В ИССЛЕДОВАНИЯХ ДЕЙСТВИЯ1
Теперь, когда со дня первого вручения настоящей премии прошло 26 лет, от ее лауреатов со все усиливающимся интересом ждут рассказов о любых непосредственных контактах с Куртом Левином. В 30-е годы в Университете Беркли (я поступил туда в 1937 г.) мы знали о Левине и по-своему его чтили. Толмен широко ссылался на него в своем классическом труде 1932 г. [89] и пытался привлечь его к работе в Беркли. (Ходили слухи, что администрация заставляла Толмена выбирать среди ученых-эмигрантов между Левином и Брунсвиком.) Левин написал одну из глав «Учебника по детской психологии» Мэрчисона [66], и я ознакомился с ней, когда работал с Гаролдом Джонсом. В курсе лекций «Современные европейские теории личности», прочитанном Эгоном Брунсвиком в 1938 г., Левин был центральной фигурой. Я, таким образом, был хорошо подготовлен к визиту Левина в Беркли летом 1939 г.
В те времена летние факультативные занятия были весьма напряженными. Левин вел два курса для старших студентов — по детской психологии и по психологии личности. Я посещал и тот и другой, и у меня до сих пор сохранились конспекты лекций. Это был удивительный преподаватель. К тому же я имел счастье быть допущенным в узкий круг участников дискуссионного семинара по теории Левина, который вели Левин, Толмен и Брунсвик, а аудиторию составляли шесть или
_____________________________________________________________________________
1 Выступление по случаю вручения премии Курта Левина на совместном заседании Общества психологических исследований социальных проблем и Американской психологической ассоциации (Нью-Орлеан, 1 сентября 1974 г.). C a m p b e l l D. T. Kurt Lewin Award Address. Society for the Psychological Study of Social Issues, Meeting with the American Psychological Association. New Orleans, Sept. 1, 1974.
семь человек, в большинстве своем аспиранты. (Мне запомнилось, в частности, что там участвовал Ричард Крачфилд.) Так что мое пребывание в роли ученика Левина было хоть и кратковременным, но исключительно насыщенным. С тех пор я считаю себя отчасти левиновцем и уделяю особое внимание выявлению изоморфизма между его и другими поведенческими теориями (Campbell [13, 18]).
В те дни мы произносили его фамилию «Лювин» (Luhveén), когда же его стали звать «Левин» — в военные и первые послевоенные годы, в период его работ по групповой динамике, — у меня не было с ним никаких непосредственных контактов. Тем не менее благодаря визитам Джона Хардинга я был постоянно осведомлен о работе основанного Левином центра по исследованию действий, Комитета общественных взаимоотношений, который работал в Нью-Йорке с 1944 по 1951 г., имея у себя в штате Стюарта Кука, Мортона Дойча, Айсидора Чэйна, Джона Хардинга, Клэр Зеллтиц, Мариан Радке, Гаролда Прошански, Альберта Пепитоне, Дороти Диннерстайн, Сьюзен Дери и др. При подготовке материалов к данному докладу Стюарту Куку, Айсидору Чэйну и Джону Хардингу пришлось изрядно потрудиться, чтобы раздобыть для меня неопубликованные отчеты Комитета об «исследованиях действия», «обследованиях опыта» («experience survey») и общественных самообследованиях («community self-surveys»).
Мои собственные интересы в последние годы сосредоточены на методологии социального экспериментирования, на оценивании экспериментальных программ, на трактовке социальных реформ как экспериментов (Campbell [17]). Поскольку мои занятия несут на себе печать левиновских исследований действия, я допускаю, что они оправдывают получение мной премии Курта Левина. Поэтому я и выбрал для своей лекции именно данную сферу и использовал в заголовке словосочетание «исследования действия», а не «оценивание программ»1.
_____________________________________________________________________________
1Как отмечает сам автор, данная статья не столь типична для его работы в этой области, как ему хотелось бы. Наиболее важной работой в этом направлении автор считает свой неопубликованный доклад «Методы для экспериментирующего общества» [20]. Некоторые идеи этой работы нашли отражение и в статьях, представленных в данной книге. — Прим. ред.
* * *
Прежде чем начать, я хотел бы поделиться с вами теми чувствами, которые я испытываю в связи с предстоящим выступлением. Когда я около десяти месяцев назад остановился на данной теме, я полагал, что она таит в себе известное потенциальное продуктивное напряжение. С одной стороны, я снискал репутацию ревностного сторонника количественного экспериментального подхода к оцениванию программ (см., например, Salasin [79]). С другой стороны, в своих экскурсах в эпистемологию я отдавал предпочтение обыденному, качественному, зависящему от контекста знанию. Случалось мне заниматься и антропологией, к которой я питал определенные симпатии.
К несчастью, настоящий случай вызвал во мне напряжение, которое сохраняется до сих пор, а творческое прозрение, интегративный подход по-прежнему от меня ускользают. Проблема эта представляется мне теперь еще более важной и значительной, чем вначале. Ощущение, что я вполне подготовлен к ней, исчезло. Во многих местах я натыкался на горы самым непосредственным образом относящейся к ней литературы, в которой я несведущ, и на давно поставленные проблемы, которые я еще не продумывал. Я могу лишь надеяться, что это предварительное сообщение поможет моим коллегам, работающим над данной проблемой.
* * *
В настоящее время методология оценивания программ занята энергичными поисками альтернатив количественно-экспериментального подхода. В академической социальной науке вновь делается упор на методы гуманитарных наук и вновь растут сомнения в приемлемости модели естественных наук для социальных наук. В этой связи я и говорю о полярности качественного и количественного подхода, подразумеваемой в заглавии. Эти термины представляют собой сокращенные обозначения некоего общего содержания целого ряда частично перекрывающих друг друга понятий. Под количественным имеется также в виду научный, сциентистский, естественнонаучный, naturwissenschaftlich. Под каче-
ственным понимается также гуманистический, гуманитарный, geisteswissenschaftlich, опытный, феноменологический, клинический, исследование случаев (прецедентов), полевая работа, «включенное» наблюдение, оценивание и обыденное знание.
Хотя поначалу я буду обсуждать эти вопросы в плане эпистемологии и социальных наук в целом, моим главным объектом будет, в конечном счете, оценка последствий намеренно осуществляемых социальных инноваций. Я употребляю термин «знание» («knowing»), а не «оценка», чтобы указать на стремление подвести под эти вопросы эпистемологическое основание. Словосочетание исследования действий особенно подходит к исследованиям, сосредоточенным на сознательных попытках осуществить социальное действие. В том виде, в каком этот тип исследований разработали Левин и его сотрудники по героическому Комитету общественных взаимоотношений (Lewin [61, 62]; Luppitt, Radke [63]; Chein, Cook, Harding [31, 32]; Selltiz, Cook [84]; Cook: [33]; Harding [51]; Chein [29, 30]; Marrow [64, с. 191—218]; Selltiz [83]), он предполагал мудрое сочетание качественного и количественного подходов. Он обладал к тому же одной важной для данного контекста особенностью, которая не получила отражения в заглавии: разработкой процедур, посредством которых группы действия могут измерять свои собственные достижения (самооценка программы). По всем этим причинам название исследование действия лучше, чем оценивание программ, не говоря уже о том, что оно символизирует преемственность в отношении работ Курта Левина.
Следующий далее анализ начинается с эпистемологических соображений, призванных наметить какую-то единую перспективу для количественного и качественного знания, согласующуюся с критическим анализом, предпринимаемым современной философией науки. Он приводит к заключению, что, выходя за пределы качественного знания, количественное знание находится в зависимости от него. Эта зависимость слабо представлена в количественной социальной науке. Затем обсуждаются качественные основы количественных социальных наук и роль качественного знания в оценивании программ.