Под социализацией понимают процесс накопления людьми опыта и социальных установок соответствующих определенным социальным ролям.
Выделяют начальную, охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию.
Процесс начальной социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижением интегрального социального статуса. Достижение последнего обычно предполагает:
* · умение распоряжаться деньгами независимо от других
* · возможность обеспечивать себя средствами к существованию
* · проживание отдельно от родителей
* · самостоятельность в выборе образа жизни
* Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоение межличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений.
Социализация проходит этапы совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность, зрелость и старость.
|
|
Социализация - процесс, который идет всю жизнь, но наиболее интенсивно он идет в детские и юношеские годы. Орвиль Г. Брим- младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей:
1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская - корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети - только усваивают их.
3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между “черным” и “белым” есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно - через идеал.
4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей - на мотивацию их поведения.
Роджер Гоулд полагал, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет процесс преодоления психологических тенденций сложившихся в детстве.