Анализ тематического содержания статей

Проанализировав 174 статьи из 83 регионов Российской Федерации, я пришла к выводу, что наиболее популярной темой в подобных изданиях является рассказ о выдающихся людях, живущих в данном регионе (14% от материалов раздела «культура, общество»)[2]. Героями подобных статей становятся представители различных профессий, занятий, просто интересные личности. Так, например, в 2003 году газета «Лицеист» рассказала о работе DJ Наиры, Анна Зайдова о творчестве художника Амирхана. В 2008 архангельская газета «Правда Севера» познакомила читателей с семьей Фоминых, содержащих собственную творческую мастерскую. По моему мнению, такое количество статей о жителях регионов обусловлено влиянием социальных черт, присущих людям, живущим в небольших городах и селах.

Второе место по количеству занимают материалы о различных фестивалях, проводимых в регионе (13%). Пик популярности подобных материалов приходится на 2004 год. Костяк этой темы составляют статьи о музыкальных мероприятиях: «Патрон, гитара и «черный тюльпан»» (фестиваль, посвященный ветеранам), «На поэтической тропе наперевес с гитарой» (фестиваль студенческой авторской песни) (Белгород, 2004)… Любит наш народ разные фестивали, а уж музыку хорошую послушать и подавно. Подтверждением тому могут служить и небезызвестные фестивали Нашествие, Максидром, Рок над Волгой, Кубана, которые всегда освещаются региональной прессой.

Третье место в списке тем занимают статьи о театральных мероприятиях (11%). Как не пророчили театру гибель с распространением телевидения, да только храм Мельпомены, к счастью, вечен. Лидером по театральным статьям стал 2012 год, представленный такими статьями, как «С премьерой, «Бальзаковский возраст»!» (премьера нового спектакля) («Вечерний Барнаул»), «Английские гастроли» (лучшими артистами театра Великобритании признаны солисты красноярского театра оперы и балета) «Нашего Красноярского края», и др. С каждым годом статей о театре становится все больше, и меня, как заядлого театрала, не может не радовать подобная тенденция.

Далее по популярности следуют статьи о различных концертах (8%) и выставках (8%). «Способность умно наполнить свободное время – есть высшая ступень личной культуры»[3], - сказал Бертран Рассел[4]. Приятно, что наш народ, интересуясь выставками и концертами, повышает уровень личной культуры. Лидирующим по статьям этой области становится 2011 год, представленный статьями «Айфоны в галерее, бадминтон в балете» (статья об использовании смартфонов и планшетов для просмотра экспозиции), «Новый год культуры» (о задачах культурного центра, новых выставках) («Деловое Прикамье»), «Мой любимый город» (выставка декоративно-прикладного искусства школьников) и «Здравствуй, Дедушка Мороз» (о новогодних представлениях) («Каменские известия»), и др.

Следующую позицию занимает категория «Известные люди»(7%), в которую включены статьи о людях-современниках или исторических личностях, которые известны на всю страну или даже мир. 2007 и 2012 стали лидерами по количеству статей в базе данных. Это и «В России живут всего три гения?» (о списке гениев, составленном британской газетой), и «Трын-трава для Гоголя» (о великом писателе) «Правды Севера», и «Ваенга споет на весь край» (краткая биография Елены Ваенги) «Нашего Красноярского края». Интерес к так называемым селебрити объясняется тягой к новой, незнакомой жизни, к совсем другому слою общества. А уж интерес к историческим персонам обусловлен уровнем культурного развития.

Далее идут статьи о музыке (4%). «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие» - утверждает Томас Карлейль[5]. И я абсолютно с ним согласна, поскольку музыка, как мне кажется, это одно из величайших наслаждений, доступных человеку. И более всего, согласно материалам из базы данных, музыкой в регионах интересовались в 2004 году. «Danger Block поет без фанеры»(о местной музыкальной группе) «Молодежной смены», «Мастер вечных песен» (о музыкальных успехах юного певца) «Молодой палитры», «Мы круто попали» (о «Фабрике звезд») Юлии Весовой.

Следующей остановкой становится категория «Инновационные технологии» (4%). Пик популярности подобных статей приходится на 2004 – год популяризации Интернета – и на последние пару лет – время наибольшего распространения различных технологий и гаджетов. Примерами могут стать «В паутине рунета» (о распространении Интернета в России) «Амурской классной газеты», «Мачо тоже плачут» (о знакомствах в сети) «Купи-продай», «Посмотри человеку в глаза» (опять же о знакомствах) «Студента», и др. По словам Дэвида Линча[6]: «Интернет хорош тем, что сумел собрать огромное количество людей в одном месте. Но он не смог дать им ощущение единства». А как верно сказано. Нам может казаться, что человек, находящийся по ту сторону монитора, совсем рядом, но на деле он так далеко. Нам может казаться, что у нас множество друзей, но все они виртуальны… Несмотря на огромную привлекательность для людей, Интернет и новые технологии все же не стали самой популярной темой для региональных изданий.

Литература и занятия в крае делят одну позицию. Литературные статьи в наибольшем объеме встречаются в 2012 году, а это значит, что интерес к книгам только растет год от года. («Малая родина» – большой стране» - всероссийский конкурс краеведческой литературы - «Делового Прикамья», «Именины детской книжки» - о неделе детской книги - «Вольной Кубани», «Книга для ребенка» - акция Подари ребенку книгу - «Нашего Красноярского края»). Статьи о различных занятиях в крае (а это включает в себя, в основном, какие-либо промыслы или давно сложившиеся традиции) занимают очень важное место в жизни небольших поселков и деревень, жители которых, разумеется, желают сохранить обычаи и передать их следующим поколениям. Пик популярности этой темы – 2004 год («Старинным игрищам – быть!» - о традиционном празднике - Валерия Сидоркина, «Сказка Вуоккиниеми» - об удивительной Вуоккиниеми - Олега Георгиевского, «Спляшем веппскую кадриль!» - о древнем танце - Николая Абрамова). Исторически сложившиеся обычаи – один из важнейших элементов культуры края, а потому очень важно поддерживать их посредством СМИ. Стоит помнить, что «наши традиции нас определяют»[7].

Проанализировав полученные данные, можно прийти к выводу, что более всего в регионах востребована тема жителей этих самих регионов. Людей интересуют люди, их занятия, их судьбы, причем не какие-то звезды, пропиаренные личности, а простые работяги, живущие по соседству. Любопытствуют люди и по поводу фестивалей, выставок, концертов, театральных постановок – в общем, досуг в регионах проводят очень даже культурно.

Чтобы мои предположения не выглядели голословно, привожу таблицу с систематизированными данными. Как было сказано в фильме «Служебный роман»: «Статистика – это наука, она не терпит приблизительности»[8].

Сводная таблица представляет собой систематизированные данные, полученные из анализа тематической направленности статей из региональных СМИ за период с 2003 по 2013 гг. Данная таблица предоставляет доступное отображение количественно выраженных фактов.

Гистограмма наглядно отображает рейтинг популярных среди региональных изданий тем. Позволяет быстро вычислить, что именно волнует регионы более всего.

Диаграмма является дополнением к гистограмме, позволяющим увидеть процентное соотношение частоты написания на темы, затронутые региональными изданиями в течение последних 11 лет.

Сводная таблица по темам статей в регионах за 2003-2013

                        Итого:
Музыка                        
Люди края                        
Известные личности                        
КВН                        
Кинематограф                        
Литература                        
Фестивали                        
Концерты                        
Инновации                        
Реклама                        
Занятия в крае                        
Театр                        
История                        
Выставки                        
Церковь                        
Спорт                        
Язык                        
Город                        
Туризм                        
Живопись                        
Культура                        
Праздник                        
Происшествия                        
Итого:                        

Анализ, приведенный ранее, основывается на данных, предоставленных в таблице, гистограмме и диаграмме, полученных, в свою очередь, в результате изучения базы данных.

Без сомнений, тематика региональных СМИ отличается от столичных – здесь меньше политики, чернухи, криминала, все больше доброты, чего-то светлого, просветительного. Порой кажется, что там, за границами столицы, совсем другой мир. Впрочем, как человек, проживший всю сознательную жизнь в Московской области, регионе, подчиняющемся Москве, могу сказать, что в зависимости от территории мы можем видеть совсем разную жизнь. Даже в моем родном городе, расположенном всего в пятидесяти трех километрах от Москвы, уже чувствуешь разницу. Можно представить, что происходит на периферии.

Суммируя предоставленные факты, можно говорить о той самой культурной пирамиде, о культурной стратификации. Различия в интересах, в предпочтениях, досуге действительно во многом зависят именно от территориальных, социальных и гендерных фактов. К примеру, дети не станут интересоваться политикой, взрослые редко когда прочтут детские книги (если только у них самих нет ребенка), немногие женщины будут заинтересованы в каких-либо технических статьях, а мужчина вряд ли осилит заметку о показе мод или о технике наращивания ресниц. Жители мегаполиса не станут участвовать в традиционном деревенском празднике, а сельчане не станут использовать новомодные гаджеты в повседневной жизни. Различия в культурных интересах так же зависят от воспитания человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: