Складывание пирамидки. Складывание матрешки
Нормативы:
§ снимают кольца с пирамидки — в 1 год;
§ собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5 – 2,5 года;
§ собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примерки — в 3 – 3,5 года; работа зрительным соотношением.
Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.
Анализ результатов:
1. Неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2. Простое манипулирование (специфическая манипуляция);
3. Силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и, наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета);
4. Целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5. Примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6. Зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3-м годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.