Понятие социальной мобильности
Социальная мобильность - сравнительно молодое понятие всоциологии. Хотя оно выражает очень простую сторону бытия человека - его движение, его перемещение, смену им социальных состояний, хотя это давно известное в истории философии и социологии обстоятельство, тем не менее понятие социальной мобильности обязано своим появлением потребностям конкретизации введенного нового понятия социальной стратификации.
Если отправляться от общефилософского смысла мобильности (а социология базируется на философии), то это понятие вместе с родственными ему понятиями движения, перемещения, изменения, противостоит противоположным понятиям покоя, устойчивости, стабильности. В социологическом плане уместно говорить о полярности «социальная мобильность - социальная стабильность».
Методологические основы понимания этой полярности заключаются в диалектической трактовке единства покоя и движения, устойчивости и изменчивости, стабильности и мобильности, порядка и беспорядка, логоса и хаоса и т. д. Все это можно найти уже в древних философских учениях. Проблема всегда заключалась в том, чтобы понять единство полярностей, потому что концепция стабильности (постоянства) омертвляла реальность, а концепция мобильности (изменчивости) релятивистски ее толковала. Одни говорили, что все постоянно, а другие - все течет и изменяется. Со времен Гераклита необходимо было понять, что мир, все явления находятся в этих двух состояниях: покоя и движения, стабильности и мобильности, устойчивости и изменчивости.
Эти общие положения применимы к характеристике социума, социальных субъектов в виде индивидов и общностей. Если сам социум изменчив, то и его индивиды отражают в себе эту изменчивость. Если социум постоянен по своей структуре и функциям, то и его субъекты характеризуются стабильностью.
Чисто эмпирический анализ показывает, что индивид в ходе жизни меняет свой статус, функции, профессии, отношения, вкусы, ориентации и т.д., т.е. меняется. Мобильность - широкое социальное понятие, имеющее отношение к многомерности бытия индивида. Тем не менее когда говорят о социальной мобильности, то в соответствии с жестко заданной моделью социальной стратификации имеют в виду вертикальные и горизонтальные (по стратам) перемещения членов общества. Понятие мобильности получает конкретную социологическую «прописку»: социальные перемещения. Этот момент хорошо описан известным советским социологом М.Н. Руткевичем (см.: Руткевич М.Н., Филиппов Ф.П. Социальные перемещения. - М., 1970).
Вертикальная мобильность - это продвижение человека (группы) по служебной лестнице, карьера индивида, разумеется, с двумя вариантами: вверх - вниз, возвышение - падение, обогащение - разорение и т.п. Горизонтальная мобильность -это миграция индивида из одного пункта в другой, из одной партии в другую, из одной профессии в другую, смена религии, места работы, семейного положения и т.п.
Для общесоциологического анализа общества, его субъектов этот момент может не представлять теоретической ценности, но прикладные социологические исследования (социология семьи, социология образования, социология труда и пр.) учитывают этот показатель для конкретного социального портретирования категорий граждан в их динамике, а не статике.
Социальная мобильность как горизонтальные и вертикальные перемещения граждан может характеризовать не только индивидуальные движения (ученик - студент - инженер - начальник цеха - директор завода - министр), но и групповые: блокировки партий, объединения движений, союзы обществ. Такие социальные перемещения наиболее явны в критические или переходные состояния общества. В этом процессе перемещений, смены позиций, программ выявляется лицо социальной группы, ее позиция, ее кредо, а значит, и ее электорат. Лидеры движений должны понимать, что смена позиций «верхнего эшелона» будет определять и переориентации «низшего эшелона», электората, избирателей, массы людей. Все это хорошо видно на примере России, находящейся в состоянии «общества переходного типа».
Социальная мобильность граждан и общностей обусловлена объективными и субъективными факторами: изменение социально-экономической ситуации в стране или изменение социально-политических ориентации лидера и политической элиты. Здесь важны те критерии, которые разработаны в теории социальной конфликтологии: консенсус, компромисс, конфронтация, катастрофа. Движение в позитивном (консенсус и компромисс) или негативном (конфронтация и катастрофа) направлении определяет социальное лицо лидера и движения.
Социальная мобильность характеризует не только верхние, поверхностные, надстроечные течения политического, идеологического, религиозного, нравственного, художественного характера, но и нижние, фундаментальные этажи социума: экономика, собственность, имущественное положение, статус в структуре управления. Движения, перемещения в этих нижних этажах общества определяют и смену «верхних этажей»: мораль, религия, политические взгляды, образ жизни, имидж и пр. Множество примеров можно найти в нашей современной России. Называть их - значит замыкаться на конкретике, на тех реалиях, которые меняются очень быстро.
В обшесоциологическом аспекте социальная мобильность может рассматриватсямногомерно. Здесьследует учитывать ряд параметров:
- транспортные перемещения (город, село, регион, страна, микрорайон и т.п.);
- профессиональные перемещения (учитель, дворник, врач, предприниматель, директор, столяр, шофер и пр.);
- социально-статусные перемещения (бригадир, мастер, начальник смены, начальник цеха, директор, управляющий, депутат городской Думы, министр, президент и пр.);
- межличностно-бытовые перемещения (знакомый, приятель, товарищ, друг, супруг, соратник, соперник, конкурент, оппонент и пр.);
- социально-экономические перемещения (богатый, бедный, имущий, наемный работник, свободный гражданин, собственник, неимущий и пр.).
Этот ряд может быть продолжен, потому что общество само есть многомерная система. По крайней мере, уже в пределах основных сфер общества можно констатировать межеферную и внутрисферную мобильность.
Межсферная мобильность - это переход индивида из одной сферы общественной жизни в другую: художник становится преподавателем искусства в вузе, ученый становится главным конструктором завода, юрист превращается в управленца, учитель становится ученым, строитель - президентом и т.п.
Внутрисферная мобильность - это переход индивида из одной профессии в другую в данном роде деятельности, в данной сфере: учитель математики превращается в учителя физики, директор техникума становится директором департамента образования, физик превращается в философа, футболист становится хоккеистом, терапевт становится хирургом и т.п.
Названные метаморфозы не надуманы. Сама реальная жизнь с ее динамикой постоянно ставит любого человека перед необходимостью определения, корректирования своего жизненного пути, смены профессии, перехода из одной сферы в другую. Нельзя сказать, что такие метаморфозы проходят безболезненно для индивида. Важно другое: сама внутренняя готовность (потребность и способность) индивида к таким социальным перемещениям. Затормозить мобильность жизни нельзя. Значит, своей мобильностью надо соответствовать ее динамике. Концепция всестороннего развития личности и работает на эту идею -идею универсальной готовности к социальным изменениям. Все виды учебных заведений должны в своих планах и программах отражать эту закономерность и готовить гибких, пластичных, универсальных, а не односторонне развитых «профессиональных роботов». Эта закономерность в ее экстраполяции на XXI век хорошо выражена академиком П.Л. Капицей: в соревновании стран победит та, которая обеспечит всестороннее развитие своих граждан. Похоже, что японцы усвоили эту истину.
Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности.
Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.
Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями.
В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально - политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так революционные события 1917г. привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на государственно-политический Олимп новых социальных слоев, с новой культурой и мировоззрением. Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния, жесткой борьбы и является очень болезненной.
Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время.
Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы.
Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры,
обосновавшейся у власти в советский период, так и путем обращения части последней в новую веру, т.е. путем ее перехода в состояние либо новоявленного предпринимателя, либо демократа.
Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы: работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные группы. Опускание социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту социальной иерархии.
Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально- экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во - вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентация и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.
Перемещение в экономической, политической и профессионально - статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причины этого во взаимодействии факторов, их вызывающих: изменения в социально - экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так, осуждающе недоверчивое отношение россиян к предпринимателям начало меняться в сторону одобрения, и даже надежды, связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция, как свидетельствуют социологические опросы, проявляется в молодежной среде, менее связанной с идеологическими предрассудками прошлого.
Поворот в массовом сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с возвышением класса предпринимателей, с его приходом на высшие социальные ступени.
Факторы и мотивы социальной мобильности
Человек живет в обществе, не зависеть от которого он не может; он общественное, коллективное, соборное существо. Его статус и роли определяются той социокультурной средой, в которой происходит его социализация. Индивид может выбирать цели своего жизненного пути, избирать свои жизненные ориентиры, но социум, система его сложившихся институтов ограничивает выбор. Можно хотеть стать дизайнером, визажистом, менеджером, культурологом, системологом, маркетологом и т.д. Но если в обществе нет соответствующих вузов, факультетов, то мечта останется неосуществимой. Преодолеть эту социальную ограниченность можно двумя способами: а) получение соответствующего образования за границей и б) самообразование в данной области. Мы знаем примеры и того и другого, но это не массовое, а исключительное явление.
Сложнее с вертикальным продвижением. Здесь можно выделить экономический и социальный аспекты. В экономическом отношении движение по вертикали требует от индивида способностей к обогащению за счет честных (энергия, предприимчивость, деловитость, личные связи) и нечестных (воровство, махинации, криминал) факторов. Примеров первого и второго типа людей в стране и за рубежом достаточно много.
В социальном отношении движение по вертикали тоже оказывается двояким: честным и нечестным. Уже давно стало ходовым выражение «политика - грязное дело». Честные способы движения в социальной вертикальной плоскости, несомненно, есть, и здесь не место приводить конкретные фамилии, как и примеры противоположного рода: история все расставит по своим местам. Социология - не историческая, а теоретическая дисциплина. Ей важно обозначить варианты, типы, виды, способы, формы социального перемещения.
Если говорить о мотивах (а это субъективная форма потребности), то в конечном счете все мотивации сводятся к трем.
А. Мотив обогащения: смысл бытия человека связывается с производством богатства в натуральной (вещи) или знаковой (деньги) форме. Принцип обладания натурально-знаковым богатством универсально развертывается в социальной среде, охватывает все ее подсистемы или сферы общественной жизни: цель экономики прибыль, цель науки - богатство, цель искусства - деньги, цель спорта - богатство, цель медицины - обогащение, цель педагогики - подготовка производителя богатств. Богатый человек - это человек, обладающий богатством, имуществом. То есть богатство человека рассматривается как его внешний, а не внутренний атрибут, как его околобытие, а не бытие. «При ориентации на обладание,- пишет Э. Фромм,- нет живой связи между мной и тем, чем я обладаю. И объект моего обладания, и я превратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, т.е. психическое здоровье, основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого продуктивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна».
Человек становится рабом вещей. Формируется социальная среда рабства перед вещами, среда культа богатства.
Б. Мотив обретения: смысл бытия человека связывается с господством, с властью над другими, с производством и воспроизводством власти, т.е. уже не столько материальных благ, сколько социальных формирований, политических структур, социальных институтов. Уже не богатство является целью, поскольку богатство можно отнять, а господство, власть. Материальное богатство здесь становится вторичным, производным от власти.
Людям внушается идея господства и подчинения, ореолом идеальности венчается сильный господин и послушный подчиненный. Такое разделение подается как вечное, неизбежное; эта идея пропагандируется и утверждается всеми сферами и средствами, особенно наукой, искусством, педагогикой, управлением. Социальная среда, построенная на концепции власти, неизбежно рождает бюрократическую систему с ее многообразными формами: «начальник - подчиненный», «диктатор - народ», «государство - общество», «руководитель - исполнитель» и пр.
Здесь тоже человек из субъекта превращается в объект: в объект подчинения, господства, послушания, исполнения, в социальный винтик властной системы. Человек становится рабом власти, формируется социальная среда рабства перед властью, среда культа власти.
В. Мотив гуманистического развития: смысл бытия человека -сам человек; самоцель исторического развития - развитие богатства человеческой природы, универсальное выявление и развитие всех способностей и потребностей человека, каждого человека. Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех; не может быть свободен народ, угнетающий другие народы; не может быть свободен человек, угнетающий других людей. Всечеловеческие символы богатства (вещи и власть) отрицаются богатством самого человека. Отношения людей, опосредованные вещами или властью, отрицаются отношением людей как людей: гуманистическое отношение «человек - человек».
Здесь человек торжествует как субъект во всех отношениях. Формируется социальная среда торжества человека, гуманистическая социальная среда.
Нетрудно увидеть в истории человечества ориентации на две первые системы ценностей. Из-за этого мы и видим свыше 15 тыс. войн в истории планеты: за богатство и за власть. И всегда страдал человек.
Если говорить о факторах социальной мобильности, которые детерминируют субъективные мотивации, то здесь опять, как во многих других разделах, мы выходим прежде всего на факторы экономического характера: собственность, доходы, имущественное положение, зарплата, налоги и т.п. В вертикальной стратификации все это достаточно очевидно: мой доход, моя собственность обеспечивает мне переход от одного низшего слоя к другому - высшему. В горизонтальной структуре экономический фактор тоже начинает доминировать: если дворник начинает получать 500 руб., а учитель в школе - 400 руб., то последний ущемлен и хочет стать дворником. Если физик-атомщик получает 550 руб., а девочка из банка - 3000 руб., то естественно стремление к социальному перемещению. Ситуация сложна не по параметру способности, а по параметру потребности. На эту проблему наша социология еще не вышла, хотя она очевидна: две родовых сущностных силы человека сталкиваются обстоятельствами нашего бытия.
Конечно, человек в течение жизни постоянно сталкивается с системой исторически сложившихся социальных институтов (семья, армия, школа, вуз, государство, завод, фирма, банк ит.п.), которые, по определению П.Сорокина, являются своеобразными «социальными лифтами» перемещения. В лифт впустят не каждого. Нужен социальный статус, а он определит и «этаж» подъема. «Лифтер» выполняет функцию социального фильтра (Р.И. Никифоров). Социальное перемещение, социальная мобильность оказываются детерминированными не только волей субъекта, но и той социальной средой, в которой он функционирует. И это тоже проблема социологии. Она звучит очень просто: «вход в социальный институт и выход из него» (в партию, в касту, в движение, в профессию и т.н.). Теория инстнтуционализации личности только еще начинает разрабатываться в отечественной социологии.
Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство, доход, власть и престиж. Социальная мобильность - изменение социального положения людей. Различают:
демографическую, географическую и социальную.
индивидуальную и групповую.
внутри поколеннную и межпоколенную
вертикальную и горизонтальную.
восходящую и низходящую с
ТЕМА 2.8. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Человек, индивид, личность. Разграничение понятий. Основные факторы развития личности. Личность и общество. Основные виды и агенты социализации. Социальная адаптация. Интеграция. Особенности детской, юношеской социализации. Особенности социализации ребенка в неполной семье. Критерии успешной и неуспешной социализации.