Крестный ход и молебен

По окончании литургии о.Андрей Пашин сказал, что сейчас начнется крестный ход, призвав народ. Носилки же с иконой, тем временем, поднимаются и выносятся из храма. Правящий же архиерей, который в это время разговаривал с кем-то во дворе, возвращается в алтарь и выходит через Царские врата вместе с духовенством. Теперь он облачен в подрясник с надетым поверх жилетом (все-таки на улице холодно и по-прежнему ветрено), клобук, епитрахиль и омофор. В центре храма звучит начальный возглас и начинается всеобщее пение «Царю Небесный…», а затем – сразу «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» - ликование о том, что сам Господь явился в мир, дабы спасти его.… Поется тропарь преподобному Сергию и еще рядо посвященных ему песнопений, и под это пение духовенство выходит из храма и весь народ идет за ним, так как в боковых выходах образовалась пробка из народа (двор весь запружен людьми, пришедшими уже к крестному ходу, ибо и телевидение говорило, преимущественно, о времени, когда сей крестный ход начнется). Звучит жиденький трезвон (без басового колокола, как и в начале). Многие из народа несут с собой взятые из дома иконы. Съев данные мне просфоры и запив их Святой водой, я иду вперед, решив, что это действо ради возможности написать о нем, я не пропущу.

Двор постепенно пустеет, но в восточных воротах образовалась пробка из людей. Широкий вал из народа поднимается по улице Гладкова и идет по улице 9 января (выше поворота стоят многочисленные автобусы, в том числе, те, на которых ранее обещали довезти ту часть людей, которая по состоянию здоровья не сможет идти своим ходом), при этом, не слыша пения духовенства, многие поют все, что приходит им на ум. Тут же и не участвующий в службе но присутствующий коллектив бокового хора, тоже поющий песнопения, посвященные празднику. Он явно не спешат за духовенством и идут в общей народной массе. Шествие же сие, пройдя короткую улицу (огромная, по меркам нашего небольшого города шумная масса вызывает настоящую истерику у дворовых собак и любопытство жильцов этой улицы, несмотря на близость к храму, даже не знающих о том, что же происходит), спускается по улице Свободы и далее идет по Набережной. Суровые казаки то и дело осаживают народ, бегущий вперед, намереваясь обогнать духовенство. Другие казаки в это время несут многочисленные хоругви, несомые впереди шествия, а впереди них, как и в прошлом году, едет грузовик, в кузове которого располагаются колокольца, непрерывно звонящие в течение всего крестного хода. Еще несколько казаков несут носилки с иконой. По обе стороны от нее идут в две колонны священники, а позади – хор из духовенства и архиерей с диаконами и иподиаконами, которые все время поют те или иные песнопения или молебные призывы к тем или иным святым, кои, впрочем, прочие священники не подхватывают, видимо, просто не зная о том, что же поет архиерей и прочие. Позади них и идет шеренга из казаков, сдерживающих народ. Здесь, у моря, ветер и вправду сильнее, а по поверхности его бегут барашки и гребни. Но шествие это не останавливает. Итак, первый крестный ход, как считается, совершил святитель Василий Великий, когда ариане захватили кафедральный собор в Никее и было решено запечатать двери храма и по чьей молитве двери откроются, тем и будет принадлежать храм. Тогда святитель совершил в местном храме всенощное бдение и литургию и с пением, крестами и иконами они пришли к данному собору и при возгласе «Возьмите врата князи ваша и возьмитеся врата вечная и внидет Царь славы»[7] печати отпали и двери храма сами собой открылись.

Итак, крестный ход. Шествие длится около двух часов и большую его часть проходит по Набережной. Проходит шествие и строящийся храм в честь святых благоверных князей Петра и Февронии. Здесь ничего не изменилось по сравнению с последним посещением этого места. Лишь дойдя до территории бывшего рыбзавода, шествие поднимается и после нескольких поворотов поднимается по улице Куникова и затем, повернув на проспект Ленина, идет к месту назначения. Народ вокруг, ошарашенный таким множеством народа, высыпает на улицу, многие фотографируют, иные спрашивают: «что происходит?», а многие фотографируют. Здесь же идет женщина с пластиковой копилкой с изображением будущего Свято-

Георгиевского храма, куда проходящие мимо нее кладут деньги.

Наконец, шествие достигает Суджукской косы и дойдя до площадки у закладного камня, останавливается. Поодаль видна площадка, где копается котлован. Находится она, надо сказать, очень близко к Суджукскому лиману, так что невольно становится понятно, почему городские экологи подняли шум по поводу начавшегося строительства, тем более, что расположилась стройка как раз на той зоне, которую экологи называли «уникальной зоной Кубанской степи», где кстати, расположены растения, нигде более не встречающиеся. Что ж, да будет воля Господня и не будем присоединяться к хулителям и ругателям и прошу читателя не приписывать и мне какой-то ропот против этого строительства, ибо кое-кому в недалеком прошлом в моих книгах мерещилась какая-то критика и что-то в этом роде….

Итак, молебен. В этот момент включаются привезенные сюда колонки, так мы слышим, как диакон возглашает прокимен и Владыка читает Евангелие: 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

После этого он же прочитал две молитвы – ко святителю Николаю чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому, а затем последовало величание обоим святым и короткая ектения, а затем, после ряда песнопений молебен завершился. Владыка поздравил всех с праздником, отметив, что он принципиально решил провести крестный ход, несмотря на погоду, так как важно было заложить традицию крестных ходов, а ввиду погоды он явился настоящим испытанием терпения народа, так что все, в соответствии с названием, понесли некий крест. Также он отметил и важность для нашего народа подвига преподобного Сергия, ибо он, не занимая высоких постов, явился молитвенником за весь русский народ и в силу своей славы чудотворца и великого молитвенника вразумлял даже и сильных мира сего. Подвиг его, а также святителей московских Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия и других, явился добрым примером и живым вразумлением для раздробленного русского народа, когда одни русские люди грабили и убивали других, таких же русских людей, над которым, вдобавок, тяготело иноземное иго, попущенное также во вразумления людей. В его время первый раз были разбиты татарские орды, хоть они еще не раз занимали и разоряли и самую Москву, но начало было положено. Но главным его подвигом было возрождение на Руси общежительного монашества, которое с тех пор расцвело пышным цветом. Оное появилось на Руси еще с крещением Руси и общежительной была великая Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, в стенах которой подвизались сотни подвижников, чье имя украшает наименование «Киево-Печерский», что неизмеримо больше, чем обитель прп. Сергия. Однако с тех пор на Руси более популярным стал отшельнический устав, где каждый монах живет в своей келлии сам по себе, встречаясь с прочими лишь на богослужении. Преподобный же Сергий вернул первенство общежительному монашеству, где все общее и даже едят иноки на общей трапезе, а какое-либо имущество, какое монах может принести в келью, сведено к минимуму. Но важнее то, что пример доброй жизни святого наставлял на жизнь по Евангелию и мирян, не связывающих себя с монашеством, в том числе и строптивых князей, первым из которых здесь можно отметить благоверного князя Димитрия, несмотря на все, что потерпел от него митрополит Московский, святитель Киприан. Закончил он и словами надежды на то, что наша общая молитва поможет построить заложенный здесь кафедральный морской собор в честь святителя Николая чудотворца и заметил, что всем верующим будут розданы иконы преподобного Сергия и по закону гостеприимства всем будет предложена трапезная.

И вот, заканчивается праздник. Целования креста, обещанного ранее, не было. Все приложились к образу

преподобного. В это время здесь же проходил концерт – пел один из известных в городе православных певцов – прихожианин храма Новомучеников. В это время желающие берут предложенную трапезу. Я же иду по делам, намереваясь написать обо всем, что видел и слышал…..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: