Обследование остроты зрения с помощью таблиц

В 2-3 возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто: большинство детей свободно отвечают по специальной таблице для проверки зрения. Современные таблицы для проверки остроты зрения у детей младшего возраста содержат изображение знакомых ему предметов.

Перед исследованием остроты зрения по таблице необходимо уточнить знает ли ребенок изображения на картинках, для этого предлагаются картинки на близком расстоянии при обоих открытых глазах, ребенок показывает и называет.

Затем исследуют зрение каждого глаза с дальнего расстояния (5 м) и остроту зрения при обоих открытых глазах.

Рис. Материалы для определения остроты зрения у детей.

Внимательно наблюдая за ребенком, педагоги, психологи и родители сами могут заметить первые признаки нарушения зрения.

Например:

§ Один глаз у ребенка полностью не открывается, особенно после обеденного сна;

§ Для того, чтобы посмотреть на какой-то предмет, ребенок поворачивает голову;

§ Перед тем, как взять игрушку, ребенок медленно мигает.

Наличие хотя бы одного из этих нарушений служит основанием для обращения к врачу.

В теплое время года необходимо проследить, с какой стороны лицо ребенка загорело больше. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок подставляет солнцу именно ту часть лица, где находится слаборазвитый глаз.

Остроту зрения ребенка можно протестировать следующим образом: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением известных ему животных и птиц. Для этого необходимо, чтобы он закрыл один глаз ладонью (глаз под ладонью открыт), а другим — рассматривал картинки и называл изображенных на них животных и птиц. То же самое необходимо проделать и другим глазом. Если перед тем, как дать правильный ответ, ребенок замешкается на некоторое время, возможно один глаз слабее другого.

Развитие цветного зрения идет параллельно развитию остроты зрения, но судить о его наличии удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляется у ребенка к первому полугодию его жизни.

Нормальное формирование цветового зрения зависит от интенсивности света, поэтому ребенку необходимо с самого детства создавать условия хорошей освещенности, а также привлекать его внимание к ярким игрушкам.

Подбирая игрушки, следует помнить, что центральная ямка более всего чувствительна к темно-зеленой и оранжевой части спектра и мало чувствительна к синей. С усилением освещенности все цвета, кроме синего, сине - зеленого, желтого и пурпурно-малинового, воспринимаются как желто-белые цвета. В связи с этим, детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые шары, а шары с примесью синего, синие, белые, темные необходимо размещать по краям.
Исследование цветового зрения у детей можно проводить с помощью мозаики, ниток мулине, попросив разобрать их по цветам.

Диагностика восприятия ребенка 1 3 лет.

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовое восприятие:

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

§ сличение от 1,5 2 лет;

§ выбор по названию — в 2 3 года;

§ самостоятельность названия — в 2,5 3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактичес­ких игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цве­точек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

  1. «Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
  2. «Покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) ле­песточек»;
  3. «Назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

Форма:

Нормативы:

§ сличение - от 1,5 2 лет;

§ выбор по названию - в 2 года;

§ самостоятельность названия - в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции:

  1. «Дай такую же» (форма и цвет совпадают);
  2. «Покажи, где кубик»;
  3. «Назови форму».

Восприятие окружающего мира:

Нормативы:

§ В 1,5 2 года называют 4-5 картинок.

§ В 2,5 года называют многие предметы из групп; иг­рушки, посуда, одежда, мебель.

§ В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Стимульный материал: 10 12 карточек с изображени­ем знакомых предметов(лото малышам).

Инструкция:

  1. «Покажи, где нарисован...»;
  2. «Что нарисовано?» или «Что это?».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: