double arrow

Досуг как сфера социально-культурной деятельности

1

Определение и сущность понятия «досуг»

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:

- деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где “досуг” и “внерабочее” рассматриваются как одно и то же;

- отождествление понятий “досуг” и “свободное время”,

- досуг - часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время” между собой уравнивают.

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: “Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми”.

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые - исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

- на производственно - трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

- физиологический отдых (ночной сон);

- оздоровительные и санитарно - гигиенические нужды;

- покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

- приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

- воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, один - три часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.

Таким образом, человек в состоянии варьировать - увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а так же для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому.

Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно - досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность - это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.

Идеология демократических обществ в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека - распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность исходя из личных потребностей и интересов. В связи с тем, что обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации, с другой - создает инфраструктуру его организации и проведения.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.

В нашем случае интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др., т.е. время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно - организованный.

Под досугом принято понимать время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей.

Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.

Вторая группа вида деятельности в свободное время - просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени и, в первую очередь молодежи.

Одной из определяющих характеристик образа жизни молодежи являются досуговые предпочтения. Самореализация молодежи в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом. Иными словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой социальной группой. Поскольку жизнь молодежи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя наиболее полно, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в данной сфере.

Как видим, понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно.

Представление которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

Содержание и структура культурного досуга

Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет огромное значение и оказывает большое влияние на развитие личности. В условиях досуга происходит активный контакт человека с окружающим миром, трансляция духовно- культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколе­ний, передача традиций, стимулирование творчества.

Содержание досуга находится во взаимосвязи с характером профессионально-трудовой деятельности и всем образом жизни человека. Например, для подводников спуск под воду — тяжелый труд, а для члена клуба подводного плавания — активный досуг. Актер на сцене работает, участник художественной самодеятель­ности — духовно наполняет свое свободное время. Исходя из этой позиции, досуг следует рассматривать как форму любительской деятельности, психологически воспринимаемую как удовольствие, а субъективно оцениваемую как высшую ценность.

Содержание досуга тесно связано с потребностями человека, среди которых выделяют следующие:

- первичные, или врожденные, к которым относятся физио­логические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические потребности в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни и материальные потребности в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

- социальные — потребности в общении, социальном обслу­живании, транспортном передвижении и др.;

- культурные — потребности в образовании, духовном разви­тии, освоении художественных ценностей и др.

В отличие от первичных потребностей, которые устойчивы в своих проявлениях и присущи большинству людей, социокуль­турные потребности многообразны и формируются социокуль­турной средой в процессе воспитания и взросления человека. Многие из них пластичны ввиду своей зависимости от обществен­ных трансформаций — разных условий жизни, уровня образова­ния, социального окружения, моды и др.

В досуге могут быть реализованы потребности всех перечис­ленных типов последовательно или одновременно. Например, ту­ристское путешествие дает возможность реализации потребности в физиологическом отдыхе (первичная потребность), в общении (социальная потребность), художественном развитии (культурная потребность) и др. Однако чаще досуг направлен на реализацию одной-двух доминирующих потребностей, что определяет его со­держание.

Под содержанием досуга подразумеваются:

- непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид до­суга и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

- осмысление человеком воспринимаемой информации, худо­жественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания;

- оценки человеком качества отдыха и услуг.

Для большинства людей важны позитивные сенсорные впечат­ления и эмоции, которые возникают в результате движения и фи­зических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. Осо­бая разновидность досуга, вызывающая положительные сенсор­ные состояния, связана с поглощением разнообразной, красиво поданной и вкусной пищи, пребыванием в эстетически привле­кательном пространстве, комфортном помещении. Позитивные сенсорные впечатления и эмоции являются предпосылкой для появления рекреационного эффекта, достижение которого обыч­но является одной из целей кратковременного или долгосрочно­го досуга.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, во­площения собственной жизненной позиции. Например, верую­щие люди нередко используют отпускное время на паломниче­ские поездки, участие в жизни церковного прихода, общины. Люди, увлеченные общественной деятельностью, уделяют сво­бодное время политическим мероприятиям. Это направление до­суга, связанное с реализацией личных убеждений, можно обозна­чить, как обращение человека к любимому делу (хобби). Оно по­могает восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой.

Какое-либо хобби (англ. hobby — конёк) позволяет человеку сохранять чувство самоидентичности, ощу­щать состояние творческого подъема, самореализации. Хобби весьма многообразны и вариативны, различаются по характеру, содержанию, формам проведения: коллекционирование, изобре­тательство, рукоделие, рыбалка, сочинение стихов, шахматы и др. Этот диапазон расширяется за счет появления новых увлечений, связанных с современными техническими возможностями. Хоб­би имеет высокий рекреационный эффект потому, что человек глубоко погружается в предмет своего увлечения.

Еще одна разновидность культурного досуга, устойчивая и мас­штабная, связана с профессиональным искусством и народной культурой. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам. Одни любители ис­кусства получают впечатления от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармо­нии, музее, выставочном зале и др., другие — ограничиваются обращением к продукции культурной индустрии: музыкальным записям, кинофильмам, телепрограммам, читают книги, смотрят телепрограммы, слушают музыкальные записи и др.

В проведении досуга и освоении искусства важную роль игра­ют средства массовой информации, разнообразная техника, пре­доставляющие многомиллионной аудитории почти неограничен­ные возможности в любое время суток. Например, музыку можно слушать везде, хотя художественно-психологический эффект и качество восприятия по сравнению с восприятием «живого» ис­кусства или художественных подлинников могут быть низкими.

Однако данный способ обращения к искусству позволяет люби­телям формировать личные коллекции музыкальных звукозапи­сей, художественной и искусствоведческой литературы, копий картин, фильмотек и др.

К информационному типу содержательного досуга, который развивается на основе технических средств, следует отнести об­ращение людей к общественно-политической и научной инфор­мации — просмотру телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете. Совокупная дневная аудитория СМИ в разных стра­нах исчисляется миллиардами слушателей и зрителей.

Особо следует сказать об увлечении искусством, связанном с любительскими художественными занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изделий, рисованием и др. Такой способ освоения искусства на досуге свя­зан с глубоким и эффективным погружением человека в мир пре­красного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии.

Другой вариант увлечения искусством на досуге — знакомство с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры других народов: путешествий с целью осмотра досто­примечательностей и музеев, посещения кинофорумов или теа­тральных фестивалей.

Значимое для человека и общества содержание досуга форми­руется на основе позитивных социально-психологических и меж­личностных контактов — общение с интересным собеседником, взаимодействие с родственниками и друзьями, проведение досуга с любимым человеком. В ходе таких контактов каждому предо­ставляется возможность пережить эмоциональный подъем, рас­ширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости.

Особая роль принадлежит досугу, проводимому с любимым человеком. Состояние влюбленности придает общению неповто­римый, запоминающийся характер, что нашло отражение в ми­ровом изобразительном искусстве, поэтических, художественно- прозаических и даже религиозных текстах.

Специфическим содержанием наполняет досуговую деятельность непосредственное участие в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом. Игра в яркой, отчетливой форме демон­стрирует свободный, непрогнозируемый, спонтанный характер. Участники любой игры и даже наблюдатели переживают повышен­ную степень азарта, накал страстей, сильное возбуждением.

В том или ином виде досуга пересекается множество разных содержательных аспектов.

Потребности в сфере досуга имеют определенную последова­тельность проявления. Удовлетворение одной потребности обыч­но порождает новую. Это ведет к смене деятельности и обогаще­нию досуга, а также переходу от простых форм деятельности к все более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от физи­ческих форм рекреации — к духовным наслаждениям и удовлет­ворению более глубоких социальных и культурных стремлений, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству и др. Изменение социального положения человека, уровня его культуры ведет к изменениям и в структуре досуга.

Структура досуга, соответствующая прогрессивному услож­нению и развитию потребностей личности, представляется рядом уровней деятельности, отличных друг от друга по своей культур­ной значимости, эмоциональной весомости, степени духовной и физической активности.

Существует около пятисот форм досуга, включающих в себя:

- активную рекреацию (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллекту­альные игры, разведение цветов, выгуливание собак и др.);

- товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и др.;

- индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и др.);

- потребление духовных ценностей публично-зрелищного ха­рактера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выстав­ка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и др.);

- познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; уча­стие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных фор­мах коллективного времяпрепровождения;

- любительское творчество (пение, музицирование, художе­ственная самодеятельность, коллекционирование, моделирова­ние, конструирование, ремесло и др.).

Самый простой вид досуга — отдых. Он предназначен для вос­становления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный (табл. 1.).

Таблица 1.

Виды досуга в зависимости от степени активности

Вид досуга Предназначение Характер деятельности
Пассив­ный отдых Снимает утомление, восстанавливает силы, освобождает от напря­жения, дает эмоцио­нальную разрядку Сидение, лежание, просмотр газет и журналов, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка
Активный отдых Воспроизводит силы человека с превышени­ем исходного уровня, дает работу мышцам и психическим функ­циям, которые не наш­ли применения в труде Физкультура, спорт, физиче­ские и психические упражне­ния, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение вы­ставок, театров, музеев, про­слушивание музыки, чтение, приятельское общение
Творчество Приносит высшее удо­влетворение и является средством духовного совершенствования Любая деятельность, в которой присутствуют элементы от­крытия и создания качествен­но нового продукта, имеющего какую-либо ценность

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, не ста­вит перед собой далеко идущих целей и является неотъемлемым элементом жизни человека. Он служит подготовительным этапом к более сложной и творческой деятельности. При активном от­дыхе человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоцио­нальных воздействий, общением с друзьями.

Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. С активным отдыхом связаны духовные интересы, которые побуждают к ак­тивным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематиче­ском чтении серьезной литературы, посещении музеев, выставок.

Если развлечение служит главным образом эмоциональной раз­рядке, то познание способствует расширению кругозора, воспи­танию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, позволяет овладевать миром культурных ценностей, раздвигает границы духовного мира личности. Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоя­тельную ценность.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:

1) восстановительную — обеспечивает человеку физиологи­ческую норму здоровья и высокую работоспособность;

2) развития — обеспечивает развитие его духовных и физиче­ских сил;

3) гармонизации — обеспечивает гармонию души и тела.

Многие стороны личности могут быть развиты и усовершен­ствованы активным отдыхом, если человек обладает хорошо раз­витым умением отдыхать, т. е. знает возможности своего организ­ма и способен выбрать наиболее приемлемые в данное время за­нятия. Квалифицированную помощь в выборе могут оказать спе­циалисты индустрии туризма и отдыха.

Тесно связаны между собой отдых и развлечения — один из первичных уровней организации досуга. Однако существует ряд отличий между этими видами деятельности в структуре отдыха.

1. Традиционно под развлечением понимают такой вид дея­тельности в свободное время, который дает возможность повесе­литься, отвлекает от забот, доставляет удовольствие.

2. Развлечение требует активности, в отличие от отдыха, кото­рый может быть пассивным или полупассивным.

3. Развлечения необходимы для снятия психологического на­пряжения вследствие перегрузок, переутомления и требуют осо­бой эмоциональной нагрузки.

Для людей, избравших для восстановления сил форму развле­кательного досуга, важную роль играет зрелище в самых различ­ных его проявлениях. Действенность зрелищ во многом предо­пределяется характером вызываемых эстетических переживаний. Аудитория зрителей оказывается могучим резонатором, усили­вающим индивидуальные эстетические переживания и рождаю­щим коллективную эмоцию.

Основу таким переживаниям в зре­лище дает ряд взаимосвязанных факторов. Прежде всего, это кра­сота, изобретательность, яркость. Одновременно зрелища всегда несут и познавательную нагрузку, при помощи специфических средств перерабатывая события прошлого и современности, де­монстрируя возможности науки и техники, достижения ума и рук человека. Являясь самостоятельным действием, рассчитанным преимущественно на эстетическое восприятие, зрелище обычно не связано с самодеятельностью людей.

Развлекательный отдых может включать в себя формы народ­ного искусства (элементы смеховой культуры, веселую музыку и др.), а также профессионального искусства — буффонаду, гро­теск, эстрадно-зрелищные формы. Базовыми компонентами раз­влечений становятся смех (юмор, высмеивание), праздничное на­строение, легкая музыка (песенно-опереточного типа).

Стремле­ние организаторов представить потребителям масштабное развле­чение рождает в современной индустрии досуга яркое музыкальное зрелище, получившее название шоу. Назначение культурной про­дукции и содержание досуговых занятий приобретает ярко выра­женный рекреационный характер, не требующий от людей серьез­ных интеллектуальных усилий, не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радостные эмоции в этом случае не противопоказаны.

Развлекательный тип досуга существует в сле­дующих видах:

- карнавалы, праздничные гулянья и мероприятия (праздник смеха, проводы зимы, Масленица и др.);

- развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые пред­ставления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капуст­ники, развлекательные шоу, скетчи на театральных подмост­ках);

- развлекательные жанры искусства, зрелищные виды художе­ственной продукции (комедии, комиксы, детективы, триллеры, фильмы ужасов, видеопродукция с эротическим содержанием и др.);

- легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанро­вые композиции;

- увеселительные занятия на городских улицах, в парках, в ме­роприятиях развлекательных центров (представления и концерты, аттракционы, комнаты смеха, викторины, забавы, игры и состя­зания всех участников на открытом воздухе, в полузакрытых и закрытых помещениях);

- игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игро­вые автоматы, тотализатор и др.

Переход от развлечения к высшему уровню досуга связан с пробуждением и развитием более сложных интересов лично­сти, перерастающих рамки групповой жизни и выходящих в бо­лее высокие области человеческой деятельности. Развитие и усложнение досуга как явления культуры и сферы воспитания всегда происходит параллельно с расширением потребностей и интересов, переходом их от индивидуальных через групповые к общественным.

Одним из высших проявлений человеческого досуга на уровне общественных, общекультурных потребностей является празд­ничный досуг, означающий такую организацию масс, которая в отличие от зрелища основывается не только на восприятии, но и на активном действии, связана с самыми различными формами самовыражения, включает в себя позитивное отношение людей к тем или иным датам, событиям, традициям. Праздник — это возможность активного участия в массовом действии, которое основано на сопереживании и совместных действиях большой общности людей.

Способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей — творчество. В общем смысле творчество — процесс человеческой деятель­ности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку.

Многие фор­мы досуга заключают в себе элемент творчества, причем возмож­ность творить открывается всем без исключения. Творческой мо­жет быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. Конечно, досу- говое творчество, которое является по преимуществу любитель­ским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее оно выступает в качестве надежного средства рас­крытия таланта каждого человека.

Помимо потребности в активной деятельности существует по­требность в созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэ­тическом и философском размышлении. Этот уровень досуга на­зывают созерцательным. Ему соответствует общение между близ­кими по духу людьми.

Итак, помимо мотивов, связанных с рекреационными целями и достижением свободы действия, культурно-досуговая деятель­ность содержит важные для внутреннего развития личности воз­можности: расширение жизненного опыта, осмысление собствен­ного и чужого существования, умножение социальных коммуни­каций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Досуг объединяет в себе три мотивационных устремления, играющих важную роль в развитии индивида:

1) добиться релаксации и разнообразия переживаний;

2) увеличить объем своих знаний, создать условия для эмоций и памяти;

3) расширить возможности своего спонтанного социального участия и непосредственного межиндивидуального общения.

Это помогает достигнуть ощущения целостности своего вну­треннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием. Представления о мере этой полноты и целостности у разных лю­дей неодинаковы: одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств; другие — хорошо выспаться или провести время в кругу близких.

Современные социально-экономические условия во многих странах создают устойчивую тенденцию роста бюджета свобод­ного времени и изменение в связи с этим интересов и потреб­ностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского твор­чества, общественной самодеятельности. Сфера досуга превра­щается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно- воспитательных и социально-педагогических проектах.

Среди множества факторов, влияющих на формы проведения и организации анимационных программ, наиболее важным яв­ляется анимационный интерес, который генерирует мотивацию потребления данной услуги.

Разновидности досуга и классификация культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность — целе­сообразно организованная и содержательно наполненная актив­ность больших групп людей или конкретного человека, которая развивается в свободное время на базе потребности в перемене характера деятельности, а также в целях рекреации и социально- культурного развития. Выбор форм и видов этой деятельности осуществляется человеком произвольно, исходя из индивидуаль­ных предпочтений, возможностей, уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Типы, виды и формы досуга, существовавшие в прошлом, и современные трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют безграничный спектр проявлений, постоянно расширяющийся за счет появления новых видов и форм. Рассмот­рим важнейшие типы досуга по ряду критериев.

1. Форма проведения и организации досуга (табл. 2).

Таблица 2

Виды досуга в зависимости от формы проведения и организации

Вид досуга Характеристика   Форма проведения
Спонтанный Как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостоящего оборудования, специальных поме­щений; реализуется в свободное время, а также в дни общих празд­ников, памятных дат; часто имеет в основе этнонациональные тради­ции Настольные игры, застолья, встречи, традиционные этнические праздники и обряды, народные игры, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охота, рыбал­ка и др.
Специально организованный Характерен для групповых и массо­вых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки и невозможен без контроля менед­жеров-профессионалов; необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техни­ческая база, специальное оборудова­ние (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры; аудитория, желающая удовлетворить свои досуговые по­требности, включена в организован­ный досуг на условиях организаторов Настольные игры, за­столья, встречи, тра­диционные этнические праздники и обряды, народные игры, сорев­нования, спортивно- оздоровительные заня­тия на свежем воздухе, охота, рыбалка и др.

Субъектами организации досуга являются следующие струк­туры:

- специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;

- специализированные культурно-досуговые структуры (кана­лы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокуль­турного профиля государственных, региональных или муници­пальных органов власти — музеи, библиотеки, учебные заведения и др.), ориентированные на широкую или на целевую аудито­рию;

- общественные и политические организации, добровольные объединения (партии, общественные движения, культурные со­общества, негосударственные каналы СМИ), организующие до­суговые мероприятия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

- административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производ­ственных объединений и др.), организующий досуг своего персо­нала;

- руководство подразделений военно-силовых и специальных структур, организующее досуг своего контингента (военнослужа­щих, вольнонаемных, состава исправительно-трудовых учрежде­ний и др.);

- добровольные группы, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы и др.);

- религиозные структуры (церковные организации, религиоз­ные общины), организующие свободное время верующих.

2. Социально-психологическая характеристика контин­гента (возраст, пол, достаток, образование и др.). Данная клас­сификация важна для организаторов досуга. Особое внимание уделяется возрастному аспекту при организации досуга детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, стар­ших групп, подростков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).

3. Не принято разделять досуг мужчин и женщин, так как мно­гие досуговые занятия пользуются одинаковым спросом у пред­ставителей обоих полов. Однако некоторые различия в предпо­чтениях имеют место: например, рыбалка, охота привлекают боль­шей частью мужчин.

На предпочтения в выборе досуга оказывают влияние такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образова­ния, уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспечен­ные, малообеспеченные слои населения), а также место прожи­вания потребителей досуговых услуг (жители мегаполиса, круп­ного, среднего или небольшого города, поселка или села). Важ­ность этих аспектов признается как практиками-организаторами, так и теоретиками досуговой деятельности, так как у предста­вителей разных социально-демографических групп неодинако­вые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также по­веденческие особенности проведения досуга. Эти факторы ока­зывают влияние на организацию досуга и предоставляемые услуги.

3. Место проведения досуга. В классификации по данному основанию можно выделить две основные формы досуга: домаш­ний и внедомашний.

Домашний досуг (возможность провести свободное время дома, уединенно или с семьей) исключительно важен для каждого че­ловека в течение всей жизни и связан с развитием внутреннего мира человека. В рамках домашнего досуга выделяется семейный досуг, а также отдых вдвоем с любимым человеком. Вообще се­мейный досуг и досуг с любимым человеком возможен и вне дома. Но как домашнее, так и внедомашнее проведение свободного вре­мени с членами семьи имеет свои цели, формы и ярко выражен­ный индивидуальный характер. Содержание досуга в этом случае определяется непринужденными отношениями, душевным и до­верительным настроем, семейными традициями. Например, во всем мире распространен такой вид досуга, как свадебное путе­шествие молодоженов.

Домашний досуг можно классифицировать в зависимости от того, с кем человек проводит дома свободное время: один; с близ­кими членами семьи; с членами семьи и другими родственника­ми; с друзьями, соседями.

В домашнем досуге в кругу родственников можно выделить следующие разновидности:

- семейные юбилеи, праздничные застолья;

- приглашение гостей и хождение в гости;

- общие любительские занятия (музицирование, коллекцио­нирование и др.);

- игры (с детьми, настольные, включая азартные игры, и др.);

- отдых, любительские занятия на даче или в сельской мест­ности и др.

Досуг, который человек проводит вне дома и за рамками семейно-родственных отношений, также можно подразделить в зависимости от того, где и с кем он проводится.

В зависимости от места пребывания человека вне дома, досуг можно подразделить на следующие формы:

- по месту работы, учебы;

- в учреждениях культуры (театрах, музеях), досуговых центрах, игровых заведениях;

- в пределах открытого демонстрационного пространства, на специально оборудованных зрелищных местах и площадках (ста­дион, ипподром, летное поле для авиа-шоу и др.);

- парках (зоопарках), скверах, на городских улицах;

- в пунктах общественного питания (в кафе, ресторане);

- на природе, в сельской местности и др.

Весьма интересными в данном контексте представляются резуль­таты исследований предпочтений отдыхающих, предпринятых груп­пой GfK и Европейским отделением журнала The Wall Street Journal. Данные социологического опроса свидетельствуют о явном преоб­ладании внедомашнего досуга более чем в половине из 20 стран, участвовавших в исследовании. По результатам опроса установле­но, что в странах Западной Европы, домашним досугом довольству­ются лишь 11 % респондентов, в то в время как 50 % опрошенных предпочитают морские побережья, 12 % — горные местности, 8 % — отдых в сельской местности, менее 5 % — круизы, озерные ландшаф­ты, посещение разных городов, прогулки на велосипеде и др.

В России соотношение домашнего и внедомашнего досуга иное: 42 % и 58 % соответственно. В категории внедомашних форм до­суга доминируют отдых в сельской местности (22 %) и пляжный отдых на побережье теплых морей (18 %). В связи с этим в Рос­сии особенно актуальным является развитие наряду с традици­онными формами досуговой рекреации горожан сельского туриз­ма — пригородного и дачного направлений.

4. Содержание досуга.

Выделяются типы досуга в зави­симости от содержательной направленности:

- культурно-художественный: обращение к произведениям искусства, знакомство с историческими памятниками и др.;

- образовательно-развивающий: учеба в свободное от работы время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероприятий и др.;

- природно-рекреационный: пребывание на природе, общение с домашними животными и наблюдение за дикими животными;

- санаторно-оздоровительный и туристский: путешествия, отдых на курорте и др.;

- спортивно-зрелищный: непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями;

- самодеятельно-любительский: хобби, самодеятельное заня­тие художественным творчеством;

- зрелищно-развлекательный.

Перечисленные типы досуговых занятий являются наиболее распространенными и массовыми, не исчерпывают содержатель­ных разновидностей культурно-досуговой деятельности, но по­зволяют образовать смешанные виды досуга.

5. Использование СМИ и аудиовизуальной продукции. Мас­совые формы досуга формируют особый тип, связанный с обра­щением людей к СМИ, включая аудиовизульные и глобальные средства связи.

В этом случае рассматривают досуг, основанный на обращении людей:

- к печатной продукции (чтение журналов, газет, книг);

- аудиопродукции (прослушивание радиопередач, музыкаль­ных звукозаписей и др.);

- видеопродукции (просмотр кино-, видеопродукции, телепе­редач);

- средствам мультимедиа (обращение к компьютерным играм, обучающим программам, интерактивным презентациям и др.);

- Интернет и др.

В последние десятилетия XX и в начале XXI в. указанные раз­новидности досуга, связанные с обращением к аудиовизуальным и глобальным средствам связи, в развитых странах показывают устойчивый и динамичный рост по таким показателям, как мас­совый охват аудитории, частота обращения людей и время, отво­димое ими на это занятие, объемы вложенных финансов и полу­чаемой прибыли и др.

6. Число участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним, высоким и сверхвысоким числом участников меняются организационные приемы и технологии, что связано с изменением материально-технических, финансовых и кадровых показателей.

Число участников досуговых групп мо­жет быть следующим:

- небольшая группа (2 — 7 чел.);

- средняя группа (до 30 чел.);

- большая группа (30— 100 чел.);

- сверхкрупная группа (более 100 чел., ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблю­дать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых ме­роприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Без­условно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нужны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.

Характер досугового общения меняется в зависимости от ау­дитории того или иного технического канала связи. В случае, на­пример, телевизионной трансляции с места события обществен­ного или мирового значения за ней следят в режиме реального времени сотни тысяч и миллионы зрителей, однако они не в со­стоянии общаться между собой, хотя после передачи многие из них, конечно, смогут обсуждать увиденное.

Возможности взаимодействия людей друг с другом возрастают при использовании технических средств, принадлежащих к ин­терактивным сетям глобальной связи. Однако и здесь действует правило: чем меньшее число людей использует один и тот же ка­нал связи в определенный промежуток времени, тем более актив­ным может быть их взаимодействие. Чем больше аудитория одно­го канала, тем труднее участникам взаимодействовать в режиме реального времени. Коммуникация между ними в этом случае может быть растянута во времени. Известно, что аудитория раз­ных конференций, форумов, веб-страниц в Интернете исчисля­ется сотнями и даже тысячами участников.

Таким образом, коммуникация между членами одного досуго­вого занятия может осуществляться на индивидуальной основе, в домашней обстановке, на базе традиционных норм связи, за­крепленных в конкретной культуре, а также на основе современ­ных коммуникативно-рекреационных технологий и с помощью технических средств.

7. Сложность структуры.

Можно выделить такие формы культурно-досуговой деятельности:

- одно несложное занятие, которое может состоять из ряда эта­пов и несходных между собой процедур — уход за цветами, чте­ние книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;

- несколько относительно простых занятий, к которым субъ­ект досуга может обращаться одновременно или поочередно. На­пример, при посещении ресторана — это беседа между пришед­шими вместе людьми; выбор напитков и блюд; еда; прослушива­ние музыкальных номеров; участие в танцах; просмотр концерт­ных номеров и др.;

- сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою оче­редь может состоять из комплексных мероприятий, одновремен­но происходящих или следующих друг за другом, каждое из ко­торых собирает свою аудиторию.

Например, во время праздника на городских улицах проходят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или в которых принимают участие: аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в остроумии, сообразительности, ловкости, выставки, демонстрирующие пред­меты искусства или продукцию, связанную с праздничной тема­тикой и др. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурно-бытового назначения) или посе­тить пункт общественного питания (кафе, ресторан), а также ку­пить еду и напитки на улице.

Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуговой деятельности, в рамках которых организуется ряд са­мостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выби­рать наиболее предпочтительные. В этом случае реализация раз­ных видов занятий занимает несколько дней и перемежается с занятиями утилитарного назначения. К такому типу культурно- досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода фе­стивали, смотры, карнавалы, а также путешествия.

В перечисленных случаях участникам предлагается ряд целе­вых мероприятий, а также ряд дополнительных развлекательных занятий, в перерывах между которыми они могут осуществлять длительные или кратковременные переезды. В этом случае в про­грамме также выделяется время на реализацию первичных по­требностей участников мероприятия — еду, гигиену, физиологи­ческий отдых и др.

Существуют и другие критерии классификации досуга, не по­лучившие широкого распространения в аналитической литерату­ре и имеющие вспомогательный характер.

Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о раз­личных формах рекреационно-развивающей деятельности, со­держание которых включает в себя комплекс специально отобран­ных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

В свою очередь, формы деятельности в сфе­ре социально-культурной практики подразделяются на две кате­гории:

- эпизодические, такие как лекции, экскурсии, вечера, кон­церты, гуляния, шоу-программы, конкурсы, праздники и др.;

- стабильные — клубные объединения, землячества, различ­ные союзы и ассоциации, имеющие постоянно действующий ста­тус.

Серьезный и обычный досуг

Серьезный досуг – устойчивые занятия любителя или участника общественной самодеятельности, которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Этот вид досуга отличается от «случайного» или «несерьезного досуга», предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и, редко предполагающего, совершенство исполнения.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости.

Досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с реакцией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.д. Это не означает, что досуг-это синоним понятия «свобода». Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью он зависит от социальных отношений, а отсюда и от межличностных обстоятельств, таких например, контракты и даже договоренности. Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вливаются в обязанность любой социально – культурной общности, начиная от спортивных команд до кинообществ с целью реализации своих досуговых потребностей.

Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые устанавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения – состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения – одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.

Главное условие досуга – поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации удовлетворенной деятельности, но достигается благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.

Поиск разнообразия так же относится к фундаментальным характеристикам досуга.

Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг теряет для него смысл, перестает быть полноценным, обедняется.

Научные исследования в области досуга относят любое из великого множества хобби и предающиеся им любителей к одной из пяти категорий: коллекционеры, изготовители и ремесленники («умелые руки»): участники самодеятельности, участники спортивных состязаний, игр и турниров, любители, увлекающиеся преобразовывая любителей (hobbyists) в любителей (amateurs). Этот переход был осуществлен в различные моменты истории во всех любительских и профессиональных областях искусства, науки, спорта и развлечений.

Никто не знает точно, сколько существует различных хобби. Одни только коллекционеры встречаются во всех мыслимых сферах, некоторые из них хорошо известны (марки или монеты): меньше ясности относительно тех, кто собирает музыкальные автоматы или булавки. «Умелые руки» – несколько более ограниченное увлечение. Такого рода любители конструируют или ремонтируют автомобили или устройства для дома. Участники самодеятельности устраивают свой досуг в сфере не соревновательных увлечений, включая ловлю рыбы, наблюдение за птицами и т.п.

Серьезный досуг отличается от обычного досуга. В серьезном досуге участники реализуют карьеру вне работы, приобретая специальные навыки, знания, или обучаясь.

Серьезный досуг определяется набором отличительных качеств обнаруживаемых в равной мере среди любителей карьерных людей. Одно из этих качеств -эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие (несмотря на то, что, например, Файн сообщает об опасности, с которой сталкиваются сборщики диких грибов, при их – грибов – употреблении). Другое качество, отличающее весь серьезный досуг, а не только серьезное занятие – возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни.

Социологический анализ обнаруживает, что карьера вовсе не ограничена миром работы: большинство, если не все «досуговые» карьеры, обязаны своим существованием тому, что и серьезные участники досуга прилагают значительные личные усилия, основанные на специально приобретенном знании, обучении и навыках.

Серьезный досуг отличается множеством длительных преимуществ – как духовных, так и материальных. Это самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, чувство достижения, повышение самооценки, участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности, а так же просто изготовление изделий длительного пользования (например: живопись, научная статья, предмет обстановки).

Еще одно преимущество – самовознаграждение – оказывается единственным из всех восьми преимуществ, которыми пользуются так же и участники обычного досуга. Возможность осознания таких преимуществ оказывается важной целью в серьезном досуге. Исследованы мотивы преследования этой цели.

Пятое качество – то, что участника серьезного досуга имеют тенденцию четко идентифицировать себя с выбранными или занятиями – вытекает из наличия отличительных качеств. Напротив, обычный досуг, хотя он едва ли унизителен или достоин презрения, является, тем не менее слишком мимолетным, плоским и банальным, чтобы стать основанием особой идентификации для большинства людей.

Наконец, каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом. Центральным его компонентом является групповой социальный мир, который начинает менять форму, когда любители, увлеченные определенной областью, в течение многих лет совместно удовлетворяют существенные общие интересы.

Обычный досуг, отличается от серьезного досуга; он немедленно доставляет пользу сам по себе, как относительно недолгая, приятная для деятельности, требующая никакого специального обучения, чтобы получить удовольствие. Его типы включают игру (в том числе любительскую), расслабление (например: посиделки, дневной сон, прогулки), пассивное развлечение (телевидение, книги, музыкальные записи), активное развлечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), оживленные беседы и сенсорное возбуждение (секс, еда, выпивка).

Это все значительно менее существенно и не предполагает никакой карьеры, вроде той, что описана в отношении серьезного досуга.

Люди, когда-либо нашедшие значимые организационные связи на работе, могут обращаться так не к серьезному досугу, в котором одной из наиболее привлекательных сторон для большинства любителей и коллективов оказывается ощущение причастности к шумному, восхитительному, всеобъемлющему социальному миру. Разнообразие любительской деятельности требует регулярной практики (например: репетиций), а добровольцев часто просят «оставаться на посту» в течение ряда часов в определенные дни недели.

Образ жизни участников той или иной серьезной досуговой деятельности формирует основания для их личной и общественной идентичности как людей, занимающихся этой деятельностью. В будущем этот серьезный досуг останется единственной сферой жизни, где они смогут находить идентичность, связанную с их отличительными личными качествами, выражаемыми по мере понимания преимуществ и выгод от серьезного досуга.

Серьезный досуг в будущем для многих жителей индустриального мира, мешающихся работы, может предложить множество преимуществ. Оптимальный досуговый образ жизни достигается, когда человек через социально приемлемую досуговую деятельность осуществляет свои возможности наиболее полно и получает желательное качество жизни. Обычный досуг обеспечивает отсрочку, освежает участника для более серьезного досуга или более обязательной деятельности и даже может прождать творческий потенциал.

Факторы, влияющие на выбор досуговых форм

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, является материальная обеспеченность; культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев, групп, местные условия.

Традиционное непонимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно, хотя бы по тому, что значительная часть людей (например: пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в третьих, имеются виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Они предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и другие виды.

Для досуга, как социально культурной категории, характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные слои населения, и огромную сферу, называемую культурным пространством.

К этим процессам относится:

1. Непрерывное группообразование в сфере свободного времени, которое обуславливает неизбежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досуговых общностей.

2. Рост или стагнация досуговой квалификации.

В то время, как способность и умение части населения самостоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявляется и семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе любительских). У большинства взрослых и их детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреационных восстановительных целях явно недостаточен. По данным многих исследований рекреативный досуг не обрел прочную и широкую социальную основу. Многие группы населения, в первую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой досуговой квалификации, культурой использования свободного времени.

Действующие учреждения культуры, в свою очередь на протяжении многих лет сводили рекреативный досуг, активный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на первое место производственные, сугубо профессиональные проблемы.

Вот почему среди главных принципов, лежащие в основе концепции современного социально-культурного, досугового центра, выделяются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности сферы досуговой деятельности. Главной целью этой деятельности, было, есть и остается воспроизводство человека, его творческих способностей, социально-культурной активности и физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельности.

Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитым обществом, социальными сдвигами и потрясениями процессами урбанизации и индустриализации, коллективизации, войной, послевоенными тенденциями в ходе которых наблюдая значительный разрыв традиционных (в т.ч. общинных, семейных) связей.

Существенно изменился и сам субъект досуга, досуговой деятельности (социума), и, прежде всего, семьи.

Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, досуговых традиций.

Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30 – годах, связанных с реализацией задач культурного строительства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее партийных университетов и лекториев.

И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъективно-объективных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных мероприятий по инерции продолжала господствовать в культурно – досуговой среде. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудитории, группы или отдельной личности, которые постоянно нуждались в педагогической опеке, обучении, воспитании, наставничестве.

Основные формы организации досуга

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных заведений.

Кино - промежуточный вид искусства, доступный большинству почитателей как «высокого», так и «массового искусства». Его меньшая популярность среди молодежи перекликается с общероссийскими тенденциями. После того как на протяжении нескольких десятилетий киноискусство занимало монопольную позицию по отношению к другим формам досуга, в конце 80-х годов в нашей стране произошло резкое изменение кинопосещаемости в сторону снижения. На сегодняшний день интерес к данному виду искусства обострился вновь, ходить в кино становится у молодежи все более модным. Популярность его превосходит популярность драматических и оперных театров вместе взятых.

Как же соотносится между собой отношение молодежи к развлекательным учреждениям различного типа, влияет ли предпочтение одного из них на посещение другого? Рассмотрим формы проявления различных типов поведения и постараемся рассмотреть состав их аудитории.

Как показали данные исследования, больше половины посетителей ночных клубов(57%) бывают на концертах, шоу программах. Меньше всего они интересуются оперой и балетом(7%). Любителей театра в числе посетителей ночных клубов можно встретить в три раза чаще, чем любителей оперы(22,7%). Как видим, посетителям ночных клубов ближе всего массовые зрелища. Их интерес к театрам, вместе взятым, вдвое меньше, чем пристрастие к шоу - концертам и в полтора раза меньше, чем к кино.

Досуговые интересы посетителей кинотеатров по своей структуре аналогичны интересам посетителей ночных клубов. По сравнению со всеми опрошенными, они в полтора - два раза чаще посещают развлекательные учреждения. Их активность в посещении учреждений «высокой» культуры, по сравнению с позицией посетителей ночных клубов, подтверждает нашу гипотезу о промежуточном положении киноискусства по отношению к другим видам искусства.

Говоря о посетителях оперного театра, нужно обратить внимание на их пристрастие к драматическому искусству и кино, а так же на большую посещаемость массовых зрелищ.

Как мы видим, почитатели «высокого» искусства не отвергают, а скорее даже, наоборот, интересуются «массовым искусством». Их досуг не является узконаправленным: им не чуждо и кино, и концерты, и ночные клубы.

Посещение дискотек - своеобразная отличительная карточка молодежи в возрасте от 15 лет. Период взросления отмечается характерным стремлением к общению со сверстниками и желанием понравиться противоположному полу. Быть всегда в центре событий, развлекаться и получать удовольствие - это свойственно подросткам старше 15 лет, особенно в период студенчества.

Занятия спортом в свободное время являются одним их основных способов проведения досуга, и в большинстве случаев спорту отдают предпочтение юноши.

Проводить свободное время, гуляя с друзьями, больше нравится городским жителям. В большинстве случаев предпочитают проводить время с друзьями на улице подростки 15 -17 лет, в более раннем возрасте у детей несколько другие интересы.

Туризм и отдых на природе предпочитают 31,2% молодых людей, это третий по популярности вид отдыха у молодежи.

За чтением газет и журналов проводят свой досуг 20,1% опрошенных, в большинстве случаев это старшая группа подростков в возрасте 15-18 лет.

Компьютерным играм посвящают свое свободное время 22,2% подростков. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не

1

Сейчас читают про: