Гипотеза психолога Малышева соединяет цветовыбор Люшера и образы Берна.
Зеленый и красный можно связать с образом взрослого.
Сочетание синий и красный — с образом ребенка.
Применение этой концепции помогало в работе.
В семейной терапии было полезным понять, что мать оказывается слабым добрым ребенком, а в ее дочери скрывается сильный лидер. После сообщения такого вывода семье ребенок бросается обнимать свою маму или бабушку, которая оказалась большим ребенком и нуждается в помощи.
Работа последующих лет дала понимание, что зеленый цвет — знак рациональности. Выбравшие зеленый цвет — это взрослые и родители по Берну. А те, кто не выбрал зеленый цвет, являются милыми эмоциональными детьми, что тоже прекрасно.
Люшер и ЭОнг
Сопоставление цветовых программ Люшера и образов Юнга оказалось наиболее удачным и дало ключ к пониманию значения цветовых пар.
Если пользоваться понятиями Юнга, то основные цвета Люшера можно оценить следующим образом.
Красный и желтый цвета — активны, энергетичны и экст-равертны.
|
|
Зеленый и синий цвета — интровертны и менее энергичны.
Мужские цвета — зеленый и красный — воплощение Анимуса Юнга. Женские цвета — синий и желтый — воплощение Анимы Юнга
Данные этнографии, этнологии, антропологии, аналитической и функциональной психологии подтверждают, что существует предпочтение цветов в зависимости от пола. Мужчины предпочитают символ темперамента холерика — красный цвет, и флегматика— зеленый цвет. Женщины предпочитают психологические программы мягких зависимых цветов — желтого и синего.
Выбор зеленого и желтого цветов связан с программой реальности. Красного и синего — с интуицией, артистичностью.
В наблюдениях за пожилыми людьми психологическая оценка первых двух цветов совпадает с наиболее типичной для человека моделью поведения.
Это позволило сопоставить выбор первых двух цветов и образ стиля жизни Адлера.
Люшер и Адлер
Сравним некоторые понятия у Адлера и у Люшера.
Адлер
Жизненный стиль — индивидуальный способ для достижения жизненных целей, стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней, с миром.
Люшер
Первый цвет реализует средство достижения цели, второй — цель.
Выбор первых двух цветов часто отражал психологические программы взаимодействия с миром, со средой и взаимодействия с ней; возможно, их сочетание выражает тип действия человека в мире (перед нами аналогия стиля жизни Адлера).