Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ

План.

1. Предпосылки возникновения педагогической инноватики.

2. Педагогическая инноватика как наука. Объект, предмет, задачи педагогической инноватики.

3. Основные категории педагогической инноватики.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. Инновации при таком подходе рассматриваются как основание изменений в культуре, как распространение особенностей культуры или субкультуры за ее собственные пределы.В начале XX века сформировалась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях – инноватика – возникла как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60 – 70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями.Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества. Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране.Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает «обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны».

Новые подходы к определению инновации возникают, прежде всего, в социологии и педагогике. В социологии образования инновационные процессы стали исследоваться в 60-х годах ХХ века. В середине 80-х годов проводятся широкие исследования различных форм инноваций в педагогике и в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые предложены педагогами и администраторами школ различных ступеней в различных странах, налаживается международное сотрудничество в разработке этого круга проблем. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.

Большое значение имеет рассмотрение вопроса о соотношении традиций и инноваций. Традиции – устойчивый и значимый компонент культуры, который передаётся из поколения в поколение. Инновация – вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальность. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укоренённой традиции.

Первоначально в социологии образования инновации противопоставлялись традициям. «Инновации» и «традиции» - такова бинарная оппозиция, из которой исходят в анализе процессов изменений культуры, содержания образования, системы образования и т.д. Именно из такой концептуальной схемы, где инновация противопоставляется традиции, возникает, в частности, деление всех обществ на традиционные и современные. При этой классификации архаические общества основаны на традиции, а современное общество - на доминировании научных и технических инноваций.

В социологии новый подход к инновационным процессам был связан с противопоставлением инновации и институциализации.

Институализация - процесс закрепления общественных (политических, социальных, экономических, духовных) отношений в нормах (правилах, санкциях и т.п.) права и (или) морали.

Инновация - это такая форма индивидуального или группового поведения, когда отдельный человек или группа достигают социально признанной цели средствами, которые еще не были институциализированы в предшествующем обществе. Инновация оказывается связанной не с диффузией (распространением) культурных нововведений, а с процессами институциализации новых форм поведения.

Развитие социологии организаций привело к изменению толкования инноваций, которые стали рассматриваться как сложный и многоуровневый процесс, внутри которого выделялись различные по своему содержанию акты (открытия, изобретения, технические нововведения, появление нового продукта на рынке, его маркетинг и пр.). Кроме того, поведение человека стало дифференцироваться в соответствии с тем, на что направлена его инновационная деятельность.

2. Педагогическая инноватика как наука. Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.

Под педагогической инноватикой в настоящее время понимают науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики. Как известно, объект – это область действительности, которую исследует данная наука, предмет – способ видения объекта с позиции этой науки.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности; система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).

Задачи педагогической инноватики:

1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.

2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий её осуществления, новых форм её организации.

3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.

4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.

5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.

Исследования инновационных процессов в образовании выявили ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня – методологического. Обоснование методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований.

Чтобы разработать научное обеспечение образовательных инноваций, необходима опора на уже имеющуюся методологическую базу. Для этого уместно использовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики.

Что такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов, на это счёт имеются различные понимания. Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность» и развито позднее В.В.Краевским: «… а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».

Вышеприведённые построения позволяют ввести следующее определение.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, в сферу методологии педагогической инноватики входит система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Растёт потребность в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров - педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций.

В рамках путей решения перечисленных задач рассмотрим проблему типологии педагогических инноваций.

А.В. Хуторской, опираясь на результаты проведённых исследований, предлагает систему педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

Итак, система педагогических нововведений подразделяется на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация, как образовательная рефлексия учащихся, может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

· разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

· обновление содержания образования;

· изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

· совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

· улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

· проектирование новых моделей образовательного процесса;

· обеспечение психологической, экологической безопасности обучающихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

· обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся;

· разработка учебников и учебных пособий нового поколения и другие.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся те инновации, которые затрагивают всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов.

3. Основные категории педагогической инноватики. Рассмотрим понятийный аппарат педагогической инноватики.

ИННОВАЦИЯ (англ. innovation -нововведение) - изменение внутри системы (in - внутри); создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике.

Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ (педагогическое нововведение) - это целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

В научной литературе различают понятия «инновация» (нововведение») и «новшество». Новшество – это средство (новый метод, методика технология, программа, система), тогда как понятие «нововведение» (инновация) определяется как процесс введения этого новшества в практику. Понятия «нововведение» и «инновация» признаются исследователями синонимичными.

Следует также различать понятия «реформа» и «педагогические инновации». Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Педагогические же инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования.

Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).

Педагогические нововведения отличаются от аналогичных процессов в других сферах тем, что объект воздействия инноваций – это развивающаяся, уникальная личность. И любые педагогические нововведения должны быть направлены на совершенствование процесса развития этой личности.

К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

1. в общественном положении образования и уровне финансирования;

2. в структуре системы образования (это весьма подвижный элемент);

3. в содержании образования, то есть в учебных планах и программах (это более стабильный фактор, но и он претерпевает изменения, которые являются результатом открытий в науке);

4. в отношениях между субъектами образовательного процесса (прежде всего, в системе «педагог-учащийся»;

5. в методах обучения и воспитания, педагогических технологиях, а также формах организации учебной деятельности;

6. в оборудовании образовательных учреждний.

Источниками инновационных идей являются следующие:

· социальный заказ, выражающий потребности страны, региона, города, района, села;

· директивные и нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней управления образованием;

· достижения различных наук о человеке;

· опытно-экспериментальная работа психолого-педагогической направленности;

· имеющийся передовой педагогический опыт и зарубежный опыт в сфере образования;

· творчество педагогов и руководителей образовательных учреждений, обусловленное необходимостью преодоления кризисных состояний в педагогической деятельности, поиска нестандартных решений педагогических и управленческих задач, как путь проб и ошибок.

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Наиболее признанными критериями, используемыми для оценивания педагогических инноваций, являются новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения в массовой практике (Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин).

Новизна выступает первым и наиболее очевидным, но не единственным критерием в оценивании инновации. Н.В. Бордовская и А.А. Реан предлагают выделять три вида новизны: - абсолютная новизна (не имеющая аналогов и прототипов); - относительная новизна (в отдельных элементах новшества); - псевдоновизна («оригинальничанье», «изобретательские мелочи», несущественные в педагогическом процессе).

В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов выделяют четыре уровня новизны (в порядке понижения):

1) абсолютная новизна;

2) локально-абсолютная новизна;

3) условная новизна;

4) субъективная новизна.

Абсолютная новизна признаётся за новшеством, которое не применялось ранее и охватывает весь педагогический процесс. Локально-абсолютная новизна подразумевает ограниченность применения новшества возрастными, предметными, территориальными или иными рамками. Условная новизна проявляется, если ранее известная педагогическая идея, концепция или технология находит воплощение в новых условиях. Наконец, новизна носит субъективный характер, когда педагог сталкивается с чем-то новым для себя, даже если это хорошо известно многим его коллегам.

В инновационной деятельности может присутствовать новизна разных уровней, например: абсолютно новая идея реализуется в преподавании отдельного предмета на основе хорошо известных педагогических технологий, при этом, естественно, для педагогов, осуществляющих инновационную деятельность и изучающих опыт коллег, новизна будет являться субъективной. И.П. Подласый считает, что новизна в педагогических инновациях не может быть «абсолютной», поскольку инновационные процессы высокого уровня в современной школе в той или иной мере всегда опираются на старые, многократно проверенные идеи, подходы, принципы, концепции, технологии, обеспечивая тем самым преемственность в развитии образовательных систем.

В частности, среди наиболее продуктивных нововведений он выделяет инновации, основанные на «не новой, но постоянно актуальной и далеко не исчерпавшей себя общей идее и практической технологии оптимизации учебно-воспитательного процесса». Критерий результативности в оценивании инноваций означает наличие устойчивого положительного результата нововведения. При определении результативности важно учесть основные факторы, повлиявшие на результат, а также верность воплощения в практике инновационных идей, концепций, технологий.

Оптимальность как критерий эффективности инноваций отражает соотношение затрат (времени, материальных средств, человеческих ресурсов, умственных и физических усилий и т.д.) и результата. Ю.К. Бабанский, обосновывая принцип оптимизации в образовании и способы оптимизации педагогического процесса, указывает, что оптимальным является учебно-воспитательный процесс, в котором выполняются два основных условия:

1) получение максимально возможных в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени как в классной, так и в домашней работе учащихся.

Основываясь на трудах Ю. К. Бабанского, И. П. Подласого, М. Л. Портнова, В. А. Сластёнина и др., оптимальными можно признать инновации, в результате которых реализуются одно или несколько из следующих условий:

1) снижаются затраты на осуществление педагогического процесса и освобождаются ресурсы для другой деятельности;

2) достижение лучшего результата не требует дополнительных затрат;

3) дополнительные затраты не оказывают негативного влияния на физическое и психическое здоровье детей и окупаются высоким результатом образования, воспитания и развития школьников.

Критерий возможности творческого применения в массовом опыте отражает научно-практическую ценность инновации. Использование этого критерия позволяет выявить степень востребованности инновации в педагогической практике. Очевидно, что ценность оригинальной педагогической идеи тем выше, чем шире круг её применения. Инновация, внедрение которой в массовую практику ограничено специфическими требованиями к личности учителя, сложностью технического обеспечения и дороговизной необходимых материальных средств, особенностями местных условий, менее ценна, даже если она обладает всеми признаками инновационности по предыдущим критериям.

Ключевое понятие в инноватике – инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Инновационный процесс в образованиипроцесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский).

Традиционно под инновационным процессом в педагогике понимается создание, восприятие и применение новшеств.

В данном случае подчеркивается единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике.

Процесс восприятия новшеств – довольно сложный мыслительный процесс принятия решения, который включает в себя пять этапов:

1. этап ознакомления (первичного знакомства) педагога с новшеством: человек впервые слышит о новшестве, но ещё не готов к получению дополнительной информации;

2. этап появления интереса: проявляется заинтересованность и начинается поиск дополнительной информации;

3. этап оценки: педагог мысленно «примеряет» новшество к существующей ситуации, а затем решает, стоит ли опробовать данное новшество. Если он считает, что достоинства превышают недостатки, он решает опробовать новшество. Обычно на этом этапе педагог ищет более специализированную информацию (консультация);

4. этап апробации: новшество применяется в сравнительно небольших масштабах, чтобы проверить эффективность. На этом этапе может произойти отказ от использования новшества;

5. этап окончательного восприятия: педагог принимает решение использовать новшество в полном масштабе.

Инновационный процесс представляет собой динамическую полиструктурную систему. В его полиструктуре можно выделить следующие структуры:

o деятельностную (совокупность мотивов, целей, задач, содержания, форм, методов и результатов);

o субъектную (совокупность всех субъектов осуществляемого в школе инновационного процесса: директора, его заместителей, педагогов, учащихся, родителей, спонсоров, консультантов, экспертов, работников управления образованием и др.);

o уровневую (совокупность уровней участников инновации: а) федерального, регионального, муниципального, школьного; б) администрации, педагогов, учащихся, родителей как субъектов внутришкольного инновационного процесса; в) индивидуального уровня, уровня малых групп, классов, общешкольного уровня и др.);

o содержательную (совокупность компонентов содержания инновационных преобразований);

o управленческую (совокупность управленческих функций и действий);

o структуру жизненного цикла инновации (совокупность этапов развития инновации от возникновения инновационной идеи до её устаревания);

o организационную (совокупность этапов организации инновационной деятельности: диагностика – прогноз – собственно организация – осуществление – обобщение – внедрение) и др.

В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом.

Первый компонент инновационного процесса - новации, т.е. новые идеи; знания - это результат законченных научных исследований.

Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение, или инновация.

Третий компонент инновационного процесса - диффузия инноваций, т.е. распространение уже освоенной, реализованной инновации, применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Таким образом, инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения.

В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования: Первый тип – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д. Второй тип нововведений – инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности. Все многообразие инновационных процессов авторы концепции нововведения (Лапин, Пригожин, Сазонов, Толстой) относят к двум наиболее значимым формам: 1) Простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование предпосылок нововведения – потребности в нем, научное открытие, создание новшества, включая первое его освоение, распространение новшества среди пользователей, использование или потребление новшества. 2) Расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве. Полный жизненный цикл нововведений включает пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис.В настоящее время в научной литературе сложилась следующая схема членения инновационного процесса на этапы: 1 этап – рождение новой идеи и возникновение концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»). 2 этапизобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец. 3 этап – нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы: 4 этапраспространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы. 5 этапгосподства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается это этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным. 6 этап – сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом.

В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Эта система представляет собой единство:

· производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);

· управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).

Гуманистическая педагогика выработала ряд требований к осуществляемому в школе инновационному процессу:

· изменение целевой установки школы;

· переориентация внутренних личностных установок педагога на гуманистическую сущность инновации;

· индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания;

· создание благоприятной социально-психологической и предметно-пространственной образовательной среды;

· обеспечение социальной и психологической защиты детей;

· создание условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика;

· вера в ученика, в его силы и возможности, принятие ребёнка таким, какой он есть;

· обеспечение успешности обучения и воспитания;

· обоснованность уровня развития каждого ученика;

· гуманизация образовательных отношений;

· гуманитаризация образования, усиление его общечеловеческой, межпредметной направленности;

· научно-методическое обеспечение инновационного процесса.

Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развёртке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

· научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

· проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

· образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Проведённый анализ педагогической литературы и результатов изучения педагогического опыта показывает, что инновационной деятельности в общеобразовательной школе присущи следующие проблемы, значительно снижающие эффективность инноваций:

· разрозненность инноваций, отсутствие системы и преемственности в инновационной деятельности;

· формализация инновационной деятельности, проявляющаяся в чрезмерном увлечении внешней стороной новшества, «новизной ради новизны»;

· нарушение принципа природосообразности, слабый учёт возрастных особенностей, перегрузка учащихся, нанесение ущерба здоровью детей;

· слабая связь инновационной деятельности с социальным окружением школы, слабая ориентация на общественную пользу;

· противоречие между гуманистической направленностью современных инновационных идей и устаревшей нормативно-репрессивной системой управления их реализацией;

· низкий уровень профессиональной экспертизы и апробации нововведений, приводящий к тому, что за инновацию выдаётся то, что ею не является;

· недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, приступающих к внедрению инновационных идей, технологий;

· низкая мотивация инновационной деятельности, отсутствие в школе инновационной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: