
Ограничены общеупотребительные слова    
Объем словаря по возрасту, достаточный    
24. Грамматический строй    
Однословное предложение (1 г. 3мес. – 1 г. 8 мес.)    
Предложение из слов корней (1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.)    
Формирование первых форм слов (1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес.)    
Использование флексий (окончаний) для выражения связей слов (2 г. 1 мес. – 2 г. 6 мес.), усвоение служебных слов (2 г. 6 мес. – 3 года)    
25. Слоговая структура слов:    
Слова-корни    
Усечение слова    
Сохранен абрис слова (слоговой рисунок)    
Усвоены слова основных продуктивных классов    
26. Фонетический строй речи:    
Все звуки лишены дифференциальных признаков    
Усредненность гласных: недостаток произношения свистящих/шипящих/губно-губных/губно-зубных/средненебных/заднеязычных/твердых согласных    
Изолированно произносит все звуки, но при увеличении речевой нагрузки – общая смазанность речи    
Фонетический строй речи сформирован (физиологические нарушения) в соответствии с возрастом    
27. Фонематический слух    
Нет слухового внимания    
Различает высоту, силу, тембр голоса (на звукоподражаниях)    
Различает слова, близкие по звуковому составу (слова-паронимы)    
Различает и повторяет слоги: па-ба, та-да, ко-го, ма-на.    
28. Артикуляционный аппарат. Патологическая симптоматика:    
Лицевая мускулатура:    
-гипомимия, амимия;    
-тонус лицевой мускулатуры: спастичность, гипотония/ дистония, N;    
-сглаженность носогубных складок;    
-оральные синкинезии;    
-асимметрия лица;    
-гиперкинезы мимической мускулатуры;    
Губы:    
-тонус губной мускулатуры: спастичность/ гипотония/ дистония/ N;    
-гиперсаливация;    
Твердое небо: готическое/ низкое/ уплощенное;    
Мягкое небо: длинное/ короткое; подвижное/ малоподвижное; отклонение увуля    
Язык: толстый/ маленький/ узкий/ невыраженность кончика/ укорочение подъязычной связки;    
-тонус язычной мускулатуры: спастичность/ гипотония/ дистония/ N;    
-гиперкинезы языка;    
-тремор языка;    
-девиация (отклонение) языка в сторону    

Критерии оценки патологической симптоматики:

0 баллов – грубая патологическая симптоматика;

1 балл – выраженная;

2 балла – средняя;

3 балла – легкая.

29. Особенности моторики артикуляционного аппарата:    
Движение нижней челюсти: открывание/закрывание рта, умение держать рот закрытым    
Объем движений губной мускулатуры.    
Объем артикуляционных движений языка:    
-умение удержать артикуляционную позу;    
-способность к переключению;    
-произвольное высовывание языка;    
-подъем языка;    
-боковые отведения (вправо/влево);    
-пощелкивание;    
-облизывание губ.    
Глоточный и небный рефлексы: повышен/понижен/нормальный    
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма (губной, хоботковый, поисковый, ладонно-рото-головной и др.    
Жевание: отсутствие жевания твердой пищи/ затруднение жевания/N    
Глотание: не нарушено, поперхивается, захлебывается при глотании    

Критерии оценки моторики артикуляционного аппарата:

0 баллов – грубо нарушены;

1 балл – неполный объем, затруднены;

2 балла – снижена амплитуда, нарушены качества: точность, переключаемость, сила, ритмичность;

3 балла – в полном объеме, точные.

30. Мелодико-интонационная сторона речи: просодия    
-темп речи (тахилалия, брадилалия, запинки, заикание);    
-паузы;    
-тембр;    
-мелодика повествовательная, вопросительная, восклицательная;    
-логическое ударение;    
-сила голоса;    
-высота голоса;    
-модуляция голоса;    
-полетность голоса;    
-ритм голоса (скандированный, растянутый);    
-координация носового и ротового дыхания;    
-фонационное дыхание;    
-дикция.    

Критерии оценки просодии:

0 баллов – отсутствие средств просодии;

1 балл – наличие элементов средств просодии;

2 балла – недостаточность средств просодии;

3 балла – в пределах возрастной нормы.

31. Разборчивость речи:    
Речь понимает только мать    
Речь невнятная, малопонятная для окружающих    
Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая    
Разборчивость речи не нарушена    

В результате обследования по каждому параметру выставляется соответствующий балл, на основании которых строится график структуры дефекта.

Исследование обучаемости и использования фиксированных видов помощи (во время обследования) проводится начиная с 2 лет.

Баллы Обучаемость и использование фиксированных видов помощи
  Обучаемость отсутствует. Ребенок не использует помощь взрослого. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
  Обучаемость низкая. Использует помощь взрослого. Перенос знаний затруднен — при предъявлении аналогичного задания чаще всего с ним не справляется
  Обучаемость недостаточная. Способен выполнить задание с небольшой помощью взрослого, но при предъявлении аналогичного задания самостоятельно с ним справляется не всегда
  Обучаемость высокая. Ребенок выполняет задание самостоятельно или при небольшой помощи взрослого, переходит к более сложному способу выполнения задания

Приложение №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: