Социальное взаимодействие

Если социальная деятельность является базисной для со­циального отношения, то само социальное отношение - это всего лишь абстрактная основа для формирования конкретного социального взаимодействия. Ин­дивид может иметь отношение к далеко в пространстве и вре­мени отстоящему субъекту (мое отношение к Пушкину, к Шекс­пиру, к Кипру, к хунвейбинам Китая и т.д.), но взаимодействия здесь нет. Правда, надо видеть и конкретные слагаемые вза­имодействия как сложного процесса, где возможны действие, содействие, противодействие. Взаимодействие включает в себя весь диапазон активных социальных отношений. Элементарной его формой является социальный контакт, социальное общение, например, с пассажирами в автобусе или прохожими на улице. Даже приветствие знакомым на улице - это контакт, но не вза­имодействие. Кратковременное общение с приятелями - это тоже не взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это достаточно регулярное, си­стематизированное, взаимно заинтересованное активное дей­ствие, содействие или противодействие социальных субъектов (партнеры или конкуренты). Происходит как бы обмен действи­ями разного характера. Это очевидно, например, для отноше­ний начальника и подчиненного, учителя и ученика, Предсе­дателя Думы и депутатов, Премьера и министров, бригадира и членов бригады, режиссера и актеров и т. д. Иначе говоря, все­гда предполагается некое общее поле взаимодействия, общее поле деятельности: Дума, театр, фирма, школа и пр., т.е. тот или иной социальный институт, в рамках которого существу­ют отношения и осуществляются взаимодействия входящих в него субъектов.

В последнее время все чаще разграничивают, например, та­кие понятия, как «информация» и «коммуникация». Если информация имеет однонаправленное движение (от отправи­теля к адресату), то коммуникация предполагает прямую и обратную связь отправителя и адресата. При этом они постоян­но меняются местами, между ними происходит обмен инфор­мацией - это вид информационного взаимодействия.

Для социологического исследования имеют значения такие характеристики социального взаимодействия, как формальное или неформальное, непосредственное пли опосредованное, ре­гулярное пли эпизодическое, личностное или знаковое (пере­писка), партнерское или конкурентное. Все это очевидно, на­пример, при изучении взаимодействий партий, блоков, движе­ний, лидеров в ходе избирательной кампании. Здесь большое значение имеет социальный имидж субъекта, его цели и про­граммы, состав его электората, финансовое состояние, связь со средствами информации и коммуникации. Неудивительно, что социологи и социальные психологи все чаще и активнее включаются в этот процесс и даже определяют его итоги (выбо­ры мэра П. Новгорода).

Ход развития общественной жизни требует подготовки и спе­циалистов нового профиля: политический имиджмейкер, поли­тические менеджер, социальный маркетолог и др. Очевидно, что социология как комплекс­ная наука; закономерно дифференцируется в соответствии с по­требностями жизни.

Следует заметить, что вопросы социальных отношений и со­циального взаимодействия связаны с социальным дей­ствием и поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: