Методические рекомендации

Проблема сознания — благодатное поле для философских дискуссий. Здесь важно непредвзято анали­зировать противоположные точки зрения, попробовать са­мостоятельно определить собственную позицию. Филосо­фия в принципе не вправе брать на себя окончательное решение вопросов — это делает комплекс наук в единстве с практикой. Философия опирается на конкретно-научные данные и в то же время предоставляет ряд эффективных стратегий исследования. То, что необходим философский подход к проблеме, где дело нельзя решить прямым экспе­риментом, — это не вызывает сомнений. Позиции филосо­фов определяются их отношением к основному вопросу философии. Следует признать, что именно идеализм остро поставил вопрос о роли сознания в человеческой деятель­ности, указал на ряд трудно объяснимых феноменов (сны, предвидение, интуиция и др). Материализм прошлого не смог справиться с этими вопросами. Представления о мате­риальности души или мышления не могли удовлетворить в виду низкого уровня знаний о материи. Не мог в этой ситуации выручить и дуализм.

Генезис сознания. Если идеалистическая философия и не ставила вопрос о происхождении сознания, то материалисти­ческая философия прошлого, хотя и сознавала его неизбеж­ность, не могла решить его. Вместе с тем были плодотворные догадки, например у Дидро, о чувствительности материи. Важный шаг был сделан В.И.Лениным, выдвинувшим гипо­тезу об отражении как общем свойстве материи. Суть его состоит в способности каждого материального объекта (явления) воспроизводить особенности других явлений при взаи­модействии с ними, В дальнейшем философия и естествозна­ние подхватили ленинскую идею и конкретизировали ее, В процессе разработки понятия отражения возникла необходи­мость связать его с понятием информации. В настоящее время большинство исследователей не рассматривают данные поня­тия как конкурирующие. Философы-марксисты видят в тео­рии информации подтверждение ленинских идей. Вместе с тем в вопросе о соотношении информации и отражения много неясного. Одни авторы полагают, что информация возникает лишь на определенном уровне организации материи, другие считают информацию стороной отражения ("отраженное разнообразие") и т.д. Отражение обладает своими качественны ми особенностями на различных уровнях организации мате­рии. Эволюционируя, оно приобретает форму сознания.

Простейшее отражение (в виде механических, физи­ческих, химических взаимодействий) имеет пассивный ха­рактер (отражение на гладкой поверхности воды), оно никак не сказывается на бытии объекта. Раздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определенные внешние раздражители. Чув­ствительность, присущая низшим животным, предпола­гает активность организма, избирательную реакцию на раз­личные факторы (реакция амебы на свет и пр.). Психика, свойственная высшим животным (т.е. животным с нервной системой), включает такие проявления, как ощущения, восприятия, представления и т.п., а также развитую ориен­тировочную деятельность.

Таким образом, формы отражения усложняются с ус­ложнением самих объектов, и роль их в бытии объектов все более возрастает. Все это особенно важно применительно к сознанию. Сознание, присущее людям, есть продукт разви­тия и природы и общества. Оно возникает под влиянием орудийной деятельности, практики человека, сознание не может возникнуть вне общения, общественной среды. От­сутствие общения с людьми в раннем возрасте сказывается на детях непоправимо (дети, воспитываемые в стае волков и т.д.). Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с языком.

Сущность сознания. Необходимой чертой сознания яв­ляется идеальность. Образы тех или иных объектов или их свойств (в виде ощущений, восприятий, представлений) не являются их буквальными копиями. Вопреки мнению ряда философов, считающих, что существует особый мир ощущений, мир понятий и т.п., образы возникают лишь в мозгу человека (в какой-то мере и животного, обладающего психикой) и не существуют помимо него. Это субъективная реальность.

Сознание включает такие компоненты, как мышление, чувства, воля, эмоции. Его можно также подразделить на такие уровни, как бессознательное, подсознательное, со­знательное.

Важнейшим компонентом сознания, его качественной особенностью является самосознание, т.е. рассмотрение и оценка человеком самого себя, анализ собственных мыслей и действий. Познание себя и других людей взаимосвязано и предполагает друг друга.

Сознание и кибернетика. За последние 30 — 40 лет вопрос о сущности сознания часто связывается с перспек­тивами создания "мыслящих машин" (ЭВМ). Если ранее возможность "искусственного интеллекта" (ИИ) категори­чески отрицалась нашими философами, то в последнее время наблюдается более свободное обсуждение этого воп­роса. Видимо, не следует заранее ограничивать возможно­сти ИИ, надо нацеливаться на все более широкое развитие вычислительной техники. Вместе с тем если и допустить принципиальную техническую возможность создания "электронного мозга", то остается еще вопрос о практиче­ской целесообразности этого. Нельзя забывать и о необхо­димости более широкого использования живого мозга.

Вопрос о сущности сознания имеет, таким образом, не только мировоззренческое, но и практическое значение.

Сущность, предмет и принципы теории познания (гно­сеологии). Важнейшим условием ориентации человека в мире является адекватное (правильное) познание действи­тельности. Так или иначе с этим согласны большинство философов, хотя многие из них подчеркивают трудность познания, а некоторые даже отрицают возможность позна­ния. Возможность познания мира в общем оправданно считается мировоззренческой проблемой и является второй стороной основного вопроса философии. Выше говорилось о противостоянии философов, признающих познаваемость мира (таких большинство), и тех, кто отри­цает это (агностицизм). В качестве агностиков ранее тради­ционно называли И. Канта и Дюма. Сейчас фамилия Канта в этой связи упоминается реже. Критика агностициз­ма стала вообще более сдержанной и больше спорят не о возможности адекватного познания, а об использовании достигнутых знаний. Агностицизму (скептицизму) принад­лежит определенная заслуга в борьбе с догматизмом. Но плохо, когда его собственные положения становятся догма­ми. По сути дела диалектико-материалистическая гносеоло­гия является развернутым решением второй стороны основ­ного вопроса философии. В своей основе она представляет собой теорию отражения, ее наиболее разработанную раз­новидность. Ее суть проста и ясна: уж если все материаль­ные объекты обладают способностью отражения, почему это не может человек?

Наряду с общими чертами отражения познанию прису­щи и свои особенности:

1) познание — это наиболее актив­ное отражение, оно осуществляется субъектом, который взаимодействует с объектом;

2) человеческое отражение происходит в форме знания, идеального по своему харак­теру. Остановимся подробнее на этих положениях.

Познание невозможно без субъекта. В роли субъекта выступает прежде всего человек с его потребностями, спо­собностями,"интересами. Субъектом познания выступает и социальная группа, а также общество в целом как носитель определенных знаний и социальных отношений. Объект познания есть фрагмент бытия, выделенный субъектом. Выделение объекта познания, подвергающегося исследова­нию, уже есть проявление познавательной активности. В известном смысле не только субъект не существует без объекта, но и объект - без субъекта (электрон не был объектом исследования для Ньютона, хотя и реально суще­ствовал).

Непосредственная цель познания как отражения есть знание. Знание есть продукт общественной, материаль­ной и духовной деятельности людей, идеальное отражение свойств и связей объектов материальной действительности. Знание — это и предпосылка познания. Познание есть процесс активной деятельности субъекта по исследованию, уточнению и применению знаний.

Чувственное и рациональное познание. Структура, общая последовательность познания вытекает из взаимодей­ствия субъекта (S) и объекта (О)

s-—► о

Всему нашему познанию, всем отражениям (образам) действительности присущи черты как объективного, так и субъективного. Раскрывая более детально процесс позна­ния, мы приходим к классической ленинской формуле: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".

Чувственное познание представляет собой познание в основном путем непосредственного контакта субъекта и объекта с помощью органов чувств. Оно включает следу­ющие основные формы:

1) ощущение — элементарная форма отражения, фиксирующая отдельные свойства предметов (зрительные, осязательные и другие ощу­щения), а зачастую и состояние организма субъекта (чувство боли);

2) восприятие - целостный образ пред­мета на основе суммирования данных наблюдений и их дополнения фактами опыта;

3) представление — устой­чивый, обобщенный образ на основе многократных ощу­щений, который может существовать и при отсутствии предмета, который ранее воспринимался (мечты об отпу­ске и пр.).

Логическое познание (рациональное познание, абст­рактное мышление) — отвлеченное, опосредованное и обобщенное отражение, с помощью языка, существенных свойств и связей вещей. Его основные формы:

1) понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и сущест­венных признаках (фиксируемая в отдельных словах);

2) суждение — форма мысли, в которой что-либо утверж­дается или отрицается (его словесной формой выражения является предложение);

3) умозаключение — форма мыс­ли, в ходе которой из двух и более суждений (посылок) образуется новое суждение, или вывод (так, наблюдая в горах окаменевшие раковины, мы делаем вывод: "Когда-то здесь было море").

Вопрос о соотношении чувственного и логического познания в истории философии решался с различных позиций. Выше уже говорилось о противо­стоянии эмпиризма и рационализма. Можно говорить и о споре между сенсуализмом (Д.Локк), считающим чув­ственное познание главным или единственным способом получения достоверного знания, и рационализмом, все­мерно подчеркивающим значение выводного, логического знания. Правильнее делать упор не на противопоставле­ние отдельных форм и уровней познания, а на их взаи­мосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение. Суще­ствуют такие формы познания, которые не могут быть отнесены однозначно ни к одному из этих уровней (па­мять, воображение, интуиция, о которых речь пойдет в последней теме). Эффективный процесс усвоения знаний должен опираться на единство чувственного и логическо­го познания (наглядность в обучении и т.д.). В анатомо-физиологическом плане чувственное познание связывают с правым полушарием, логическое — с левым. Согласо­ванное их функционирование, гармоническое развитие необходимы для любой профессии и нормальной жизне­деятельности.

Практика и ее роль в процессе познания. Марксизм впервые ввел понятие практики в гносеологию. При этом пришлось преодолеть созерцательность прежнего материализма, рассматривавшего познание как воздействие внеш­него мира на субъекта, а также учесть достижения и одно временно ограниченность идеализма, подчеркивавшего ак­тивность субъекта, но лишь духовную. Вклад К.Маркса осваивается и мировой философией. Интенсивность иссле­дований некоторыми школами в данном направлении зача­стую выше, чем в марксистской философии (прагматизм, группа "Праксис" в Югославии).

Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру. В отличие от приспособительной деятельности животных, человеческая деятельность име­ет активный, творческий характер. Практика есть мате­риальная, общественная деятельность человека, направ­ленная на преобразование окружающей среды (природ­ной и социальной) в соответствии с его идеалами. Это основной способ бытия человека, его самоутверждения. Относительно самостоятельный фрагмент практики, отнесенный к конкретному объекту, характеризуется как опыт. Опыт есть единство знаний и умений, результат деятельности. Основные формы практики: производство материальных благ, общественно-политическая деятель­ность, эксперимент.

В процессе познания практика выступает в роли основы познания, ставя перед субъектом проблемы и одновременно давая средства для их решения, цели познания и критерия истины, т.е. мерила для разграничения истины от заблуж­дения и лжи. Таким образом, практика всесторонне опре­деляет процесс познания. Познание совершенствует и на­правляет практику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: