Консультирование по вопросам досуга

Консультирование по вопросам досуга как направление консультирования появилось сравнительно недавно и в нашей стране пока еще не получило достаточного распространения. Развитие этого направления в консультировании обусловлено двумя глобальными социально-экономическими факторами.

Во-первых, рост материального благополучия все больших слоев населения, с одной стороны, и увеличение свободного времени, с другой, сформировали запросы людей на организацию своего свободного времени. И появление в структуре современного общества индустрии развлечений является ответом на эти запросы. Однако разобраться и сделать выбор из большой массы предложений, начиная от социально одобряемых видов проведения досуга, таких как различные виды туризма, клубы по интересам, любительский спорт и т.д. и заканчивая асоциальными способами времяпровождения, современному человеку подчас бывает очень трудно.

Во-вторых, современные виды профессиональной деятельности не всегда дают достаточные возможности для самореализации личности. Многие склонности, влечения, потребности остаются нереализованными, что создает почву для внутриличностных конфликтов. В этой связи возникает необходимость для ориентации человека в сфере досуга в соответствии с его индивидуально-личностными особенностями.

При определении досуга выделяют следующие понятийные категории: 1) по остаточному принципу – досуг рассматривается как нечто, что человек делает в оставшееся у него после необходимой для жизни деятельности время, этот тип досуга получил название взаимодополняющего, когда характер досуговой деятельности человека имеет сходство с его трудовой деятельностью; 2) соотнесенные с деятельностью – определяют досуг через тип деятельности, в которую человек вовлечен, при этом под досугом понимают виды деятельности, не включенные в собственно работу, он назван дополняющим, когда в качестве досуговых занятий сознательно выбираются занятия, совершенно отличающиеся от круга рабочих обязанностей; 3) компенсаторный досуг относится к тем видам занятий, которые придуманы для снижения либо устранения стрессов или напряженных состояний, которые человек испытывает в повседневной жизни; 4) психологическое понимание досуга подчеркивает скорее значение досугового опыта для личности, чем сам вид деятельности, в которую она вовлечена, либо ее отношение. Ньюлинджер определяет досуг как «состояние души» - пребывание в согласии с самим собой и с тем, что ты делаешь.[13]

В основе выбора человеком той или иной формы досуга лежит стремление человека к развитию чувства компетентности, мастерства и самоэффективности, как основной его жизненной задачи. Люди, как правило, склонны к выбору тех видов деятельности, в которых они воспринимают себя компетентными, однако такой выбор не всегда удается реализовать в выполняемой ими трудовой деятельности. Кроме того, приобретение новых досуговых навыков улучшает представление человека о себе, тогда как занятия, ограниченные имеющимися навыками, лишь поддерживают имеющуюся «Я»-концепцию.

Были выявлены и другие потребности и мотивы выбора досуга. Многих людей мотивирует потребность в некотором оптимальном возбуждении, непостоянстве и изменчивости, что можно назвать «ценностью новизны», другие ценят в досуговых занятиях вовлеченность в позитивные межличностные отношения. Существует понятие досугового благополучия, определяемое как «эстетический, доставляющий удовольствие, отвечающий потребностям. Полезный и динамичный стиль досуга». Досуговое благополучие включает четыре основных компонента самопомощи: совладание, сознавание-понимание, осведомленность и притязания.

Существует три базовых модели консультирования по вопросам досуга: а) ориентирование в сфере досуга; б) принятие решений по вопросам досуга; 3) досуговое консультирование. В моделях ориентирования в сфере досуга основной упор делается на помощь клиенту в выборе походящей для него досуговой деятельности, которая может вызвать у него интерес. Модели принятия решений также придают большое значение выбору клиентом подходящих занятий в свободное время, но здесь делается акцент на осознание этого выбора и принятие самостоятельного решения. Модели досугового консультирования предполагают акцент на целостной личности и установление консультационного взаимодействия.

Главной целью консультирования по вопросам досуга является обеспечение роста компетентности клиента за счет вовлечения его в те виды деятельности, в которых он может добиться успеха. Другая цель – повышение индивидуального уровня ощущения новизны, этого можно добиться повышая разнообразие, соревновательное значение и сложность досуговой деятельности.

Кроме того, досуговые занятия могут служить основой для подготовки к дальнейшей деятельности: многие люди сумели превратить свои увлечения в приносящие удовлетворение виды профессиональной деятельности. С другой стороны, досуговые занятия позволяют удовлетворять те потребности, которые не удается удовлетворить в других видах деятельности (например, в трудовой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: