Общество как система и его подсистемы. Человеческое общество есть своеобразная сфера бытия, относительно обособленная от природы. Оно представляет собой высший вид организации материи. Социальные системы отличаются большой динамичностью и разнородностью, в них сочетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и планомерное. Трудно со всей строгостью провести структурный анализ общества. В известной мере этому отвечает выделение подсистем (сфер) общественной жизни: экономической, политической, духовной и культурной.
Общественное производство. Материальное производство. Хотя философским осмыслением производства занимались многие философы (Ксенофонт, ученик Сократа, французские материалисты и т.д.), вклад марксизма в этом отношении трудно переоценить. Производство рассматривается как общественный процесс, т.е. процесс производства людьми своей социальной жизни. Оно не сводится к производству материальных благ, а включает и производство духовных ценностей, общественных отношений, самих людей. Общественное производство подразделяется на материальное и духовное.
Материальное производство есть необходимое условие существования общества и человека. Весь образ жизни, вся жизнедеятельность людей зависят от того, каким образом люди в каждую историческую эпоху производят материальные блага. Материальное производство дает средства деятельности, создает условия для духовного производства. Именно поэтому его считают основой общественного развития.
Для более конкретной характеристики исторически изменяющегося: материального производства выделяется понятие способа производства. Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы выражают активное отношение общества к природе, их важнейшими компонентами являются люди и средства производства. Ведущая роль принадлежит "личностному элементу". В литературе указываются и другие элементы производительных сил (наука, организация производства и пр.)- Однако соотнести их с ранее названными элементами производительных сил очень трудно. Производственные (экономические) отношения - это отношения между людьми по поводу производства. К ним относятся прежде всего отношения к средствам производства, или формы собственности, а также отношения распределения, обмена и потребления.
Самое главное для философии - не детальный анализ производительных сил и производственных отношений самих по себе - это должны делать экономические и технические науки, а рассмотрение их взаимосвязи. Ее суть: определяющая роль принадлежит производительным силам, производственные отношения в свою очередь влияют на развитие производительных сил, они не могут опережать развитие производительных сил. Вопрос этот очень актуален. Отметим лишь, что в недавнем прошлом в нашей литературе говорилось об антагонистических противоречиях между производительными силами и производственными отношениями капиталистического общества. Применительно же к социализму речь шла о несоответствии между гигантски развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Весьма конъюнктурными были и оценки конкретных мер по преодолению этого отставания.
Общественно-экономическая формация. Рассматривая общество как естественно исторический процесс, т.е. в известном смысле по аналогии с естествознанием, и в то же время, учитывая его специфику, К.Маркс разработал понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), под которым понимается детерминированный способом производства конкретно-исторический тип общества. Интегрирующим фактором общества являются материальные, производственные отношения. Именно они и выступают основным критерием сопоставления социальных явлений. Благодаря этому открывается возможность познания законов общества. К.Маркс наметил классификацию ОЭФ как стадий единого исторического процесса. Эта классификация не была линейной, напротив, применялось несколько не совпадающих друг с другом принципов членения (по типу собственности, совмещение исторического и географического принципов и др.). Однако концепция Маркса была затем догматизирована и представлена в виде пресловутой пятичленки: первобытная... и т.д. вплоть до коммунистической. В настоящее время марксисты, не отвергая понятие ОЭФ, ищут пути его согласования с исторической реальностью (неодинаковая роль экономических отношений в образе жизни различных народов, разные варианты развития, существование в одно и то же время чуть ли не всех разновидностей ОЭФ и т.д.). Высказываются и суждения о принципиальной ограниченности формационного анализа и необходимости общецивилизационного подхода.
Структура ОЭФ. Базис и надстройка. При анализе структуры ОЭФ ученые предлагают различные подходы. Наиболее естественный — выделение базиса и надстройки. В основе этих понятий лежит представление о двух качественно различных типах общественных отношений — материальных и идеологических. Материальные отношения складываются, не проходя предварительно через голову людей, по крайней мере они не осознаются в полном объеме. Таковы производственные отношения, включая особенно отношения обмена и потребления. Идеологические же отношения, например политические, предварительно осознаются, зависят от общественного сознания. Теперь можно определить понятия базиса и надстройки. Базис — это экономический строй (экономическая структура) общества, система производственных (материальных) отношений. Надстройка же включает общественное сознание, т.е. идеи, взгляды, теории (политические, правовые, философские, этические, религиозные и т.д.), идеологические отношения (политические и правовые, моральные и религиозные и т.д.) и ряд соответствующих учреждений (государство и партии в сфере политики, суд и прокуратура в сфере права, научные, философские и другие учреждения). Таким образом взаимоотношение базиса и надстройки имеет следующий вид.
Нетрудно понять, что категории ''базис" и "надстройка" отличаются от категорий "общественное бытие" и "общественное сознание". Базис — только один из моментов общественного бытия, куда входят, например, и производительные силы. В свою очередь понятие надстройки шире понятия общественного сознания. В нее входят и вполне материальные явления, например учреждения.
Базис порождает надстройку, определяет ее существенные особенности, а та в свою очередь воздействует на базис, укрепляя ее. Такова суть взаимодействия базиса и надстройки. Надстройке присуща и относительная самостоятельность, своя "внутренняя логика" развития.
Наиболее тесная взаимосвязь существует между базисом, с одной стороны, и политической и правовой частями надстройки — с другой. В связи с этим актуален вопрос о взаимоотношении экономики и политики. Политика вторична по отношению к базису, зависима от него. Вместе с тем политика, будучи наиболее активной частью надстройкой может обеспечить условия для развития нового базиса или тормозить его. Роль политики особенно возрастает в переходный период общественного развития. Не менее актуален вопрос о взаимоотношении экономики и права.
Эволюция и революция. Марксисты всегда подчерки вали свою приверженность революции. Взаимосвязь эволюции и революции может быть в какой-то мере понята на основе диалектики количественных и качественных изменений: эволюция есть количественное изменение, т.е. сравнительно плавное, постепенное развитие, революция — качественное изменение, скачок. Такое понимание при всей его естественности нуждается в уточнении, поскольку надо учесть сложность строения общества, деятельность людей, неоднозначный характер общественных изменений и т.д. К.Маркс связывал социальную революцию с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Социальная революция рассматривалась прежде всего как революция политическая, как смена власти. Революционный класс разрушает прежнюю политическую и правовую надстройку (прежде всего государство) и создает новую, способствующую становлению нового базиса. Отсюда же следуют разновидности социальных революций, получающие название по той формации, которую они открывают. Наиболее изучены буржуазные и социалистические революции В.И.Ленин развил это учение, выделив объективные предпосылки революции (революционную ситуацию) и субъективный фактор (деятельность передового класса и его партии), который позволяет ее использовать. Революционная ситуация связывалась с кризисом общества, что в общем находило историческое оправдание. В научной литературе и в прессе эти положения критически осмысливаются. Многие выступают против отождествления революции с вооруженным восстанием, предвидя возможность мирного осуществления революции. Существуют и огульные осуждения революции (Н.Бердяев), с чем трудно согласиться.
В литературе анализируется и возможность радикальных, преобразований в пределах одной формации. Однако в таком случае о чем идет речь — о революции или реформе? Наряду с политической революцией анализируются и другие виды революций (культурная, революция в образовании, научно техническая и пр.).
Понятия культуры и ценности. Понятие культуры многозначно. В античности под ним понимали уход, возделывание, обработку, противопоставляя природе (натуре). Очевидно, такой подход недостаточен. Противопоставление культуры природе не позволяет понять происхождение и пути развития культуры, не нацеливает на гармонию общества с природой. В качестве одного из определений культуры можно принять следующее: культура — это созданная человеком совокупность материальных и духовных ценностей, навыков, способов их производства и ис пользования в целях общественного прогресса. При таком понимании культура выступает как определенный аспект общества и вместе с тем как мера развития человека. Понятие культуры связано с понятием ценности. Под ценностью понимается своеобразная форма отношения между субъектом и объектом, когда они удовлетворяют потребности субъекта. Философское учение о ценности называется аксиологией.
Ценности различаются по своему характеру: материальные и духовные, "предметные" и "субъективные". На каждом этапе общественного развития они выстраиваются в определенную систему, существенным моментом которой выступает сравнительное место отдельных ценностей по отношению друг к другу, т.е. иерархия. Принципы построения этой иерархии во многом субъективны, хотя имеют объективную основу. В настоящее время наивысшей ценностью выступает человеческая жизнь. Вообще же каждый человек стихийно или сознательно избирает для себя шкалу оценки. Это касается и общества в целом. Производимые периодически изменения этой шкалы характеризуются как переоценка ценностей, роль которой вслед за киниками подчеркнул Ф.Ницше.
Исходя из различия между материальными и духовными ценностями, различают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных ценностей, способ их производства и овладения ими (прежде всего сюда входит техника). Духовную культуру определяют как совокупность духовных ценностей, т.е. знаний, форм мышления, сфер идеологии и способов деятельности по их созданию. Эти различия условны: материальные ценности не могут быть созданы и освоены без напряжения человеческого духа; продукты же духовной культуры всегда обеспечивает материальную форму, а сама она требует материальной основы для своего осуществления.
Для более конкретной, дифференцированной оценки культуры рассматриваются ее различные ''срезы" и типы. Понятие культуры часто сопоставляют с понятием цивилизации. Термин "цивилизация" употребляется, как правило, в следующих значениях:
1) синоним культуры;
2) внешнее выражение культуры;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством. Понятие цивилизации нередко применяют в нейтральном, или негативном смысле, тогда как понятие культуры - неизменно в позитивном и возвышенном. Это преувеличение. Вместе с тем нельзя не видеть глобальных проблем цивилизации, отражающих несовершенство общественного устройства и требующих для своего решения согласованных усилий всего человечества.
Социальная детерминация культуры. Определение культуры как социального явления позволяет перейти к выяснению закономерностей ее развития. Различают внутреннюю и внешнюю детерминацию культуры. Под внутренней детерминацией понимают, прежде всего, историческую преемственность в развитии, культура способствует передаче ценностей от одного поколения к другому, служит созданию фонда общечеловеческих ценностей. Сюда же относится дифференциация культуры на различные на правления, подсистемы и т. д. и взаимодействие между ними. Каждой культуре свойственна тенденция самосохранения, отторжения чуждых влияний и в то же время ассимиляция достижений других культур. К внешней детерминации относится прежде всего воздействие материального производства и экологических отношений. Разделение труда, и в особенности отделение умственного труда от физического, сказывается на культуре двояко: способствуя возникновению наук, прогрессу искусств и ремесел, оно в то же время ведет к одностороннему развитию личности, отчуждает широкие массы от культурных ценностей. На развитие культуры влияет и идеология, ориентируя творцов в определенном плане, объединяя или разобщая их и т.д.
Типы культуры. Наряду с разделением культуры на материальную и духовную в культурологии и философии выделяют различные типы культур. В марксистской философии сложилась традиция представлять типологию культуры в соответствии с ОЭФ (первобытная, античная и т.д.).
Такое деление следует проводить с определенными коррективами и не абсолютизировать его, учитывая непреходящее, общечеловеческое в культуре. Применяются также географический и национальный принципы членения культуры (западная и восточная и т.д.), по степени зрелости и т.д. Задача подобных типологий состоит в том, чтобы лучше выяснить взаимодействие культур, их динамику.
В классовом обществе культуру подразделяют также на "элитарную", находящуюся в распоряжении верхушки, и "массовую", предназначенную для социальных низов. Различают также научно-техническую и гуманитарную культуру и пр.