Социальной мобильности. Методические рекомендации

Понятие социальной мобильности

Социальная мобильность - сравнительно молодое понятие всоциологии. Хотя оно выражает очень простую сторону бытия человека - его движение, его перемещение, смену им социальных состояний, хотя это давно известное в истории философии и соци­ологии обстоятельство, тем не менее понятие социальной мобиль­ности обязано своим появлением потребностям конкретизации введенного нового понятия социальной стратификации.

Если отправляться от общефилософского смысла мобильности (а социология базируется на философии), то это понятие вместе с родственными ему понятиями движения, перемещения, измене­ния, противостоит противоположным понятиям покоя, устойчиво­сти, стабильности. В социологическом плане уместно говорить о по­лярности «социальная мобильность - социальная стабильность».

Методологические основы понимания этой полярности заклю­чаются в диалектической трактовке единства покоя и движения, устойчивости и изменчивости, стабильности и мобильности, по­рядка и беспорядка, логоса и хаоса и т. д. Все это можно найти уже в древних философских учениях. Проблема всегда заключалась в том, чтобы понять единство полярностей, потому что концепция стабильности (постоянства) омертвляла реальность, а концепция мобильности (изменчивости) релятивистски ее толковала. Одни говорили, что все постоянно, а другие - все течет и изменяется. Со времен Гераклита необходимо было понять, что мир, все явле­ния находятся в этих двух состояниях: покоя и движения, ста­бильности и мобильности, устойчивости и изменчивости.

Эти общие положения применимы к характеристике социу­ма, социальных субъектов в виде индивидов и общностей. Если сам социум изменчив, то и его индивиды отражают в себе эту изменчивость. Если социум постоянен по своей структуре и фун­кциям, то и его субъекты характеризуются стабильностью.

Чисто эмпирический анализ показывает, что индивид в ходе жизни меняет свой статус, функции, профессии, отношения, вкусы, ориентации и т.д., т.е. меняется. Мобильность - широ­кое социальное понятие, имеющее отношение к многомерности бытия индивида. Тем не менее когда говорят о социальной мо­бильности, то в соответствии с жестко заданной моделью соци­альной стратификации имеют в виду вертикальные и горизон­тальные (по стратам) перемещения членов общества. Понятие мобильности получает конкретную социологическую «прописку»: социальные перемещения. Этот момент хорошо описан известным советским социологом М.Н. Руткевичем (см.: Руткевич М.Н., Филиппов Ф.П. Социальные перемещения. - М., 1970).

Вертикальная мобильность - это продвижение человека (группы) по служебной лестнице, карьера индивида, разумеет­ся, с двумя вариантами: вверх - вниз, возвышение - падение, обогащение - разорение и т.п. Горизонтальная мобильность -это миграция индивида из одного пункта в другой, из одной партии в другую, из одной профессии в другую, смена религии, места работы, семейного положения и т.п.

Для общесоциологического анализа общества, его субъектов этот момент может не представлять теоретической ценности, но прикладные социологические исследования (социология семьи, социология образования, социология труда и пр.) учитывают этот показатель для конкретного социального портретирования ка­тегорий граждан в их динамике, а не статике.

Социальная мобильность как горизонтальные и вертикальные перемещения граждан может характеризовать не только инди­видуальные движения (ученик - студент - инженер - начальник цеха - директор завода - министр), но и групповые: блокировки партий, объединения движений, союзы обществ. Такие соци­альные перемещения наиболее явны в критические или переход­ные состояния общества. В этом процессе перемещений, смены позиций, программ выявляется лицо социальной группы, ее по­зиция, ее кредо, а значит, и ее электорат. Лидеры движений дол­жны понимать, что смена позиций «верхнего эшелона» будет оп­ределять и переориентации «низшего эшелона», электората, из­бирателей, массы людей. Все это хорошо видно на примере России, находящейся в состоянии «общества переходного типа».

Социальная мобильность граждан и общностей обусловле­на объективными и субъективными факторами: изменение социально-экономической ситуации в стране или изменение со­циально-политических ориентации лидера и политической эли­ты. Здесь важны те критерии, которые разработаны в теории социальной конфликтологии: консенсус, компромисс, конфрон­тация, катастрофа. Движение в позитивном (консенсус и комп­ромисс) или негативном (конфронтация и катастрофа) направ­лении определяет социальное лицо лидера и движения.

Социальная мобильность характеризует не только верхние, по­верхностные, надстроечные течения политического, идеологическо­го, религиозного, нравственного, художественного характера, но и нижние, фундаментальные этажи социума: экономика, собствен­ность, имущественное положение, статус в структуре управления. Движения, перемещения в этих нижних этажах общества опреде­ляют и смену «верхних этажей»: мораль, религия, политические взгляды, образ жизни, имидж и пр. Множество примеров можно найти в нашей современной России. Называть их - значит замыкать­ся на конкретике, на тех реалиях, которые меняются очень быстро.

В обшесоциологическом аспекте социальная мобильность может рассматриватсямногомерно. Здесьследует учитывать ряд параметров:

- транспортные перемещения (город, село, регион, страна, микрорайон и т.п.);

- профессиональные перемещения (учитель, дворник, врач, предприниматель, директор, столяр, шофер и пр.);

- социально-статусные перемещения (бригадир, мастер, начальник смены, начальник цеха, директор, управляющий, депутат городской Думы, министр, президент и пр.);

- межличностно-бытовые перемещения (знакомый, при­ятель, товарищ, друг, супруг, соратник, соперник, конкурент, оппонент и пр.);

- социально-экономические перемещения (богатый, бедный, имущий, наемный работник, свободный гражданин, собствен­ник, неимущий и пр.).

Этот ряд может быть продолжен, потому что общество само есть многомерная система. По крайней мере, уже в пределах основных сфер общества можно констатировать межеферную и внутрисферную мобильность.

Межсферная мобильность - это переход индивида из одной сферы общественной жизни в другую: художник становится преподавателем искусства в вузе, ученый становится главным конструктором завода, юрист превращается в управленца, учи­тель становится ученым, строитель - президентом и т.п.

Внутрисферная мобильность - это переход индивида из од­ной профессии в другую в данном роде деятельности, в данной сфере: учитель математики превращается в учителя физики, ди­ректор техникума становится директором департамента обра­зования, физик превращается в философа, футболист становит­ся хоккеистом, терапевт становится хирургом и т.п.

Названные метаморфозы не надуманы. Сама реальная жизнь с ее динамикой постоянно ставит любого человека перед необ­ходимостью определения, корректирования своего жизненно­го пути, смены профессии, перехода из одной сферы в другую. Нельзя сказать, что такие метаморфозы проходят безболезнен­но для индивида. Важно другое: сама внутренняя готовность (потребность и способность) индивида к таким социальным пе­ремещениям. Затормозить мобильность жизни нельзя. Значит, своей мобильностью надо соответствовать ее динамике. Концеп­ция всестороннего развития личности и работает на эту идею -идею универсальной готовности к социальным изменениям. Все виды учебных заведений должны в своих планах и программах отражать эту закономерность и готовить гибких, пластичных, универсальных, а не односторонне развитых «профессиональ­ных роботов». Эта закономерность в ее экстраполяции на XXI век хорошо выражена академиком П.Л. Капицей: в соревновании стран победит та, которая обеспечит всестороннее развитие сво­их граждан. Похоже, что японцы усвоили эту истину.

Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности.

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально - политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так революционные события 1917г. привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на государственно-политический Олимп новых социальных слоев, с новой культурой и мировоззрением. Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния, жесткой борьбы и является очень болезненной.

Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время.

Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы.

Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры,

обосновавшейся у власти в советский период, так и путем обращения части последней в новую веру, т.е. путем ее перехода в состояние либо новоявленного предпринимателя, либо демократа.

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы: работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные группы. Опускание социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту социальной иерархии.

Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально- экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во - вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентация и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.

Перемещение в экономической, политической и профессионально - статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причины этого во взаимодействии факторов, их вызывающих: изменения в социально - экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так, осуждающе недоверчивое отношение россиян к предпринимателям начало меняться в сторону одобрения, и даже надежды, связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция, как свидетельствуют социологические опросы, проявляется в молодежной среде, менее связанной с идеологическими предрассудками прошлого.

Поворот в массовом сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с возвышением класса предпринимателей, с его приходом на высшие социальные ступени.

Факторы и мотивы социальной мобильности

Человек живет в обществе, не зависеть от которого он не может; он общественное, коллективное, соборное существо. Его статус и роли определяются той социокультурной средой, в которой проис­ходит его социализация. Индивид может выбирать цели своего жизненного пути, избирать свои жизненные ориентиры, но соци­ум, система его сложившихся институтов ограничивает выбор. Можно хотеть стать дизайнером, визажистом, менеджером, куль­турологом, системологом, маркетологом и т.д. Но если в обществе нет соответствующих вузов, факультетов, то мечта останется нео­существимой. Преодолеть эту социальную ограниченность можно двумя способами: а) получение соответствующего образования за границей и б) самообразование в данной области. Мы знаем приме­ры и того и другого, но это не массовое, а исключительное явление.

Сложнее с вертикальным продвижением. Здесь можно выде­лить экономический и социальный аспекты. В экономическом от­ношении движение по вертикали требует от индивида способнос­тей к обогащению за счет честных (энергия, предприимчивость, деловитость, личные связи) и нечестных (воровство, махинации, криминал) факторов. Примеров первого и второго типа людей в стране и за рубежом достаточно много.

В социальном отношении движение по вертикали тоже ока­зывается двояким: честным и нечестным. Уже давно стало хо­довым выражение «политика - грязное дело». Честные спосо­бы движения в социальной вертикальной плоскости, несомнен­но, есть, и здесь не место приводить конкретные фамилии, как и примеры противоположного рода: история все расставит по своим местам. Социология - не историческая, а теоретическая дисциплина. Ей важно обозначить варианты, типы, виды, спо­собы, формы социального перемещения.

Если говорить о мотивах (а это субъективная форма потреб­ности), то в конечном счете все мотивации сводятся к трем.

А. Мотив обогащения: смысл бытия человека связывается с производством богатства в натуральной (вещи) или знаковой (деньги) форме. Принцип обладания натурально-знаковым богат­ством универсально развертывается в социальной среде, охваты­вает все ее подсистемы или сферы общественной жизни: цель эко­номики прибыль, цель науки - богатство, цель искусства - день­ги, цель спорта - богатство, цель медицины - обогащение, цель педагогики - подготовка производителя богатств. Богатый чело­век - это человек, обладающий богатством, имуществом. То есть богатство человека рассматривается как его внешний, а не внут­ренний атрибут, как его околобытие, а не бытие. «При ориента­ции на обладание,- пишет Э. Фромм,- нет живой связи между мной и тем, чем я обладаю. И объект моего обладания, и я пре­вратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентично­сти, т.е. психическое здоровье, основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого продук­тивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна».

Человек становится рабом вещей. Формируется социальная среда рабства перед вещами, среда культа богатства.

Б. Мотив обретения: смысл бытия человека связывается с гос­подством, с властью над другими, с производством и воспроиз­водством власти, т.е. уже не столько материальных благ, сколь­ко социальных формирований, политических структур, соци­альных институтов. Уже не богатство является целью, поскольку богатство можно отнять, а господство, власть. Материальное бо­гатство здесь становится вторичным, производным от власти.

Людям внушается идея господства и подчинения, ореолом иде­альности венчается сильный господин и послушный подчинен­ный. Такое разделение подается как вечное, неизбежное; эта идея пропагандируется и утверждается всеми сферами и сред­ствами, особенно наукой, искусством, педагогикой, управлени­ем. Социальная среда, построенная на концепции власти, не­избежно рождает бюрократическую систему с ее многообразны­ми формами: «начальник - подчиненный», «диктатор - народ», «государство - общество», «руководитель - исполнитель» и пр.

Здесь тоже человек из субъекта превращается в объект: в объект подчинения, господства, послушания, исполнения, в социальный вин­тик властной системы. Человек становится рабом власти, формирует­ся социальная среда рабства перед властью, среда культа власти.

В. Мотив гуманистического развития: смысл бытия человека -сам человек; самоцель исторического развития - развитие богат­ства человеческой природы, универсальное выявление и разви­тие всех способностей и потребностей человека, каждого челове­ка. Свободное развитие каждого есть условие свободного разви­тия всех; не может быть свободен народ, угнетающий другие народы; не может быть свободен человек, угнетающий других людей. Всечеловеческие символы богатства (вещи и власть) от­рицаются богатством самого человека. Отношения людей, опос­редованные вещами или властью, отрицаются отношением лю­дей как людей: гуманистическое отношение «человек - человек».

Здесь человек торжествует как субъект во всех отношениях. Формируется социальная среда торжества человека, гуманис­тическая социальная среда.

Нетрудно увидеть в истории человечества ориентации на две пер­вые системы ценностей. Из-за этого мы и видим свыше 15 тыс. войн в истории планеты: за богатство и за власть. И всегда страдал человек.

Если говорить о факторах социальной мобильности, которые детерминируют субъективные мотивации, то здесь опять, как во многих других разделах, мы выходим прежде всего на фак­торы экономического характера: собственность, доходы, иму­щественное положение, зарплата, налоги и т.п. В вертикальной стратификации все это достаточно очевидно: мой доход, моя собственность обеспечивает мне переход от одного низшего слоя к другому - высшему. В горизонтальной структуре экономи­ческий фактор тоже начинает доминировать: если дворник на­чинает получать 500 руб., а учитель в школе - 400 руб., то пос­ледний ущемлен и хочет стать дворником. Если физик-атомщик получает 550 руб., а девочка из банка - 3000 руб., то естественно стремление к социальному перемещению. Ситуация сложна не по параметру способности, а по параметру потребности. На эту проблему наша социология еще не вышла, хотя она очевидна: две родовых сущностных силы человека сталки­ваются обстоятельствами нашего бытия.

Конечно, человек в течение жизни постоянно сталкивается с системой исторически сложившихся социальных институтов (семья, армия, школа, вуз, государство, завод, фирма, банк ит.п.), которые, по определению П.Сорокина, являются своеобразными «социальными лифтами» перемещения. В лифт впустят не каж­дого. Нужен социальный статус, а он определит и «этаж» подъе­ма. «Лифтер» выполняет функцию социального фильтра (Р.И. Ни­кифоров). Социальное перемещение, социальная мобильность ока­зываются детерминированными не только волей субъекта, но и той социальной средой, в которой он функционирует. И это тоже проблема социологии. Она звучит очень просто: «вход в социальный институт и выход из него» (в партию, в касту, в движение, в профессию и т.н.). Теория инстнтуционализации личности толь­ко еще начинает разрабатываться в отечественной социологии.

Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь большее богатство, доход, власть и престиж. Социальная мобильность - изменение социального положения людей. Различают:

 демографическую, географическую и социальную.

 индивидуальную и групповую.

 внутри поколеннную и межпоколенную

 вертикальную и горизонтальную.

 восходящую и низходящую с

ТЕМА 2.8. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Человек, индивид, личность. Разграничение понятий. Основные факторы развития личности. Личность и общество. Основные виды и агенты социализации. Социальная адаптация. Интеграция. Особенности детской, юношеской социализации. Особенности социализации ребенка в неполной семье. Критерии успешной и неуспешной социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: