Цветовые портреты

Более десяти тысяч наблюдений позволили определить самые распространенные варианты психологических программ у людей, выбирающих первым один из восьми предложенных цветов. Так, «красные» часто бывают спортсменами. «Желтые» собираются куда-то ехать или хотя бы мечтают об этом, стремятся что-то поменять. «Зеленые» люди структурны и умны, смотрят спокойно и холод­новато. «Синие» — добры и ласковы. «Фиолетовые» имеют отно­шение к искусству, они излучают обаяние. «Коричневые» недавно болели, хотят покоя. «Серые» мечтают, чтобы их оставили в покое. «Черные» пережили какой-то стресс.

// постулат цветологии

Можно выделить четыре уровня эмоциональной жизни челове-кй, их определяет место выбора цвета.

1-2-е место цветовыбора позволяет анализировать спонтанные желания, которые часто скрываются от окружающих людей и вы­ражаются в словах: «Хотел бы. Желал бы».

Цвета, которые мы выбираем на третье и четвертое места, отра­жают реально существующие эмоции, желания. В этих случаях через выбор цвета человек определяет достижимые в своей жизни возмож­ности. Происходит своеобразная внутренняя классификация, резуль­татами которой ставится вывод: «Это я смогу себе позволить».

Пятое (шестое) место в цветовыборе занимают цвета, благода­ря которым цветолог будет изучать нереализованные резервные желания человека.

На этом, 3-м, уровне эмоции являются недостаточно диффе­ренцированными. Возникает образ перепутья, когда герой своих чувств размышляет: «Хочу или не хочу?»

На 7-8-м месте (4-я пара) оказываются нежеланные, отрицае­мые цвета. Их выбор означает наличие определенных психологичес­ких проблем, страхов. В этом случае мы ведем себя нерационально, просто заявляя себе: «Не хочу».

4 уровня эмоций:

Спонтанные желания — «Хотел бы»;

Реалистические желания — «Смогу себе позволить»;

Резервные желания - «Не ясно, хочу или нет»;

Отрицательные эмоции — «Не хочу».

Наша эмоциональная жизнь кипит в стенах четырехэтажного здания. Мы всегда испытываем не одну эмоцию, а целый эмоцио­нальный аккорд. Одновременно с чем-то желаемым у нас существует абсолютно отвергаемое, неприемлемое.

Эмоциональный импульс (1-й уровень эмоций) провоцирует нас на мгновенное действие, а оценка реальности (2-й уровень эмо­ций) останавливает и заставляет хорошенько все продумать. Словно для собственного самоуспокоения созданы резервные желания (3-й уровень), которые начнут принимать более отчетливые очертания в определенных жизненных ситуациях. В подвале Дома эмоций спрятаны (увы!) не сокровища, а наши психологические проблемы (4-й уровень эмоций), которые предстоит еще решать.

Как же звучат эмоциональные аккорды человека в соответ­ствии с выделенными 4 уровнями эмоций? Все очень просто и в

25

жизни часто встречается. Например, мы открыто выражаем свои положительные чувства к человеку и в то же время боимся его по­терять. Встречается целый ряд людей, у которых эмоциональный порыв сразу провоцирует поступок. Последствия такого поступка будут осознаны намного позже. Многие из нас склонны проявлять спонтанные эмоции, но обязательно до начала действий соотнесут желания (1-й уровень эмоций) с реальными возможностями (2-й уровень эмоций).

«Дом эмоций» — это подарок цветологии для тех, кто изучает психологию. Понимая специфику каждого эмоционального этажа, мы сможем избегнуть будущих неприятностей, оценить реальность своих желаний, эффективно устранить негативные факторы, созда­ющие у нас психологические проблемы.

Итак, первая цветовая пара цветовыбора будет отражать все желания человечества. Таких желаний окажется 56. Подсчет до­вольно прост.

Цвет на первом месте всегда будет рассматриваться в ряду всех остальных цветов. Комбинация красный-желтый может меняться на любую другую цветовую пару. Каждый цвет может составить пару в сочетании с каждым из 7 остальных цветов, в малом клини­ческом тесте М. Люшера 8 цветов и каждый сочетается с семью остальными. В итоге возможно 56 вариантов цветовых пар.

В цветологии первые два цвета содержат в себе самые разно­образные желания: от желания съесть целый торт до суицида.

Последний цвет, который мы выбираем, отражает наличие пси­хологических проблем. В связи с анализом месторасположения цвета первым или последним в цветологии существует интересная гипотеза: спонтанные желания человека компенсируют его проблемы — следова­тельно, эмоции первого и четвертого уровней тесно взаимосвязаны.

Знание данной особенности эмоциональной жизни человека позволит обоснованно оказывать ему необходимую психологичес­кую помощь.

Анализируя первую пару цветов, М. Люшер сформулировал интересную гипотезу: первый цвет выражает средство достижения цели, а второй цвет — саму цель.

Например, человек выбрал зеленый и желтый цвета на 1-м и2-м местах цветовыбора. Это означает: с помощью программы первого — желтого — цвета ищет новых путей и свободы добиться

26

реализации программы второго — зеленого — цвета — показать себя и завоевать призвание.

/// постулат цветовой психологии

Знаки тревожности.

Существуют признаки цветового выбора, по которым можно определить тревожность. Признаки тревожности спрятаны в ряду цветовых предпочтений человека.

Один и тот же цвет на 1-м, 4-м или 8-м месте означает разные психологические программы. Поясним это высказывание на при­мере. Красный цвет на 1-2-м месте означает установку на победу. Красный цвет на 3-4-м месте означает, что фанфары победы при­тихли, и начинает доминировать другой мотив: «Усилия больше результатов». Красный цвет может встречаться с 5-го по 8-е место и выражать постепенную утрату веры в скорую победу, преодоле­ние жизненных препятствий.

Желтый цвет в зависимости от работы, условий общения так­же может нами приниматься либо отрицаться.

Выбор зеленого цвета является одной из сложнейших загадок цветологии. Данный цвет во многом ассоциируется с развитыми интеллектуальными способностями человека. Люди, выбирающие зеленый цвет, в разных жизненных ситуациях начнут искать наибо­лее оптимальные варианты решения проблем, прилагая для этого значительные волевые усилия.

Предпочтения синего цвета стали не очень распространенными у современных людей: слишком много зависит не от самого челове­ка, а от внешних обстоятельств. Постоянная напряженность в делах и отношениях с людьми служит причиной утаивания от окружаю­щих своих искренних чувств. Появляется ранимость, обидчивость, которые мешают формированию реалистической точки зрения на происходящие события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: