И методологии эксперимента

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1

Работа, которую я веду в последние годы, посвяще­на тому, чтобы придать социальным наукам, и в част­ности социальной психологии, по возможности более научный характер, выявить трудности, возникающие на пути научного вывода в социальных исследованиях и оценить научный статус тех типов выводов, к которым обычно приходят представители социальных дисциплин. Эти цели предполагают как разработку способов по­вышения валидности данных там, где это возможно, так и рекомендации быть осмотрительными и скром­ными там, где это необходимо.

В этой чрезвычайно широкой области я сосредоточи­ваю свои усилия на методах экспериментирования в по­левых условиях, в первую очередь на квазиэксперимен­тальных моделях исследования, а также на теории и практике измерения, уделяя особое внимание вопросам валидности, погрешности, надежности и т. п. Это те аспекты методологии социальных наук, в которые я, как мне кажется, более всего готов внести свой вклад.

Эти цели соответствуют общественным интересам — разработке приемов оценки воздействия и эффективно­сти социальных программ и выработке отличных от экономических показателей социальных индикаторов качества и образа жизни. На уровне статистики про­блемы научного вывода в значительной мере те же,

_____________________________________________________________________________

1 Campbell D. T. Some comments on theory of science and methodology of experimentation in social psychology.

что и в теоретической социальной науке. Однако приме­нение методов социальных наук для оценки практиче­ских программ заставляет обратить внимание на неко­торые собственно социальные проблемы, при решении которых помощь методологов также весьма полезна. Многие из этих проблем актуальны и для сугубо акаде­мического социального исследования.

Попытки достичь большей научности в такой про­блематичной маргинальной области, как социальная наука, приводят к плодотворному взаимодействию с тео­рией науки, включая философию, социологию и исто­рию науки, а также потенциально и психологию науки. Не только мы, методологи, нуждаемся в понимании природы научного метода, которое возникает на основе данных этих областей знания, но и наши проблемы также могут быть полезны им, так как связаны с по­становкой фундаментальных вопросов, которые, воз­можно, никогда и не возникли бы, если бы эти отрасли знания ориентировались только на явно успешные науч­ные дисциплины.

Указанные выше цели могут быть отнесены к трем основным областям: 1) теория науки, 2) социальное экспериментирование, выбор социальных индикаторов и оценивание социальных программ и 3) проблемы статистического анализа, планирования эксперимента и разработки моделей и планов эксперимента 1.

Объединение этих трех направлений исследования можно, вероятно, оправдать и с рациональных позиций. Наука представляет собой коллективный продукт мно­жества частичных знаний, полученных отдельными уче­ными. Основную роль в создании этого продукта играют фундаментальные дисциплины, которые охватывают

_________________________________________________________________________________

1 В большинстве вышедших на русском языке работ по методо­логии экспериментальных исследований и статистическим методам в качестве эквивалента английского термина «design» обычно исполь­зуется термин «план». Во избежание недоразумений при переводе работ, вошедших в данную книгу, мы следовали этой традиции. Однако мы считаем необходимым отметить, что наиболее точным было бы использование термина «дизайн», получившего права гра­жданства в таких областях, как эргономика, системное проектиро­вание, техническая эстетика и др. Суть работ в этой области мето­дологии науки — разработка проектов экспериментов — эксперимен­тальный дизайн, проектирование и построение моделей эксперимен­та. — Прим. ред.

смежные специальности. Однако определенная роль принадлежит и таким формам научной компетенции, которые предполагают большую широту кругозора, на известный риск поверхностности и ошибочности. Подобный подход создает возможность интеграции данных ряда наук. Эта возможность была бы упущена, если бы имело место объединение лишь узкоспециализированных дисциплин, не выходящих за Пределы смежных областей1. Сказанное не означает, что мы объявляем поверхностной нашу прошлую и бу­дущую работу в этих областях (в действительности мы обладаем в разработке некоторых специальных проблем в ряде случаев почти что монополией), просто мыдопускаем, что, если бы все наши усилия были направлены на разработку какого-то одного аспекта, могла бы быть достигнута большая глубина, которая и необходима для коллективного продукта науки, под­вергающегося перекрестной валидизации в работах специалистов более узкого профиля, но при этом нам, по крайней мере, иногда, приходилось бы ловить себя на ошибках.

Три указанные выше области, составляющие пред­мет наших исследований, действительно релевантны друг другу, как это будет показано в более специаль­ных работах. В целом вопросы общесоциального поряд­ка теснейшим образом связаны как с возможностью применения экспериментальных моделей различного типа, так и с валидностью этих моделей и планов экс­перимента. В современной философии, истории, социо­логии науки большое внимание уделяется взаимодей­ствию социальных процессов с научными представле­ниями, при этом очерчивается круг вопросов, которые могут рассматриваться в самой непосредственной связи с более практическими проблемами оценивания про­грамм и планирования эксперимента.

Традиционные термины «эпистемология» и «филосо­фия науки» не слишком подходят для большинства

_____________________________________________________________________________

1 Методологические проблемы узкодисциплинарных и междис­циплинарных исследований рассматривались специально в работе) C a m p b e l l D. T. Ethnocentrism of Disciplines and the Fish-Scale Model of Omniscience. — In: Interdisciplinary Relationships in the Social Sciences. Ed. by M. Sherif and Caroline W. Sherif. Chicago, Aldine, 1969.

впечатляющих исследований последних лет, все еще фигурирующих под этими названиями. В то время как классическая эпистемология пыталась решить проблему знания, не рассматривая всякое знание в процессе его приобретения, современные исследователи намеренно ставят этот вопрос и предпринимают эпистемологиче­ские исследования, считая, что сегодняшние физика и астрономия дают нам аппроксиматично валидное зна­ние о познаваемом мире, а эволюционная биология, психология и социология дают нам знания о познаю­щем его человеке. Куайн называет это «натурализован­ной эпистемологией», Шимони — «коперниканской эпи­стемологией». Исходя из традиционного различения аналитического и синтетического, ее можно назвать синтетической или, точнее, «дескриптивной эпистемоло­гией». Такая эпистемология вполне совместима с тра­диционной эпистемологией в случае принятия негатив­ных результатов скептической традиции, например положения о необоснованности индуктивного вывода в научном знании. При аналитическом подходе ответ на традиционный эпистемологический вопрос «Возмож­но ли знание?» гласит: «Нет». Мы не можем быть уве­рены в том, что знаем, или знать, когда мы знаем, а когда нет. Поскольку дело касается знания о мире, наши самые обоснованные представления будут содер­жать допущения, которые мы не можем доказать, и любые дополнения к «знанию» (в практическом смыс­ле) будут получены ценой принятия дополнительных предположений. Дескриптивная эпистемология, которая идет дальше этого, в свете традиционного различения будет более похожа на науку, чем на философию. Она будет гипотетическим, условным, презумптивным опи­санием субъекта познания и мира как объекта позна­ния. В этих пределах она может все-таки иметь дело с проблемами истины: в какого рода мире, какого рода процедуры приведут познающее сообщество к повы­шению валидности его моделей мира? Но в то время как традиционная эпистемология пыталась строить эпистемологию без онтологии, любая дескриптивная эпистемология будет включать и гипотетическую онто­логию. Следует оставить несбыточные мечты о досто­верности, о доказательности представлений или даже о полной экспликации референтов представления.

В настоящее время наука не только стала главной ареной, на которой ведутся споры вокруг вопросов, поднимаемых дескриптивной эпистемологией, но во многом изменился и характер самой «философии науки». Она больше не довольствуется одним лишь логическим анализом статуса научной истины. Не толь­ко проявляется глубокий интерес к выявлению норма­тивных правил выбора, которыми должна пользоваться наука, осуществляя выбор между теориями, ведутся также и споры относительно тех правил выбора, кото­рыми уже пользовалась наука (явно или неявно), когда она осуществляла предположительно валидный выбор в прошлом, и это может рассматриваться как гипоте­тический, условный поиск нормативных правил. Для обозначения подобных исследований термин «теория науки» технически более приемлем, чем «философия науки». К такой теории науки история науки имеет самое прямое отношение, что исключается при тради­ционном пуристском определении задачи философов и логиков науки. Книга Куна «Структура научных ре­волюций»1явно имеет эпистемологическое значение, очевидно и то, что она связана с вопросом о научной истине. Философы сразу восприняли ее как таковую. Однако в условиях принятых традиционных обозначе­ний Кун вынужден был отрицать, что он занимается философией науки, и выдавать свою работу всего лишь за «историю науки», «социологию науки» или «социаль­ную психологию науки». Суть его работы становится ясной в свете вопросов, оказавшихся на повестке дня дескриптивной эпистемологии, или теории науки. Объ­единенные под общей рубрикой теории науки, такие специальные дисциплины, как история науки, социоло­гия науки, психология науки, антропология науки и т. д., могут стать релевантными при решении вопроса о валидности науки, несмотря даже на то, что, как это ныне имеет место, они сплошь и рядом обходят этот вопрос.

За последние двадцать лет я написал, наверно, с дюжину статей, которые в настоящее время склонен рассматривать как работы в области дескриптивной

_____________________________________________________________________________________

1 К у н Т. Структура научных революций. М., «Прогресс», 1977.

эпистемологии1. В известной мере эти проблемы нашли отражение и в полдюжине моих статей о методах ис­следования, а также в ряде заметок, обзоров и лекций. Некоторые из этих работ вошли и в настоящий сборник.

В работах этого цикла затрагиваются не менее существенные вопросы, связанные с определенным по­ниманием социологии науки, обращающейся к выявле­нию социальных источников валидности науки и соци­альных условий, благоприятствующих развитию науки. Этот круг вопросов исследуется нами в контексте мето­дологии социального экспериментирования и приклад­ных исследований. В одной из последних работ2 мы рассмотрели ряд примеров макроэкспериментов, осуще­ствленных на практике. Работа в этой прикладной области обладает своей спецификой. Мы столкнулись здесь с важнейшей социальной проблемой — природой бюрократической организации, оказывающей влияние и на планирование экспериментов, и на реализацию различных моделей экспериментов, и на валидность оценок разрабатываемых и осуществляемых социаль­ных программ. Эти вопросы подлежат дальнейшему детальному изучению, но отчасти они затронуты и в нашей обобщающей работе об оценке социальных программ, вошедшей в данный том.

Общие вопросы теории науки, валидности научного вывода, прикладные проблемы валидной оценки соци­альных программ и эффективности социальных ново­введений непосредственно связаны с более специаль­ными моими исследованиями в сфере социально-психо­логического эксперимента. Важнейшими представляют­ся здесь вопросы планирования эксперимента, создания моделей экспериментов в соответствии с требованиями

_____________________________________________________________________________________

1 См., например: C a m p b e l l D. T. Evolutionary Epistemology. — In: The philosophy of Karl Popper. Ed. by P. A. Schilpp. The library of living philosophers. La Salle, III. The Open Court Publishing Co., 1974, v. 14, p. 413—463; C a m p b e l l D. T. Variation and selective retention in socio-cultural evolution — In: Social change in developing areas: a reinterpretation of evolutionary theory. Cam­bridge, Mass., Schenkman, 1965, p. 19—49.— Прим. ред.

2 См.: R i e c k e n H. W., B o r u c h R. F., C a m p b e l l D. T., C a p 1 a n N., G 1 e n n a n T. K., P r a t t J., R e e s A., W i 11 i a m s W. Social Experimentation: A Method for Planning and Evaluating ofSocial Intervention. New York, Academic Press, 1974.

валидности научного знаний, разработки средств и спо­собов контроля переменных в эксперименте, анализа артефактов и конкурентных гипотез, выявления прием­лемых и адекватных статистических процедур и коли­чественных мер и т. д. Исследования в этой области также проводятся мною уже многие годы. В известной мере эти вопросы получили отражение в более ранней работе, написанной совместно с Дж. Стэнли, — «Экспе­риментальные и квазиэкспериментальные планы для исследования». Эта книга многократно переиздавалась в США и широко используется рядом исследователей. Хотя эта работа была первоначально ориентирована главным образом на педагогические исследования, она имеет более общее методологическое значение. Указан­ные проблемы рассматривались также в работе, напи­санной совместно с Т. Д. Куком, в которой собраны и проанализированы различные типы и планы экспери­ментов в прикладных областях и в полевых исследова­ниях, в частности в сфере организационной и инду­стриальной психологии1. Особенно плодотворной, по оценке многих авторов, следует признать разрабатывае­мую нами концепцию квазиэкспериментального иссле­дования 2. Проблемам квазиэкспериментов посвящена подготовленная нами совместно с Т. Д. Куком специ­альная монография 3.

В заключение мы хотели бы выразить надежду, что вопросы, рассматриваемые в работах, включенных в данный сборник, представят интерес и для широкого круга советских специалистов — психологов, социологов, методологов науки, практических работников.

____________________________________________________________________________________

1 C o o k T. D., C a m p b e l l D. T. The Design and Conduct of Quasi-Experiments and True Experiments in Field Settings. — In: Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Ed. by Dunnette M. Chicago, Rand McNally, 1976.

2 c м.: Г л а с с Дж ., С т э н л и Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. M., 1976, c. 452—453.

3 C o o k T. D., C a m p b e l l D. T. Quasi-Experimentation. Chi­cago, Rand McNally, 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: