П. Бернабей


Опыт организационного консультирования не оставля- ет сомнений: в основе любой проблемы лежит отсутствие знаний о реальном развитии динамики предприятия. Люди, руководящие предприятием и работающие на нем, не знают происходящего, не имеют представления о реальности, дей- ствующей в конкретный момент, и судят о ней лишь на осно- вании последствий, с которыми сталкиваются позднее.

Я не имею в виду технические знания: их можно приоб- рести на обычных курсах повышения квалификации, в том числе, и через Интернет, посредством дистанционного обу- чения (хотя я отношусь настороженно к такому типу техни- ческого образования, которое вообще не слишком импони- рует европейцам, в отличие от американцев).

Я имею в виду знание того, что происходит между ин- дивидами, образующими какую бы то ни было организа- цию – экономическую, политическую, спортивную, музы- кальную и т. д.; по ту сторону всех технологических дости- жений (компьютеры, сотовые телефоны, телевидение и т. д.) отправной точкой любой деятельности остается индивид.

Безусловная вера во всемогущество «технологической рациональности» в том, что касается решения проблем ор- ганизации и обеспечения быстрой реакции на изменения, стимулируемые развитием новой экономики, отходит в про- шлое. «Технократическое алиби», согласно которому в со- временном высокоспециализированном мире нет места вме- шательству интуиции, больше не работает: сегодня успех

18 Психология менеджмента: сборник выступлений. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. С. 13–22.


любой деятельности определяется не только наличием са- мой современной техники, но и индивидом. Неоспоримый факт состоит в том, что экономический успех предприятия всегда есть историческое проявление индивидуальной ин- туиции значимого человека.

Инвестиции в человеческий капитал необходимы для повышения конкурентоспособности на рынке и, главным образом, для того, чтобы облегчить процесс внедрения и распространения новых технологий. При этом знание ре- альности, выстраиваемое человеком «по отношению к», яв- ляется изначальной стратегической ценностью.

Таким образом, психология менеджмента не является заменой техническим знаниям оператора.

Спортивный врач не в состоянии обучить тому, как стать олимпийским чемпионом, но может установить, по- зволяет ли физическая форма атлета достичь интересую- щих его результатов. Точно так же и психология не может заменить собой оперативный ум руководителя предприя- тия. Вместе с тем, психология менеджмента может суще- ственно помочь лидеру, применив свой анализ для опреде- ления того, насколько субъект и свойственный ему ментали- тет точны и способны побеждать.

Учитывая особенности конкуренции в мире глобализа- ции, ФОИЛ предлагает свой подход к решению социально- экономических проблем, выдвигаемых историей, основан- ный на следующих критериях:

1) любая ситуация должна быть разрешима для чело- века;

2) повышение интенсивности образования, предназна- ченного для лидера (Л) и направленного на развитие у него способности фокусировать интуицию на результате.

Высокая интенсивность изменений, которая требует- ся от предприятий для сохранения конкурентоспособности, а также постоянно увеличивающийся разрыв между темпа-


ми развития технологий и официального знания делают не- обходимым обращение к образованию нового типа.

В условиях новой экономики невозможно рассчиты- вать на сохранение «нетронутых зон», а значит, следует ис- кать эффективные средства, позволяющие решать пробле- мы «у истоков» (исходя из анализа причин, то есть индиви- да), а не «в нижнем течении» (пытаясь управлять следстви- ями), и тем самым успешно справляться с постоянно меня- ющейся ситуацией на рынке и в сфере занятости.

Необходимо создать новый «гуманизм работы, превоз- носящий свободу человека, его творческие способности и его интеллектуальные и моральные достоинства».

Стремительность изменений в социально- экономической сфере требует постоянного пополнения знаний и совершенствования навыков, что означает не- обходимость образования по типу life long learning. Тот, кто стремится быть лидером в глобальном контексте, больше не может позволить себе срастись с какой-то ролью, функ- цией или способом действия – уже потому, что все они обя- зательно проходят ежедневную проверку постоянно обнов- ляющимися сценариями (нормативными, технологически- ми и научными).

В культурном релятивизме истории начинает преобла- дать машина: человек больше не является центром и мерой всех вещей.

Основная идея, на которой базируется ФОИЛ, заклю- чается в изменении направления творческого вектора: па- радигма, в соответствии с которой направление задается от технологии к человеку, инвертируется, и человек пре- вращается в точку отсчета: приобретя специфическое зна- ние средств и внутренней технологии и подчинив их своей цели, он обретает способность контролировать стратегию и результат. Благодаря онтопсихологической технике было установлено, что человек обладает врожденным критерием,


позволяющим ему осуществлять оптимальный выбор; это критерий того, как постоянно точно применять свою инту- ицию.

В ближайшем будущем фундаментальное различие между людьми будет создаваться не только багажом нако- пленных, систематизированных и обновляемых ими знаний и опыта, но прежде всего тем методом, при помощи кото- рого каждый из них будет постоянно применять этот ба- гаж для адаптации к меняющимся условиям и для соб- ственного развития.

Вскоре каждый, кто работает в сфере оказания услуг, станет knowledge worked, то есть тем, кто работает на базе методов, а не процессов, в режиме, оптимальном для реше- ния поставленных целей, а не по расписанию. В условиях новой экономики процессы моментально устаревают. Какой же метод использовать? ФОИЛ делает выбор в пользу он- топсихологического (О) метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: