Основные функции семьи

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
1.Репродуктивная (функция деторождения) Биологическое воспроизводство общества. Демографическая политика. Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении своего рода.
2. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Поддержание физического здоровья, уход за детьми. Получение материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
     
3.Воспитательная функция Первичная социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
4. Сфера первичного социального контроля (регулятивная функция) Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения. Система регулирования отношений между членами семьи. Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за не должное нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи при помощи личного авторитета членов семьи, и в первую очередь авторитета родителей по отношению к детям.
5. Социально – статусная функция Представление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры семьи и общества. Удовлетворение потребности в социальном продвижении.
6. Сфера духовного и эмоционального общения (рекреативная функция) Развитие личности членов семьи, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза. Получение психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.
7.Досуговая функция Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.
8. Сексуальная функция (репродуктивная) Сексуальный контроль. Удовлетворение сексуальных потребностей.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Специалисты выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. С целью регулирования деторождения сознательно разрабатывается и проводится в жизнь демографическая политика. Демографическая политика – это часть политики народонаселения, которая включает в себя экономические, социальные и юридические мероприятия, направленные на достижение в долгосрочной перспективе желаемого типа деторождения. Демографическая ситуация в России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные ограничения родителей: в образовании, повышении квалификации, реализации своих способностей. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетным становятся престижные вещи (машина, вилла, породистая собака и пр.) и другими причинами. Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т.д. Демографы отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась: по последним данным (за период с 1989 по 1993гг.) число рождений уменьшилось на 573 тысячи (на 27%). Нет оснований считать, что ситуация изменилась к лучшему в последнее десятилетие. Более того, потребность в рождении все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей - каждый пятый ребенок появляется вне брака. По расчетам специалистов (А.Б. Синельников, В.А. Борисов), для простого замещения поколений необходимо, чтобы в среднем на одну супружескую пару, способную иметь детей, приходилось к концу репродуктивного возраста не 2, а 2,6 ребенка (то есть более половины пар должны иметь не менее трех детей). Реально для обеспечения нормального замещения поколений требуется, чтобы имели троих и более несовершеннолетних детей не менее 15% всех семей. В настоящее время таких семей втрое меньше.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с воспроизводством средств к жизни, реализацией потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, так как она имеет природно-биологическую основу. Однако, нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры. В основе экономической и хозяйственно-бытовой функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Эта функция осуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

Воспитательная функция обеспечивает первичную социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. В настоящее время, когда ликвидировано значительное количество детских учреждений, когда многие услуги в них стали платными, резко сократилось количество детей в этих учреждениях, вся тяжесть воспитания легла на родителей. Первичная социализация в семье обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Ее роль состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накоплен человеческой культурой той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т.д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров- все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Опыт ребенка, приобретенный в семье, является подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям, особенно в младшем возрасте.

Воспитание в семье невозможно без формирования социальных и ценностных ориентаций у детей. Воспитательная функция в семье должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Воспитать ребенка - значит закрепить у него:

- определенные социальные ориентации;

- необходимые ценностные ориентации;

- общественно - полезные навыки – от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

Человек социален по своей природе, а стало быть, ему присущи собственно «социальные потребности». Иногда они оказываются не менее острыми, чем, например, потребность в пище, в отдыхе и т.п. К ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе), в «самосознании», то есть ощущении своей «самостоятельности и отдельности от других».

Потребность в контактах и потребность в самоутверждении можно удовлетворять весьма различными способами. Ребенок, воспитывающийся в семье в духе общительности, открытости и взаимопомощи, приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей семьи, а потребность в самоутверждении - через признание членами семьи его полезности и симпатичных черт его характера. Так складывается социальная ориентация, которую можно назвать житейской.

Существует социальная ориентация, заслуживающая название творческой. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и готовность к сотворчеству. Потребность же в самоутверждении он утоляет своими творческими достижениями. Есть социальная ориентация, которую называют гражданственной. Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах не просто в совместной деятельности людей, но в деятельности, приносящей общественное благо.

Естественно, что в здоровой семье ребенок приобретает не какую-то одну сторону из этих социальных ориентаций, а все три. Но разные семьи делают упор на одну или две из них. Поэтому взрослому человеку нередко приходится путем самовоспитания совершенствовать свои социальные ориентации. Он сознает, что его характер не вполне гармоничен, если, например, при ярких гражданской и творческой ориентациях его личность не вполне развила житейскую (или наоборот).

Встречаются и уродливые социальные ориентации – они достались человечеству от эпох рабства, феодализма, капитализма. Это, в частности, «активно-жесткая» социальная ориентация, когда потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение себе других, а потребность в самоутверждении - в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества. Противоположная - «пассивно-уступчивая» ориентация - состоит в том, что потребность в контактах удовлетворяется за счет готовности подчиняться, а потребность в самоутверждении - за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в окружающей среде. Существуют такие семьи, где ребенок сызмальства усваивает «накопительскую» социальную ориентацию. Это значит, что потребность в контактах он удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении - в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить.

Есть семьи, воспитывающие детей и в таком духе: потребность в контактах следует удовлетворять с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют «вес», высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении должна быть реализована, прежде всего, демонстрацией своей близости к некоторому «избранному кругу». Такую социальную ориентацию называют «рыночной». В мире конкурентности и бесчеловечности иной человек вынужден удовлетворять потребность в контактах с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении - в причастности к узкому кругу «своих» и в определенном влиянии на этот круг. В таких случаях можно говорить об «отшельнической» социальной ориентации. Все эти ориентации чужды нормальному образу жизни, но довольно часто встречаются в семьях. Совершенно очевидно, что гармоничный характер при таких ориентациях невозможен: личность с подобной направленностью неизбежно вступает в конфликт с обществом. Важно подчеркнуть, что семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.

То же происходит и ценностными ориентациями. Культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться. Есть ценности сугубо «витального» (непосредственно жизненного) уровня, «межличностного» уровня, «ментального» (умственного, духовного) уровня. Существует также ценности «социального» уровня. Сюда следует отнести, прежде всего, ценность успеха, видного положения, известности. К высочайшим ценностям относится труд. Видное положение как ценность неотделимо от блага общества.

Личность развивается. Есть немало примеров того, как человек с годами и в соответствующем окружении обретает ценностные ориентации, которых не было в его родительской семье. И все-таки «завязь» в его доминирующих ценностях идет от семьи, от нее же происходит и большинство устойчивых навыков личности.

Функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается представление социального статуса каждому члену семьи и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.

Сферу духовного и эмоционального общения часто отождествляют с рекреативной и коммуникативной семейными функциями. Смысл заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым несмотря на его статус, внешность, финансовое положение, успехи или неудачи. Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает эту мысль, потому что здоровая неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Сейчас, когда общество и государство не могут обеспечить бесплатное медицинское обслуживание, гарантировать безопасность граждан и т.п., эти функции все чаще реализуются семьей, роль которой в обеспечении нравственно-психологической защиты своих членов возрастает. Можно говорить и о получении эмоциональной поддержки, удовлетворении потребности в личном счастье и любви, то есть о реализации фелицитологической функции в семье (от итальянского «фелиците» - счастье).

Досуговая функция также ставит целью поддержание гармонии в семье ее членами. Она предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми - фактор, благотворно влияющий на крепость семьи. Организация семейного досуга - это и социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах и др. Общение с природой, по словам К.Д. Ушинского, по силе своего влияния на формирование человека настолько велико, что с ним не может соперничать даже педагог. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту - чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи. Расширение сферы досуга связано с увеличением свободного времени, представляющего меру богатства общества, предназначенного для образования, интеллектуального развития, общения, духовного совершенства. Увеличение свободного времени и рациональное его использование - проблема огромной важности, показатель прогресса общества.

Сексуальная функция – соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Отсутствие грамотного полового воспитания в школе и беспомощность родителей в семье на фоне социально-экономического кризиса и резкого понижения уровня жизни приводят к половой распущенности, деморализации в сфере полового поведения, проституции как форме девиантного поведения, выражающейся в беспорядочных, обезличенных, внебрачных половых отношениях, осуществляемых за плату. Наше общество - практически единственное в Европе, где в общественном сознании, особенно среди молодежи, так высок рейтинг проституции. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.

Итак, функции семьи отражают связь семейной группы с обществом, находятся в постоянном взаимодействии, вытекают из требований самого общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: