Данный этап работы, как правило, предполагает реализацию технологии социального патронажа.
Патронаж – это посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную.
Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.
Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.
Адаптационно-реабилитационная цель – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
|
|
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.
Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярно посещаются семьи с детьми-инвалидами – с целью помочь преодолеть психотравмирующие ситуации, реализовать и контролировать систему реабилитационных мероприятий, разрешать социально-правовые вопросы.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.
В целом возможно патронирование любой семьи с любым типом неблагополучия, низкого ситуационно-ролевого статуса.
Один из вариантов регистрации посещений семьи (патронажа) социальным педагогом:
Дата | Причина посещения (в т. ч. указать – плановое в ходе патронажа или внеплановое) | Ф. И. О, должности специалистов, посетивших семью | Описание ситуации | Результат посещения |
В период патронажа изучение динамики ситуации может проводиться не только во время посещения семьи непосредственно на дому, но и в процессе встреч с родителями в ОУ (по инициативе социального педагога, специалиста по охране прав детства). Проводятся беседы с ребенком в ОУ, наблюдение за его социальными контактами, особенностями поведения в школе, а также беседы с педагогами о нем в ОУ.