Цветовыбор и афористика

Главным принципом отбора афоризмов была их яркость, худо­жественная значимость.

Афоризм я воспринимал как произведение искусства на плац­дарме из нескольких слов. Сочетание художественной мощи, кон­центрации мудрости с краткостью превращает такие афоризмы в шедевр искусства, обладающий не только мощным эстетическим, но и психотерапевтическим эффектом.

К этому жанру близки краткие произведения поэзии — японские стихи и строки поэтических шедевров. Мы предлагали ознакомиться с ними сотням людей и просили отобрать лучшие. Всем людям, которые выбирали близкие им афоризмы, ставился тест Люшера.

Найденные немногие желанные шедевры афористики — это отмытое золото знания, маленькие шедевры искусства. Эти осле­пительные краткие высказывания обладают яркой образностью, высокой эстетичностью, желанными тысячам людей.

Поскольку я постоянно проводил у всех испытуемых цветоди-агностику, то постепенно обнаружил, какие предпочтения в отборе шедевров искусства выявляют люди разного цветовыбора.

Зная, какой афоризм желают люди определенного цветовыбора, мы можем предположить, что думают люди, выбравшие определен­ный цвет. Эти отличия являются знаком личности, особенностью определенного типа эмоций, определенного цветовыбора. 92

Афоризмы я стал распределять по эмоциональным программам различных цветов теста Люшера.

Тест Люшера в зеркале афористики

Выявление ведущих афоризмов позволило составить подобие теста Люшера — только вместо цветов были афоризмы, отражаю­щие цветовые программы. Эта оригинальная методика дает знания об установках пациента.

8 афоризмов, отражающих 8 цветов Люшера, разделяются и предлагаются для ознакомления пациенту. Затем он их располага­ет от самого желанного до самого отрицаемого, подобно тому как ставится тест Люшера с цветовыми символами.

Мы провели значительное число наблюдений, сопоставляя тест Люшера и тест постановки цветовых афоризмов.

Я сопоставил место, которое занимает цвет в цветовыборе Люшера, и место, занимаемое афоризмом этого цвета среди других цветовых афоризмов.

В итоге корреляция расположения цвета и афоризма этого цвета в соответствующих выборках достигала 60-80%. Наиболее высокая корреляция — полное совпадение желанности цвета и соот- ветствующего афоризма - отмечена у 25% обследованных (пример: зеленый цвет занимал 2-е место среди выбранных цветов, афоризм, соответствующий зеленому цветовыбору, среди афоризмов занимал 1-2-е место в выборке.)

В приложении к книге приведены афоризмы, которые собира лись нами таким образом в течение 12 лет.

Выбор черного цвета

Однажды женщина, которая была омрачена своей жизнью и выбирала темные цвета при цветодиагностике, с горьким ироническим смехом восприняла оптимистический латинский афоризм — если у человека есть зачем, он снесет любое как. Это сказал Ницше.

Возвышенный характер этого высказывания раздражал ее, и я стал думать, какие афоризмы были бы созвучны ее настроению. Я понял, что они должны носить характер жестокой мудрости и горькой иронии, нечто от Свифта.

Серию таких афоризмов она встретила с благодарным чувством, они соответствовали ее настроению. Это были афоризмы черного цвета. Вот некоторые их образцы:

93

Чем больше вижу людей, тем больше люблю животных (здесь проходит тень Свифта - он отвернулся от человечества).

Ни одно доброе дело не остается безнаказанным, — в этом французском афоризме Ларошфуко проходит тень Христа — его добрую весть встретило предательство учеников и мучения.

Язвительная надпись в американском кабачке:

Если ты такой умный, почему ты не богат?

Едкая русская поговорка:

Если ты в 20 не силен, в 30 не умен, в 40 не женат, а в 50

не богат, ты, наверное, мало чего добьешься.

Грубоватая немецкая поговорка:

Что знают трое, знает и свинья.

Горькая мудрость строк Хайама также была желанна многим предпочитавшим черный цвет, да и не только им:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

и лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Сотни людей высоко оценили этот афоризм.

Люди, выбравшие черный цвет в тесте Люшера, охотно выбирали именно этот тип афоризмов. В дальнейшем я стал следить за цветовы-бором у людей и за желанными им афоризмами. Так удалось найти желанные афоризмы в соответствии цветовому ряду Люшера. Мы объединяли афоризмы единого психологического уровня:

— горькая ирония соответствует выбору черного цвета;

— монашеская отрешенность — серого;

— светлая печаль воспоминаний — коричневого;

— поэтическая фантазия — фиолетового;

— блаженная созерцательность — синего;

— мудрость — зеленого;

— радость — соответствует выбору желтого цвета;

— энергия и страстность — красного цвета.

Здесь все совпадает с характеристикой ответов Клара по цве­товыбору и его расшифровке.

Новым является только образ коричневого цвета. Оказалось, что в выборе афоризмов и в выборе музыки люди коричневого вы­бора тяготят к образам элегии, ностальгии, программе вспомни.

Многие годы поиска афоризмов помогли собрать этот мед мудрости и поэзии.

94

Элькин В. М.

Серый цвет выбора притягивал выбор афоризмов, как бы говорящих: «Оставьте меня в покос». Хорошим воплощением про­граммы серого цвета оказалась надпись на скульптуре Микеланджело «Ночь»:

Мне дорог сон... для меня великое счастьене видеть, не сльсшать... Не буди меня. Молчи, сокройся и таи и мысли и дела свои. Коричневый цвет ассоциировался с образами светлой печали воспоминаний. Отражением эмоций такого типа в мире искусства является мир элегии; выразительная элегия Бунина о судьбе черного бархатного шмеля поразительно воплощает этот психологический уровень, связанный с коричневым цветом печали.

Интересно, что выбравших фиолетовый и синий цветащж- тягивали строки стихов.

(фиолетовый цвет программы воображения и мечты тянет его носителя к стихам, поэзии, здесь уместны строки шедевров Блока, Бунина и Пастернака.

Синий цвет доброты, блаженства и в то же время смирения с вечностью гениально освещен в стихотворном шедевре Бараташ­вили:

Цвет небесныйсиний цвет.

Шедевром афористики синего цвета может служить фраза: Сорняк — это цветок, который никто не полюбил. Как не вспомнить эту фразу психологу, который хочет помочь человеку, не вызывающему всеобщей симпатии, например наркома­ну. Она помогает увидеть за отталкивающей личиной страдающую человеческую душу.

Созерцательное синее настроение воплощают краткие шедевры японской поэзии строк удивительного Хлебникова:

Созерцательность японца, любующегося камнями, способного долго добираться на поезде в горы, чтобы посмотреть, как рас­цветает редкий цветок,вот проявления созерцательности, родственной синему цвету.

Русский писатель Пришвин написал удивительную фразу: Удалось подслушать, как мышь под снегом грызла корешок. Он же сообщает читателю:

Осенние листья пахнут пряниками, гриб, когда его возьмешь I руки, слабо пискнет.

Латинская холодная мудрость соответствовала спокойной яс­ности зеленого цвета.

Зеленый цвет можно назвать миром учителя и мудрости.

Несколько строк могут нести латинскую мудрость, как будто вырезанную навечно на металле:

Жизнь коротка.

Опыт обманчив.

Суждение приблизительно.

Искусство вечно.

Мудрость конфуцианства суммирована в фразе:

Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтоб тебе делали.

Мудрость Будды — в светлой фразе:

Делай три вещи — и ты подобен богам: не гневайся, не лги,

просят — дай.

И это малое люди не выполняют.

Требования к человеку здесь на простом уровне, не сравнимом с требованиями постулатов Христа:

Однако богов кругом не видно.

И эти простейшие вещи люди нарушают.

Замечательный афоризм Вольтера:

Случайного нет.

Все в мире является наказанием, наградой, испытанием,

предвестием.

Этот афоризм заменяет книгу.

Понимание человеческой природы пронизывает многие афоризмы:

Поговори с человеком о неми он будет слушать вас часами.

Афоризмы желтого цвета нетрудно обозначить — это мир юмора.

Приведу несколько блистательных афоризмов, говорящих о человеческой природе.

Эгоистнеприятный тип, который говорит о себе, а не обо мне.

Блистателен афоризм:

Мужчина наполовину влюблен в каждую женщину, которая его

слушает.

Никто никого не слушает. Доктор Фрейд подобно священникам стал слушать людей, и они были благодарны.

Талантливый афоризм способен превратить проблему в нечто неожиданное: как после молнии остается озон в воздухе, так и после удачного, сказанного к месту яркого высказывания возникает эффект психологической гармонизации.

Эти афоризмы использовала опытный психиатр и сказала, что они ступенями воздействия напоминают сеанс психоанализа.

Афоризмы красного цвета несли неудержимую победоносную энергию:

Северный ветер рождает викингов;

Мужчина идет, пока не устанет, а потом должен пройти в

два раза больше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: