Всякое измерительное устройство, как и всякое воздействие, представляет собой сложный комплекс со многими посторонними с теоретической точки зрения техническими компонентами. Измеренный эффект воздействия может быть обязан своим происхождением одной из этих посторонних деталей.
Такие артефакты в измерениях вызвали к жизни обширную литературу. Имеются, несомненно, сотни исследований, посвященных установкам на ответы при предъявлении вопросников, тестов по измерению социальных установок, тестов личности и т. д. (см., например, Cronbach [33, 34], Rorer [79], Campbell, Siegman, Rees [27]). Обширная литература посвящена
также проблеме социальной желательности (Edwards [39], Block [12]). По поводу оценок существуют исследования галоэффектов и теории личности, имплицитно рассматривающие личность как оценщика. Имеются артефакты в показателях разногласий в диадах, межличностного восприятия и сходства образов (Cronbach [35], Corsini [29], Silverman [89]). Без аналогичных проблем не обходится и использование иного рода мер, включая наблюдения, выявление следов, регистрационные акты (Webb et al. [94]).
|
|
До сих пор подобные артефакты упоминались скорее в литературе, критически освещающей интерпретацию корреляций и межгрупповых различий, а не в связи с критическим анализом экспериментов. Так, критики указывают, что источник различий в показателях авторитарности по F -шкале, существующих между социальными классами, следует искать не в собственно авторитарном, а в интеллектуальном (Christie [28]) компоненте шкалы или в имплицитной установке на ответ, которую она формирует, однако такого рода критических замечаний в связи с исследованиями изменения установки, применяющими ту же F -шкалу, так и не появилось.
Для этих проблем контроль достигается путем применения многочисленных различных по своим техническим или методическим компонентам мер (Campbell, Fiske [25], Campbell [21]). В большинстве лабораторных экспериментов в этом плане может быть сделано гораздо больше, чем делается обычно, и притом при меньшем увеличении затрат на исследование, чем это имело бы место при повторении воздействий в методологических целях. Вероятно, не все, что делается, предается огласке, потому что использование многочисленных мер создает опасность расхождения результатов, о чем довольно-таки неприятно сообщать.
Е. Смешанные аспекты измерения: