Научный статус нелабораторной социальной науки в лучшем случае сомнителен. Но даже в самых строгих науках теории, которые принято считать истинными, обоснованы совершенно недостаточно и могут рассчитывать самое большее на статус теории, которая «лучше, чем», но не теории, которая «доказана». Всякие обыденные и научные знания гипотетичны. В любых условиях, когда нами, как мы полагаем, добыты новые знания, они получены ценой многих непроверяемых предположений, не говоря уже об их неподтвержденности в данной ситуации. Хотя некоторые предпосылки могут быть проверены по одной или в небольших сочетаниях, это возможно лишь за счет допущения правильности огромного множества других предпосылок. Единичные предпосылки или их небольшие сочетания могут подвергаться апробации, но валидность всей совокупности предпосылок не может быть доказана, она явно страдает недостаточной обоснованностью. Таковы пессимистические заключения большинства современных работ в области философии науки (Quine [75, 76]; Goodman [45]; Hanson [50]; Polanyi [71]; Popper [72, 73, 74]; Toulmin [91]; Kuhn [57, 58]; Feyerabend [39]; Lakatos [59]).
|
|
Но все же наука гораздо лучше невежества и во многих вопросах лучше традиционной мудрости. Наша задача как методологов — найти свой путь между крайностями пассивного скептицизма и наивной доверчивости. Может оказаться полезным опыт эволюционной эпистемологии, поскольку она представляет обыденное знание как основанное на предпосылках, встроенных в сенсорную или нервную систему и в повседневный язык, а эти предпосылки хорошо проверяются и тщательно обрабатываются и таким образом получают косвенное подтверждение посредством естественного отбора в ходе биологической и социальной эволюции 1. В случае на-
_____________________________________________________________________________
1 См. об этом: К э м п б е л л Д. Т. Слепые вариации и селективный отбор как главная стратегия процессов познания. — В кн.: Самоорганизующиеся системы. М., «Мир», 1964; е г о ж е: Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность. Эволюционный аспект. — В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., «Наука», 1979. — Прим. ред.
учных теорий, еще более гипотетичных, процесс естественного отбора получает свое продолжение в выборе между соперничающими теориями из числа существующих (Popper [72, 73, 74]; Campbell [10, 11, 16, 19]; Toulmin [90, 91]; Quine [76]; Caws [28]; Shimony [87]).
При таком подходе, чтобы внести некоторое успокоение в души представителей социальных наук, где для того, чтобы прийти к каким-нибудь выводам, нужно нагромоздить массу предпосылок, конкретные действия «методологии» можно квалифицировать следующим образом. Когда ученый утверждает, что имеющаяся совокупность данных свидетельствует в пользу некоей теории, признание этого утверждения недействительным исходит на практике только от столь же или более правдоподобных объяснений тех же данных. Само по себе существование бесчисленного множества логически возможных альтернатив не является на практике опровержением. Как мы знаем со времен Юма, научные индукции недоказуемы ни дедуктивно, ни индуктивно. Мы не должны позволять нашим критикам приводить конкретные примеры этого общего «недоразумения с индукцией», как будто это является исключительной особенностью нашего исследования или нашей области исследований.
|
|