Д. Г. Гоулман

<…>

Один из разоблаченных секретов психологии заключается в относительной невозможности безошибоч- но предсказать, кто преуспеет в жизни, на основании оце- нок, коэффициентов умственного развития или баллов, на- бранных во время теста академических способностей, не- смотря на их гипнотическое воздействие на людей. Разу- меется, существует некоторая связь между коэффициентом умственного развития и устройством в жизни для больших групп в целом: многие люди с очень низким коэффициен- том умственного развития останавливаются на уровне при- слуги, а обладатели высоких коэффициентов стремятся за- нять высокооплачиваемые должности – но ни в коем случае нельзя сказать, что так бывает всегда.

Широко распространены и исключения из правила, глася-

щего, что коэффициент умственного развития предопределяет успех, – исключений гораздо больше, чем совпадений с пра- вилом. В лучшем случае доля этого коэффициента в факто- рах, определяющих успех в жизни, составляет 20 процентов, тогда как оставшиеся 80 процентов приходятся на долю дру- гих сил. Как отметил один обозреватель, «в огромном боль- шинстве случаев окончательное место, занимаемое человеком в обществе, определяется факторами, не имеющими отноше- ния к коэффициенту умственного развития, начиная с классо- вой принадлежности и кончая везением».

<…>

17 Гоулман Д.Г. Эмоциональный интеллект. М.: ACT: Aстрель, 2011. С. 60–77.


Меня интересует определяющий набор этих самых

«других характеристик», то есть эмоциональный интел- лект: такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и отклады- вать получение удовлетворения, контролировать свои на- строения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. В отличие от коэффици- ента умственного развития с его почти столетней истори- ей определения у сотен тысяч людей эмоциональный ин- теллект представляет собой новое понятие. Пока еще ни- кто не может точно сказать, насколько он изменчив у раз- ных людей на протяжении жизни. Но, как показывают су- ществующие данные, он может быть таким же мощным критерием, как коэффициент умственного развития, а ино- гда и превосходить его.

<…>

Карен Арнолд, преподаватель Бостонского университе- та, принимавшая участие в изучении биографии отлични- ков, замечает: «Думаю, мы открыли «исполненных созна- ния долга» людей, то есть тех, кто знает, как преуспеть в си- стеме. Однако будьте уверены, что выпускники-отличники пробиваются в жизни так же, как и мы. Тот факт, что этот человек с отличием окончил школу, свидетельствует лишь о том, что он или она, судя по их оценкам, прекрасно успева- ли по всем предметам. Но это ничего не говорит вам о том, как они справляются с превратностями судьбы».

В этом-то и заключается проблема: академический ум, по существу, не предполагает готовности к беспорядку – или возможностям, – которые преподносят превратности судьбы. Однако, даже если высокий коэффициент умствен- ного развития не гарантирует преуспевание, престиж или счастье в жизни, наши учебные заведения и культуразаци- клены на академических способностях, игнорируя эмоци-


ональный интеллект, набор черт – кто-то может назвать его характером, – который имеет огромное значение для нашей личной судьбы. Эмоциональная жизнь – это сфера, с кото- рой можно обращаться более или менее искусно и так же надежно, как с математикой или чтением, и которая нуж- дается в своем особенном наборе компетенций, то есть вы- полняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в них, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой – равного интеллекта – оказывается в тупике: эмоциональная одаренность – это ме- таспособность, определяющая, насколько хорошо мы уме- ем пользоваться любыми другими навыками и умениями, которыми располагаем, включая необученный интеллект.

<…> Многие данные свидетельствуют, что люди, являющиеся

знатоками эмоций, – те, кто отлично знает и справляется со своими чувствами и к тому же расшифровывает и успеш- но пользуется чувствами других людей, – имеют превос- ходство в любой сфере жизни, будь то романтические и ин- тимные отношения или схватывание на лету не выражен- ных словами правил, которые определяют успех в органи- зационной политике. К тому же более вероятно, что люди с хорошо развитым эмоциональным даром будут довольны и успешны в жизни, подчинив себе склонности ума, кото- рые способствуют повышению их собственной продуктив- ности; люди же, которые не могут установить хотя бы неко- торый контроль над своей эмоциональной жизнью, вынуж- дены вести внутренние баталии, подрывающие их способ- ность сосредоточенно работать и ясно мыслить.

<…>

Сейлови включил принятые Гарднером личност- ные умственные способности в свое главное определение эмоционального интеллекта, расширив их до пяти главных областей:


1. Знание своих эмоций. Самоосознание – распознава- ние какого-либо чувства, когда оно возникает, – есть крае- угольный камень эмоционального интеллекта. Как мы уви- дим в Главе 4, способность время от времени отслеживать чувства имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособ- ность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказы- ваются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомнева- ясь в правильности личных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.

2. Управление эмоциями. Умение справляться с чув- ствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, – это способность, которая основывается на самоосознании. В Главе 5 мы рассмотрим способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, уныния или раз- дражительности – и последствия неудачи при овладении этим основным искусством справляться с эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражают- ся с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обла- дающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

3. Мотивация для самого себя. Как будет показано в Главе 6, приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для само- мотивации и владения собой и для того, чтобы быть способ- ным к созиданию. Самоконтроль над эмоциями – отсрочи- вание удовлетворения и подавление импульсивности – ле- жит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продук- тивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.


4. Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самосо- знание, является основным «человеческим даром». В Гла- ве 7 исследуются «корни» эмпатии, социальные издержки эмоциональной глухоты и причины, по которым эмпатия побуждает к альтруизму. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указы- вающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.

5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддер- живать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Глава 8 посвя- щена социальной компетентности и некомпетентности и со- пряженным с ними специфическим навыкам и умениям. Это те способности, которые укрепляют популярность, ли- дерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляют- ся со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаи- модействия с другими; они – просто звезды общения.

Разумеется, в каждой из этих областей люди обнаружи- вают разные способности; кто-то из нас, возможно, впол- не удачно справляется со своей тревожностью, но при этом не слишком ловко умеряет огорчения другого человека. Наш уровень способностей, без сомнения, определяется нервной системой, но, как мы увидим позднее, головной мозг удиви- тельно гибок и постоянно учится. Упущения в эмоциональ- ной одаренности можно исправить: каждая из этих областей в значительной степени представляет собой совокупность привычек и ответных реакций, которую – при приложении надлежащих усилий – можно изменить к лучшему…

<…>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: