Литургия

И вот, настал сам день. Накануне вечером резко похолодало и подул ветер, так что возникли сомнения – а будет ли сам крестный ход. Ну, будет или нет, а литургия точно будет. А потому в сам день я не сомневаюсь, идти или нет. Помня прошлый год, я стараюсь прийти в храм пораньше. К утру сила ветра уменьшилась, и идти в храме было легче. Вот и храм. Среди множества машин виден автобус «Фольксваген» с надписью «морская капелланская служба». Значит, здесь о.Николай Мотренко. Ворота во двор открыты настежь, а во дворе установлен большой экран, уже работающий. По двору туда и сюда ходят незнакомые священники. у южных дверей храма стоит, наверно, десяток пар хоругвей, собранных, вероятно, с разных приходов и благочиний. Вхожу в храм. Для буднего дня храм весьма полон, хоть все равно народу меньше, чем было в прошлом году (в прошлом году из-за большого числа желающих приложиться к привезенному из Дивноморска образу преподобного Сергия с частицей мощей были установлены кордоны с постепенным пропуском, так что в храм я вошел только в середине службы). В этом году очереди к иконе утром практически нет, так что приложившись¸ я становлюсь и молюсь, поскольку в храме уже читается 3 час. К архиерейскому богослужению все готово – установлен архиерейский амвон, а аналои с иконами и орлецы размещаются уже по ходу чтения часов. У образа первоверховного апостола Петра на южной стене в центре стоит помост, на котором большую часть службы дежурил оператор с камерой. Храм, тем временем, постепенно наполняется. Каждение совершает некий незнакомый священник, с большой теплотой приветствующий верующих. Тем временем, чтение часов заканчивается, а чтобы верующие не расслаблялись, начинается чтение молитв ко причащению. Проходит несколько минут и в притвор выходит большое количество духовенства. Среди них, как духовенство храма (о.Евгений Кузнецов, о.Роман Хотков и о.Алексий Кульнев поют на клиросе и в притвор не выходят) – о.Сергий Лукин и о.Андрей Пашин, так и гости¸ в их числе – о.Андрей Шамро (здесь присутствует и второй священник из этого храма – о.Сергий Видяев), настоятель Свято-Троицкого храма, о.Василий Симора – настоятель Свято-Александро-Невского прихода в Борисовке. Появляются также и ранее рукоположенные священники, такие, как о.Михаил Гусев и другие. Среди них я заметил еще и настоятеля Свято-Пантелеимоновского прихода в поселке Нижнебаканском о.Филарет Не все из них участвуют в литургии, многие просто молятся на литургии. Туда же выходят иподиаконы с мантией и архиерейским жезлом. Воцаряется ожидание. Вскоре начинается благовест. Проходит не меньше десяти минут, когда в храм выходят диаконы: о.Евгений Габов и еще один из приезжих диаконов – с кадилами, а также еще два приезжих диакона с дикирием и трикирием и еще диаконы о.Антоний Кригер и о.Николай Мотренко с подсвечниками, какие выносятся на полиелей. Всего, как сообщает епархиальный сайт, в службе принимают участие приезжие диаконы: протодиакон Геннадий Большешанский, диакон Сергий Сердюков, диакон Иоанн Князькин. Вскоре благовест сменяется трезвоном, что означает, что правящий архиерей уже здесь. Проходит еще несколько минут. Владыка входит в храм, когда трезвон еще идет. Премудрость!» - Возглашает один из приезжих, диаконы начинают кадить, одновременно хор начинает петь: «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Диакон Евгений Габов вслух читает «Достойно есть[5]…», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». И снова духовенство целует крест из рук правящего архиерея, после чего под пение праздничного задостойника праздника идет в сам храм для чтения входных молитв. В это время архиерей поклоняется образу праздника в центре храма, а затем идет с духовенством к амвону, где читаются входные молитвы. В ходе чина архиерей прикладывается к установленным иконам, а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» После этого Владыка идет в центр для облачения, при этом поется «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Все духовенство, которое должно сослужить архиерею (из священников ему сослужили уже упомянутые о.Сергий Лукин и о.Андрей Пашин, а также - о.Андрей Шамро и о.Василий Симора, прочих же гостей, сослужащих Владыке, имена приводятся на епархиальном сайте: благочинный церквей Крымского округа протоиерей Сергий Карпец, благочинный церквей Темрюкского округа протоиерей Виктор Колмык, благочинный церквей Анапского округа протоиерей Виктор Полянкин, и. о. благочинного Славянского округа протоиерей Василий Гаврильчик, и. о. благочинного Геленджикского округа иеромонах Митрофан (Ворона), (благочинный Новороссийска о.Максим Карпов присутствовал на литургии, но в службе не участвовал) протоиерей Николай Ворона, протоиерей Сергий Чачия, протоиерей Сергий Кривошея, иерей Андрей Гусев[6]), получает у него благословение и идет облачаться в алтарь, а архиерей торжественно облачается в центре. С архиерея снимается мантия, клобук, ряса (а также надетая под ней жилетка) и временно панагия, а затем надевается подризник, поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос и большой омофор, а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Диаконы (о.Евгений Габов и еще один – приезжий) в это время кадят, произнося даже не молитвы, а своего рода, пожелания архиерею («Руце Господни сотвористе и создасте тя…» и так далее). Хор при этом поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Диаконы же читают особые молитв на облачения. Итак, облачение завершено. возгласа второго диакона: «Господу помолимся!», почти не слышно и хор еще продолжает петь, а о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». На сей раз хиротонии не ожидается и сразу начинается подготовка к совершению литургии. Диаконы и все духовенство берет благословение предстоятеля, а затем старший священник (один из гостей) идет в алтарь – к престолу, а диакон – ближе к центральному аналою, при этом иподиаконы с архиерейским жезлом становятся у амвона. Для начала литургии все готово. Весь этот чин почти всегда одинаков, так что, может быть, его и не нужно было бы описывать, но уж очень он красив и интересен.

«Благослови Владыко!» - Произносит диакон и следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.» стоит ли опять повторять уже несколько раз вложенные в мое повествование рассуждения об этом Благословенном Царстве, коим именуется и храм Господень (если б трудящиеся здесь это понимали, возможно и я сам не до конца осознавал ЭТО, потому я и не нахожусь в числе их). После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. На призывы диакона отвечает не штатный верхний хор храма, а хор, собранный из духовенства епархии, во главе с протоиереем Сергием Кулаковым – настоятелем храма святой блаженной Ксении Петербургской в поселке Абрау-Дюрсо, что звучит, надо сказать, неплохо, ибо мужских голосов при службе в нашем храме не хватает…

Антифоны, как всегда, в такие дни, поются обычные – изобразительные (есть еще повседневные, но они поются у нас не так часто – преимущественно, в будние дни). Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа

Антифон поют попеременно верхний хор храма и хор духовенства, радуя всех настоящих антифонным пением (почаще бы так). Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Ектении попеременно произносят диаконы, преимущественно, приезжие. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном кресле. После этого поется песнь «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» И снова звучит ектения, произносимая все тем же диаконом. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом, то есть, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают жития мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

И как всегда, начинается малый вход. Он при архиерейском богослужении особенно красив, так что я не могу удержаться от того, чтобы не описать это действо, хоть то, что все это описывается каждый раз одними и теми же словами, людей, далеких от богослужебной жизни (коей можно считать и просто молитву на богослужении в числе прочих верных). Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами (на сей раз их было две пары), затем оба молодых диакона с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре, кое-кого строит сам архиерей. Перед тем, как они все выстраиваются в центре, какая-то маленькая девочка преподносит архиерею цветы, которые сейчас же уносятся. Наконец, о.Евгений Габов испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.». Пение духовенство звучит, как никогда, красиво и звучно, учитывая множество служащих. При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает слов «Спаси ны…», после этого духовенство снова поет… По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство и последний раз его снова пропевает хор духовенства. Верхний хор после этого пропевает тропарь храма, а затем хор духовенства пропевает тропарь и кондак преподобному Сергию Радонежскому, а кондак храма в конце, как всегда, все тем же необычным распевом пропевает духовенство в алтаре. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно обоими хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое, на сей раз греческим распевом.

Возглашал прокимен и читал апостольское послание (только праздничное) один из приезжих диаконов.

Чтения литургии. Несмотря ни на что, я все равно привожу рядовые чтения дня - отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 8Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; 9и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.

12Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, 13так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, 14и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.

15Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

16Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; 17а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

18Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, 19ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, 20при уверенности и надежде моей, || что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

21Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.

22Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

23Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24а оставаться во плоти нужнее для вас.

25И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.

27Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, 28и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, 29потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него 30таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: