В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1
Работа, которую я веду в последние годы, посвящена тому, чтобы придать социальным наукам, и в частности социальной психологии, по возможности более научный характер, выявить трудности, возникающие на пути научного вывода в социальных исследованиях и оценить научный статус тех типов выводов, к которым обычно приходят представители социальных дисциплин. Эти цели предполагают как разработку способов повышения валидности данных там, где это возможно, так и рекомендации быть осмотрительными и скромными там, где это необходимо.
В этой чрезвычайно широкой области я сосредоточиваю свои усилия на методах экспериментирования в полевых условиях, в первую очередь на квазиэкспериментальных моделях исследования, а также на теории и практике измерения, уделяя особое внимание вопросам валидности, погрешности, надежности и т. п. Это те аспекты методологии социальных наук, в которые я, как мне кажется, более всего готов внести свой вклад.
Эти цели соответствуют общественным интересам — разработке приемов оценки воздействия и эффективности социальных программ и выработке отличных от экономических показателей социальных индикаторов качества и образа жизни. На уровне статистики проблемы научного вывода в значительной мере те же,
|
|
_____________________________________________________________________________
1 Campbell D. T. Some comments on theory of science and methodology of experimentation in social psychology.
что и в теоретической социальной науке. Однако применение методов социальных наук для оценки практических программ заставляет обратить внимание на некоторые собственно социальные проблемы, при решении которых помощь методологов также весьма полезна. Многие из этих проблем актуальны и для сугубо академического социального исследования.
Попытки достичь большей научности в такой проблематичной маргинальной области, как социальная наука, приводят к плодотворному взаимодействию с теорией науки, включая философию, социологию и историю науки, а также потенциально и психологию науки. Не только мы, методологи, нуждаемся в понимании природы научного метода, которое возникает на основе данных этих областей знания, но и наши проблемы также могут быть полезны им, так как связаны с постановкой фундаментальных вопросов, которые, возможно, никогда и не возникли бы, если бы эти отрасли знания ориентировались только на явно успешные научные дисциплины.
Указанные выше цели могут быть отнесены к трем основным областям: 1) теория науки, 2) социальное экспериментирование, выбор социальных индикаторов и оценивание социальных программ и 3) проблемы статистического анализа, планирования эксперимента и разработки моделей и планов эксперимента 1.
|
|
Объединение этих трех направлений исследования можно, вероятно, оправдать и с рациональных позиций. Наука представляет собой коллективный продукт множества частичных знаний, полученных отдельными учеными. Основную роль в создании этого продукта играют фундаментальные дисциплины, которые охватывают
_________________________________________________________________________________
1 В большинстве вышедших на русском языке работ по методологии экспериментальных исследований и статистическим методам в качестве эквивалента английского термина «design» обычно используется термин «план». Во избежание недоразумений при переводе работ, вошедших в данную книгу, мы следовали этой традиции. Однако мы считаем необходимым отметить, что наиболее точным было бы использование термина «дизайн», получившего права гражданства в таких областях, как эргономика, системное проектирование, техническая эстетика и др. Суть работ в этой области методологии науки — разработка проектов экспериментов — экспериментальный дизайн, проектирование и построение моделей эксперимента. — Прим. ред.
смежные специальности. Однако определенная роль принадлежит и таким формам научной компетенции, которые предполагают большую широту кругозора, на известный риск поверхностности и ошибочности. Подобный подход создает возможность интеграции данных ряда наук. Эта возможность была бы упущена, если бы имело место объединение лишь узкоспециализированных дисциплин, не выходящих за Пределы смежных областей1. Сказанное не означает, что мы объявляем поверхностной нашу прошлую и будущую работу в этих областях (в действительности мы обладаем в разработке некоторых специальных проблем в ряде случаев почти что монополией), просто мыдопускаем, что, если бы все наши усилия были направлены на разработку какого-то одного аспекта, могла бы быть достигнута большая глубина, которая и необходима для коллективного продукта науки, подвергающегося перекрестной валидизации в работах специалистов более узкого профиля, но при этом нам, по крайней мере, иногда, приходилось бы ловить себя на ошибках.
Три указанные выше области, составляющие предмет наших исследований, действительно релевантны друг другу, как это будет показано в более специальных работах. В целом вопросы общесоциального порядка теснейшим образом связаны как с возможностью применения экспериментальных моделей различного типа, так и с валидностью этих моделей и планов эксперимента. В современной философии, истории, социологии науки большое внимание уделяется взаимодействию социальных процессов с научными представлениями, при этом очерчивается круг вопросов, которые могут рассматриваться в самой непосредственной связи с более практическими проблемами оценивания программ и планирования эксперимента.
Традиционные термины «эпистемология» и «философия науки» не слишком подходят для большинства
_____________________________________________________________________________
1 Методологические проблемы узкодисциплинарных и междисциплинарных исследований рассматривались специально в работе) C a m p b e l l D. T. Ethnocentrism of Disciplines and the Fish-Scale Model of Omniscience. — In: Interdisciplinary Relationships in the Social Sciences. Ed. by M. Sherif and Caroline W. Sherif. Chicago, Aldine, 1969.
впечатляющих исследований последних лет, все еще фигурирующих под этими названиями. В то время как классическая эпистемология пыталась решить проблему знания, не рассматривая всякое знание в процессе его приобретения, современные исследователи намеренно ставят этот вопрос и предпринимают эпистемологические исследования, считая, что сегодняшние физика и астрономия дают нам аппроксиматично валидное знание о познаваемом мире, а эволюционная биология, психология и социология дают нам знания о познающем его человеке. Куайн называет это «натурализованной эпистемологией», Шимони — «коперниканской эпистемологией». Исходя из традиционного различения аналитического и синтетического, ее можно назвать синтетической или, точнее, «дескриптивной эпистемологией». Такая эпистемология вполне совместима с традиционной эпистемологией в случае принятия негативных результатов скептической традиции, например положения о необоснованности индуктивного вывода в научном знании. При аналитическом подходе ответ на традиционный эпистемологический вопрос «Возможно ли знание?» гласит: «Нет». Мы не можем быть уверены в том, что знаем, или знать, когда мы знаем, а когда нет. Поскольку дело касается знания о мире, наши самые обоснованные представления будут содержать допущения, которые мы не можем доказать, и любые дополнения к «знанию» (в практическом смысле) будут получены ценой принятия дополнительных предположений. Дескриптивная эпистемология, которая идет дальше этого, в свете традиционного различения будет более похожа на науку, чем на философию. Она будет гипотетическим, условным, презумптивным описанием субъекта познания и мира как объекта познания. В этих пределах она может все-таки иметь дело с проблемами истины: в какого рода мире, какого рода процедуры приведут познающее сообщество к повышению валидности его моделей мира? Но в то время как традиционная эпистемология пыталась строить эпистемологию без онтологии, любая дескриптивная эпистемология будет включать и гипотетическую онтологию. Следует оставить несбыточные мечты о достоверности, о доказательности представлений или даже о полной экспликации референтов представления.
|
|
В настоящее время наука не только стала главной ареной, на которой ведутся споры вокруг вопросов, поднимаемых дескриптивной эпистемологией, но во многом изменился и характер самой «философии науки». Она больше не довольствуется одним лишь логическим анализом статуса научной истины. Не только проявляется глубокий интерес к выявлению нормативных правил выбора, которыми должна пользоваться наука, осуществляя выбор между теориями, ведутся также и споры относительно тех правил выбора, которыми уже пользовалась наука (явно или неявно), когда она осуществляла предположительно валидный выбор в прошлом, и это может рассматриваться как гипотетический, условный поиск нормативных правил. Для обозначения подобных исследований термин «теория науки» технически более приемлем, чем «философия науки». К такой теории науки история науки имеет самое прямое отношение, что исключается при традиционном пуристском определении задачи философов и логиков науки. Книга Куна «Структура научных революций»1явно имеет эпистемологическое значение, очевидно и то, что она связана с вопросом о научной истине. Философы сразу восприняли ее как таковую. Однако в условиях принятых традиционных обозначений Кун вынужден был отрицать, что он занимается философией науки, и выдавать свою работу всего лишь за «историю науки», «социологию науки» или «социальную психологию науки». Суть его работы становится ясной в свете вопросов, оказавшихся на повестке дня дескриптивной эпистемологии, или теории науки. Объединенные под общей рубрикой теории науки, такие специальные дисциплины, как история науки, социология науки, психология науки, антропология науки и т. д., могут стать релевантными при решении вопроса о валидности науки, несмотря даже на то, что, как это ныне имеет место, они сплошь и рядом обходят этот вопрос.
|
|
За последние двадцать лет я написал, наверно, с дюжину статей, которые в настоящее время склонен рассматривать как работы в области дескриптивной
_____________________________________________________________________________________
1 К у н Т. Структура научных революций. М., «Прогресс», 1977.
эпистемологии1. В известной мере эти проблемы нашли отражение и в полдюжине моих статей о методах исследования, а также в ряде заметок, обзоров и лекций. Некоторые из этих работ вошли и в настоящий сборник.
В работах этого цикла затрагиваются не менее существенные вопросы, связанные с определенным пониманием социологии науки, обращающейся к выявлению социальных источников валидности науки и социальных условий, благоприятствующих развитию науки. Этот круг вопросов исследуется нами в контексте методологии социального экспериментирования и прикладных исследований. В одной из последних работ2 мы рассмотрели ряд примеров макроэкспериментов, осуществленных на практике. Работа в этой прикладной области обладает своей спецификой. Мы столкнулись здесь с важнейшей социальной проблемой — природой бюрократической организации, оказывающей влияние и на планирование экспериментов, и на реализацию различных моделей экспериментов, и на валидность оценок разрабатываемых и осуществляемых социальных программ. Эти вопросы подлежат дальнейшему детальному изучению, но отчасти они затронуты и в нашей обобщающей работе об оценке социальных программ, вошедшей в данный том.
Общие вопросы теории науки, валидности научного вывода, прикладные проблемы валидной оценки социальных программ и эффективности социальных нововведений непосредственно связаны с более специальными моими исследованиями в сфере социально-психологического эксперимента. Важнейшими представляются здесь вопросы планирования эксперимента, создания моделей экспериментов в соответствии с требованиями
_____________________________________________________________________________________
1 См., например: C a m p b e l l D. T. Evolutionary Epistemology. — In: The philosophy of Karl Popper. Ed. by P. A. Schilpp. The library of living philosophers. La Salle, III. The Open Court Publishing Co., 1974, v. 14, p. 413—463; C a m p b e l l D. T. Variation and selective retention in socio-cultural evolution — In: Social change in developing areas: a reinterpretation of evolutionary theory. Cambridge, Mass., Schenkman, 1965, p. 19—49.— Прим. ред.
2 См.: R i e c k e n H. W., B o r u c h R. F., C a m p b e l l D. T., C a p 1 a n N., G 1 e n n a n T. K., P r a t t J., R e e s A., W i 11 i a m s W. Social Experimentation: A Method for Planning and Evaluating ofSocial Intervention. New York, Academic Press, 1974.
валидности научного знаний, разработки средств и способов контроля переменных в эксперименте, анализа артефактов и конкурентных гипотез, выявления приемлемых и адекватных статистических процедур и количественных мер и т. д. Исследования в этой области также проводятся мною уже многие годы. В известной мере эти вопросы получили отражение в более ранней работе, написанной совместно с Дж. Стэнли, — «Экспериментальные и квазиэкспериментальные планы для исследования». Эта книга многократно переиздавалась в США и широко используется рядом исследователей. Хотя эта работа была первоначально ориентирована главным образом на педагогические исследования, она имеет более общее методологическое значение. Указанные проблемы рассматривались также в работе, написанной совместно с Т. Д. Куком, в которой собраны и проанализированы различные типы и планы экспериментов в прикладных областях и в полевых исследованиях, в частности в сфере организационной и индустриальной психологии1. Особенно плодотворной, по оценке многих авторов, следует признать разрабатываемую нами концепцию квазиэкспериментального исследования 2. Проблемам квазиэкспериментов посвящена подготовленная нами совместно с Т. Д. Куком специальная монография 3.
В заключение мы хотели бы выразить надежду, что вопросы, рассматриваемые в работах, включенных в данный сборник, представят интерес и для широкого круга советских специалистов — психологов, социологов, методологов науки, практических работников.
____________________________________________________________________________________
1 C o o k T. D., C a m p b e l l D. T. The Design and Conduct of Quasi-Experiments and True Experiments in Field Settings. — In: Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Ed. by Dunnette M. Chicago, Rand McNally, 1976.
2 c м.: Г л а с с Дж ., С т э н л и Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. M., 1976, c. 452—453.
3 C o o k T. D., C a m p b e l l D. T. Quasi-Experimentation. Chicago, Rand McNally, 1979.