Если социальная деятельность является базисной для социального отношения, то само социальное отношение - это всего лишь абстрактная основа для формирования конкретного социального взаимодействия. Индивид может иметь отношение к далеко в пространстве и времени отстоящему субъекту (мое отношение к Пушкину, к Шекспиру, к Кипру, к хунвейбинам Китая и т.д.), но взаимодействия здесь нет. Правда, надо видеть и конкретные слагаемые взаимодействия как сложного процесса, где возможны действие, содействие, противодействие. Взаимодействие включает в себя весь диапазон активных социальных отношений. Элементарной его формой является социальный контакт, социальное общение, например, с пассажирами в автобусе или прохожими на улице. Даже приветствие знакомым на улице - это контакт, но не взаимодействие. Кратковременное общение с приятелями - это тоже не взаимодействие.
Социальное взаимодействие - это достаточно регулярное, систематизированное, взаимно заинтересованное активное действие, содействие или противодействие социальных субъектов (партнеры или конкуренты). Происходит как бы обмен действиями разного характера. Это очевидно, например, для отношений начальника и подчиненного, учителя и ученика, Председателя Думы и депутатов, Премьера и министров, бригадира и членов бригады, режиссера и актеров и т. д. Иначе говоря, всегда предполагается некое общее поле взаимодействия, общее поле деятельности: Дума, театр, фирма, школа и пр., т.е. тот или иной социальный институт, в рамках которого существуют отношения и осуществляются взаимодействия входящих в него субъектов.
|
|
В последнее время все чаще разграничивают, например, такие понятия, как «информация» и «коммуникация». Если информация имеет однонаправленное движение (от отправителя к адресату), то коммуникация предполагает прямую и обратную связь отправителя и адресата. При этом они постоянно меняются местами, между ними происходит обмен информацией - это вид информационного взаимодействия.
Для социологического исследования имеют значения такие характеристики социального взаимодействия, как формальное или неформальное, непосредственное пли опосредованное, регулярное пли эпизодическое, личностное или знаковое (переписка), партнерское или конкурентное. Все это очевидно, например, при изучении взаимодействий партий, блоков, движений, лидеров в ходе избирательной кампании. Здесь большое значение имеет социальный имидж субъекта, его цели и программы, состав его электората, финансовое состояние, связь со средствами информации и коммуникации. Неудивительно, что социологи и социальные психологи все чаще и активнее включаются в этот процесс и даже определяют его итоги (выборы мэра П. Новгорода).
Ход развития общественной жизни требует подготовки и специалистов нового профиля: политический имиджмейкер, политические менеджер, социальный маркетолог и др. Очевидно, что социология как комплексная наука; закономерно дифференцируется в соответствии с потребностями жизни.
Следует заметить, что вопросы социальных отношений и социального взаимодействия связаны с социальным действием и поведением.