Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение личности в культурнотворческий процесс, обеспечить переход от потребительства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.
Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь.
|
|
Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.
Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора
Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п.
Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей:
1. Досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.
2. В процессе досуговой деятельности важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.
3. Досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, ярко выраженной творческой направленностью.
Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.
|
|
Е. Медынский: «Воспитание – воздействие на развитие отдельного человека или человеческого коллектива всей совокупностью условий, в которых этот человек или коллектив живёт и действует».
Б. Смагин: «Социально-культурная среда и развитие личности». Досуг – порождение специфически городского образа жизни, традиция времяпрепровождения, возникшая почти одновременно с городом (посадом).
Б. Мосалёв: «Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально-значимые потребности». В направление СКД нужно включить и духовно-нравственное:
1. патриотическое воспитание;
2. нравственная культура человека;
3. духовная культура человека.
Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних потенций личности в свободное время. Досуг должен быть ценностью, как и труд.
Досуг как состояние. Классификация культурно-досуговой активности:
1. Поведение и деятельность.
Культурно-досуговое поведение – пассивный отдых (чтение, просмотр кино).
Культурно-досуговая деятельность – активный отдых (туризм, танцы).
2. Самосовершенствование: физическое и самообразование.
3. Самореализация – творческая деятельность (написание музыки, стихотворений и т. д.).
4. Общение.