Основные функции досуговой деятельности

Функция – это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.

Л.А. Акимова, выделяет функции досуговой деятельности:

конпенсаторная функция (возможность развивать отсутствующие желаемые способности, задатки, и удовлетворение самых разнообразных потребностей);

соучастие в процессе естественного отбора (человек осознанно или неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусствено созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости);

игровое начало рекреационно-досугововй деятельности (увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности);

социализирующая функция (охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание);

ценностно-гедонистическая функция (обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личной цели);

функция развития (дополняющая экзистенциальную и социализирующую);

функция общения (процесс в социальном изменении — времени, пространстве и среде).

Досуг – социологический термин. Досуг и рабочее время (сон, обеспечение,транспортные расходы, санитарные процедуры, семья, коммуникации – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ).

Досуг есть категория социокультурная. Досуг – критерий качества жизни.

Функции досуга:

9. Общественно-познавательная;

10. Развивающая;

11. Развлекательная;

12. Компенсаторная;

13. Культура и творчество;

14. Социально-ориентированная;

15. Оздоровительная.

16. РЕЛАКСАЦИЯ И РЕКРЕАЦИЯ (восполнение психофизических сил, восстановление здоровья и творческого потенциала личности).

СКД и досуг органически связаны.

Досуг зависит от информационного фактора.

! Социологические, исторические, информационные и культурные факторы влияют на досуг.

Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности следующим образом:

а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга.

С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: