<…>
Прежде всего проведем четкое различие между двумя очень обширными типами информационных систем – пас- сивными и активными. В пассивных системах информация и записывающая поверхность инертны или пассивны. Вся деятельность исходит от внешнего источника, который до- ставляет информацию и распределяет ее. В активных систе-
19 Боно Э. Серьезное творческое мышление. Минск: Попурри, 2005. С. 27–37.
мах как информация, так и воспринимающая поверхность активны, и информация организует себя сама, без помощи извне. Вот почему такие системы называются самооргани- зующимися.
Мы же, не вдаваясь в детали, просто рассмотрим си- стему, в которой поступающая информация образует после- довательность. Со временем эта последовательность стано- вится предпочтительным каналом – шаблоном. Нейрохими- ки и нейрофизиологи спорят, какие именно энзимы вовлече- ны в этот процесс, но для нас важна общая картина.
Образование шаблонов очень полезно, потому что по- зволяет нам распознавать явления. Как только шаблон ока- зывается задетым, мы следуем по этому пути и оцениваем событие с позиций нашего предыдущего опыта.
Трудность заключается в том, что, для того чтобы рас- познать и обработать все возможные ситуации, потребова- лось бы огромное количество простых шаблонов. Поэтому любая новая ситуация, которая не подходит полностью ни под один шаблон, должна предварительно подвергнуться анализу. Мозг справляется с этой проблемой очень просто.
Как и реки, шаблоны имеют большую область водосбо- ра. Это означает, что любое новое явление внутри области водосбора нестабильно и будет притягиваться установив- шимися шаблонами. Это следует непосредственно из того, как просто и быстро мы меняем поведение в зависимости от ситуации. То, что компьютер делает с таким трудом (рас- познавание шаблонов), мозг осуществляет мгновенно и ав- томатически.
Таким образом, всякий раз, глядя на мир, мы гото- вы увидеть его в определениях существующих, привыч- ных шаблонов. Вот почему восприятие так важно для нас и так полезно. При таком положении вещей мы редко ока- зывается в проигрыше. Мы можем распознать большин- ство ситуаций. Но именно по этой причине анализ инфор-
мации не способен породить новую идею. Мозг может уви- деть только то, что он готов увидеть (существующие шабло- ны). Поэтому, анализируя данные, мы можем только предла- гать уже имеющиеся у нас идеи.
Я хочу подчеркнуть, что образование и использование шаблонов – замечательное и чрезвычайно важное свойство мозга. Без него жизнь была бы невозможна. Восприятие – это процесс образования и использования этих шаблонов.
Но что получается, если по ходу шаблона встречается ответвление? Должны ли мы останавливаться и проверять каждый боковой ход? Если бы это было так, жизнь оказа- лась бы замедленной. На практике такой ситуации никогда не возникает. Главный путь подавляет все прочие, которые на какое-то мгновение исчезают. Поэтому информация бы- стро и уверенно передается по главному каналу.
Та же модель асимметричных шаблонов объясняет и возникновение творческих идей. Временная последова- тельность опыта образует привычный способ восприятия. Мы привыкаем видеть вещи в определенном свете и ожи- даем, что события станут происходить так-то и так-то. Если каким-то образом нам удается сойти с главного пути и про- никнуть с черного хода на боковое ответвление, мы сможем двигаться в обратном направлении и пережить творческое озарение или выудить новую идею.
Но как сорваться с привычного пути, чтобы попасть в то место, где рождаются идеи? Именно для этого и служат при- емы провокационных идей. Они помогают нам уйти с глав- ного пути и повышают наши шансы попасть в один из бо- ковых ходов. Это поперечное движение составляет основу термина «нестандартное мышление», который означает, что мысль движется не вдоль привычных шаблонов, а напере- рез им, пересекая боковые ответвления.
На примере той же модели можно понять, почему лю- бая творческая идея обязательно должна обладать внутрен-
ней логикой. Если бы, выпрыгнув из нашего шаблона в по- исках новой идеи, мы оказались бы в точке С, не имеющей связи с шаблоном, не смогли бы применить эту идею к су- ществующей системе ценностей. Мы бы не смогли опреде- лить, на самом ли деле эта идея сумасшедшая или ее про- сто невозможно распознать при существующем уровне (ша- блоне) знаний. Поэтому мы в состоянии оценить только те идеи, которые имеют логическую обратную связь с основ- ным шаблоном. Более того, отсюда следует, что все цен- ные творческие идеи должны обладать внутренней логикой. Проще говоря, слово ценный автоматически означает вну- тренне логичный.
Итак, мозг – это замечательное устройство, позволяю- щее входящей информации самопроизвольно выстраивать шаблоны. Как только такие шаблоны, каждый со своей об- ластью водосбора, созданы, мы начинаем использовать их в процессе, называемом восприятие. Шаблоны несимме- тричны. Эта асимметрия дает начало как юмору, так и твор- честву.
Так выглядит логическое обоснование творческой не- обходимости. Это логика самоорганизующихся шаблонных систем.
<…>
Стр. 83–84
Нестандартное мышление тесно связано с восприяти- ем. Здесь мы стремимся рассмотреть как можно больше то- чек зрения. Ни одна из них не является ошибочной, и все они могут сосуществовать. Точки зрения возникли незави- симо друг от друга. В этом смысле нестандартное мышле- ние так же связано с исследованием окружающего мира, как и восприятие. Вы обходите здание вокруг и осматриваете его с разных точек. Все точки зрения равноценны.
Нормальная логика стремится определить, что истин- но, а что – нет, и занимается настоящим. Нестандартное
мышление, как и восприятие, рассматривает возможности и занимается будущим. Мы создаем всевозможные вариан- ты будущего и время от времени получаем полезную кар- тинку. Из-за отсутствия четких границ между истиной и ло- жью такой тип обработки информации получил в компью- терном мире название «размытая логика».
Итак, термин «нестандартное мышление» может быть использован в двух значениях – специальном и широком.
Специальное: ряд систематических приемов, исполь- зуемых для изменения и генерации концепций и способов восприятия.
Широкое: исследование различных подходов и возмож- ностей в отличие от прямолинейного движения по избран- ному пути.
Очевидно, что определения восприятия (мышления об- разами; мышления, связанного с восприятием) и нестан- дартного мышления в общем значении имеют много общего. В каком-то смысле нестандартное мышление – это образное мышление, в отличие от логики мышления аналитического.






