Социально-биологическим субстратом, носителем, основой социума как предмета социологии является человечество, человеческий род. Единичным субстратом человечества и человеческого рода является человек.
Человек по отношению к человечеству является частью целого, элементом совокупности, множества людей. Человек по отношению к человеческому роду является единичным, отдельным проявлением общего, родового, т.е. в человеке представлены все общие, родовые, универсальные качества человеческого рода: жизнь, разум, способность к общению, трудовая потребность, язык.
Для характеристики единичного представителя человеческого рода используются различные понятия: индивид, индивидуум, индивидуальность, субъект, человек, личность. При всей кажущейся общности эти понятия различны, они фиксируют разные грани, свойства единичного представителя человечества как целого и человеческого рода как общего.
Понятие «индивид >> отражает биологическое своеобразие человека, его отличие от других индивидов одного с ним вида или рода. Действительно, каждый человек обладает спецификой, биологической неповторимостью: походкой, осанкой, почерком, отпечатками пальцев, тембром голоса, индивидуальным кодом для расшифровки нервных процессов мозга, индивидуальной формой носа, глаз, ушей и т.д. Двуходинаковых людейна планете нет, все мы биологически своеобразны. Это и выражено в понятии «индивид».
|
|
Однако каждый индивид может обладать и обладает также социальным своеобразием, социальной неповторимостью: своими способностями и специфическими функциями в обществе, своими вкусами и идеалами, личной профессией, особенностями знаний и умений, своим кругом знакомых, особым отношением к людям и жизни в целом и т.д. Это социальное своеобразие выражено в понятии «индивидуум».
А чтобы отразить единство биологической и социальной неповторимости, оригинальности, специфичности, необходимо общее понятие, охватывающее единство индивида и индивидуума. Таким понятием и является понятие «индивидуальность». Индивидуальность - это биологически и социально неповторимый человек.
И при характеристике индивида, индивидуума, индивидуальности оказалось необходимым использование общего, базового понятия «человек». И это закономерно, потому что индивид, индивидуум, индивидуальность, субъект, личность и т.д., как поэт, слесарь, художник, врач, военный, учитель и т.д. все это функции, грани, стороны одного, единого для них основания.. Человек - это базовое понятие. Человек - это единичный представитель человеческого рода, обладающий всеми общими родовыми, общечеловеческими признаками, качествами.
|
|
Когда нам надо подчеркнуть биологическое своеобразие человека, мы говорим - «индивид»; социальное своеобразие «индивидуум»; целостную, биосоциальную оригинальность -«индивидуальность».
В ходе жизни, в процессе социализации человек приобретает индивидуальность, непохожесть на других. Но этого мало для полноценного включения в систему социума, в систему общественной жизни. Мало быть ярким и индивидуально неповторимым человеком, надо стать субъектом общественной жизни, социально функционирующим человеком, субъектом истории, т.е. личностью.
Личность - это прежде всего человек, затем индивидуальность, наконец, и это главное - субъект, а не объект общественной жизни. Объект - это тот, на кого действуют, субъект - это тот, кто действует. Личность - активный, социально ответственный, социально действующий субъект истории, общественной жизни, иначе говоря - не сторонний, нейтральный наблюдатель общественных процессов, а их активный участник.