Личность - сложная целостность. Прежде всего она базируется на биопсихическом субстрате, на совокупности исторически сформированных анатомических, физиологических и психических качеств человека. Эту биопсихическую основу человека изучают анатомия, физиология, психология, антропология, эргономика, биомеханика и др. науки. Понятно, что все качества человека не сводятся к биопсихическим, но для социального становления и развития важна полноценная природная, биопспхическая основа. Это находит отражение в концепции интегральной социальной природы человека с полноценной биологической основой (В.В. Орлов).
В ходе эволюции (антропогенез и социогенез) на основе развития природной, биологической основы человека формируются и его высшие психические функции, возникает сознание как свойство мозга отражать действительность в чувственных и логических формах, образах, которые выражаются в языке и служат регулятором человеческой деятельности. Сознание - это верхний этаж человеческой психики, но деятельность, поведение человека управляются и подсознательными (инстинкты, безусловные рефлексы) и бессознательными (автоматизмы, механизмы эвристики) процессами.
|
|
Все социально формируемые качества человека (знания, умения, убеждения, интересы, методы, способы, память, воля, воображение, мышление и т.д.) базируются на двух родовых сущностных силах человека: способностях и потребностях. Потребность - это побудительная сила, «пусковой механизм». В ходе социализации, в процессе воспитания потребность развертывается в желаниях, стремлениях, интересах, ориентацпях, убеждениях и целях человека, т.е. в его мотиваиионнои культуре. Это первое важное слагаемое культуры личности: ее социальные установки, мотивы деятельности, мотивационная культура.
Способность - это деятельная сила человека, «двигатель», сила, которая действует. В ходе социализации способность дифференцируется в соответствии с духовно-информационными и операционально-деятельными качествами человека на систему знании и систему умении человека.
Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы) представляет собой информационную культуру личности и является результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует культуру личности и является результатом обучения.
Таким образом, в структуре культуры личности можно выделить три слагаемых:
- мотивационная культура («хочу»),
- информационная культура («знаю»),
|
|
- операциональная культура («умею»).
Все они представляют собой ступени готовности к практической деятельности, ибо именно в ней и реализует себя личность со всеми своими слагаемыми. На основе трех слагаемых культуры личности методом комбинаторики можно построить первичную типологию личностей.
Типология личностей:
Знает, умеет и хочет - образован, обучен и воспитан.
Знает, умеет, не хочет - образован, обучен, не воспитан
iЗнает, не умеет, не хочет - образован, не обучен и не воспитан.
iНе знает, умеет, хочет - не образован, обучен, воспитан
Не знает, не умеет, хочет - не образован, не обучен, воспитан.
Не знает, умеет, не хочет - не образован, обучен, не воспитан.
Знает, не умеет, хочет - образован, не обучен, воспитан
. Не знает, не умеет, не хочет - не образован, не обучен, не воспитан.
И это не абстракция. В каждом социальном институте, в фирме, в школе, на кафедре, в семье, в цехе и т.д. всегда можно найти примеры людей, работников, приближенных к одному из восьми вариантов. Здесь пока важна сама проблема возможности типологии личностей по одному из оснований - по степени подготовленности к деятельности. Но формирование готовности к деятельности и составляет сущность педагогической деятельности. Три слагаемых культуры личности закономерно выводят на проблему единство трех основных педагогических процессов: образования, обучения и воспитания. Три направления педагогического процесса обусловлены тремя подсистемами природы человека: информационной, операциональной и мотивационной.
Создается возможность систематизации и изоморфной корреляции (а значит, установления взаимосвязей) структур педагогики, психологии, профессиологии:
A. В педагогике три функции: образование, обучение, воспитание.
Б. В психологии три подсистемы: информационная, операциональная, мотивационная.
B. В профессиологии три готовности к деятельности: информационная (знаю), операциональная (умею), мотивационная (хочу).
Из всего сказанного следует высокая социальная ценность педагогической деятельности в системе социума:
а) педагогическая деятельность готовит кадры для всех сфер общественной жизни, готовит субъектов всех сфер социума;
б) педагогическая деятельность формирует все три слагаемых культуры личности, все три готовности к деятельности: информационную, операциональную и мотивационную.
Из этого следует, что только та страна (особенно в преддверии информационного общества XXI века) победит в международном соревновании, которая обеспечит преимущественное мощное развитие системы образования. Это осознано уже рядом стран, которые принимают программы реализации всеобщего высшего образования (США, Япония).
Творческий потенциал личности
Важно рассмотреть тот творческий потенциал личности, реализация которого и обеспечивает приращение общественного богатства. Здесь возникает как бы две проблемы: что такое творчество и что такое потенциал?
Понятие творчества является предметом исследования ряда наук: философии, психологии, социологии, культурологии и др. культурологии, например). Но творчество как конкретный вид деятельности, конкретная форма движения, конкретный уровень активности, конкретный способ бытия человека - это и не универсальное явление.
Мы полагаем, что творчество характеризует лишь человека, присуще социальным системам, человеческому обществу, поэтому даже при становлении специальной теории творчества этот феномен заслуживает именно с о и и а л ь н о - ф и л ос о ф с к о г о анализа и в силу его социально;природы, и в силу его многогранности, многоаспектное.
Понятие «творчество», как и понятия «культура», «личность», «потенциал», «деятельность», является дискуссионным в научной литературе. Прежде всего можно выделить две крайних позиции: широкую и узкую трактовку творчества.
|
|
Широкое понимание творчества по существу связано с отождествлением его с деятельностью, когда научное творчество понимают как научную деятельность, художественное творчество - как художественную деятельность, педагогическое творчество - как педагогическую деятельность, тех-ническое творчество - как техническую деятельность и т.д. Понятия «интеллектуальная собственность» с новаторским смыслом ее трактовки постепенно приводит к разграничению творчества и деятельности, связывая с творчеством лишь новаторскую деятельность. Мы тоже склонны рассматривать деятельность как базовое, родовое понятие по отношению к творчеству или творческой деятельности как видовому понятию.
Узкое понимание творчества связано с общественной, социальной значимостью его результатов, продуктов. Когда человек создает новое в индивидуальном смысле (для него), т.е. «открывает и «изобретает велосипед», то это не творчество, а репродуктивная, повторная деятельность, дублирование открытого и изобретенного. Это слишком строгое ограничение, потому что творчество и его новаторские продукты надо рассматривать по отношению к личности, к ее потенциалу (мы исключаем из творчества сознательный плагиат). Ведь человек, открывая или изобретая новое, идет по «индивидуальному целинному полю», он творит, созидает новое, а не копирует, не перенимает, не подражает. Акт его деятельности является объективно и субъективно творческим, новаторским
Способность к творчеству как созданию новой социальной или индивидуальной ценности исторически накапливалась в ходе развития всей мировой цивилизации и его ценностного ядра - культуры. Об этом пишут в своих работах С.А. Семенов, В.И. Плотников, А.П. Окладников, А.П. Черныш, А.Д. Столяр и др.
Становление креативной активности происходило одновременно с возникновением первых осмысленных действий. В основании этого процесса существуют биогенетические механизмы. Стартовая площадка антропогенеза включает в себя значимый для выживания вида потенциал - «манипуляторную активность». Благодаря ей животное само является источником новшеств. Стандартное дополняется новаторским. Инвариантное предстает как вариативное. Константное являет себя как сенситивное, переменное.
|
|
Говоря философским языком, перед нами совершается диалектическое движение в его полярностях: постоянное - изменчивое, стабильное - мобильное, статичное - динамичное, инвариантное - вариативное и т.д.
Те авторы, которые пытаются вывести т в ор ч е с кий потенциал человека из особенностей функционирования живых, биотических систем (растения и животные), уже совершают подвиг: творчество человека коренится в мобильности живых систем.
И это не так банально, потому что творчество, новаторство и пр. в основном пытаются представить как человеческое качество. Это презентативный, явочный подход. А нам важен и генетический, исторический аспект.
Таким образом, если социальное творчество базируется на биотическом материале (живые системы), то новации в живых системах основаны на новациях в неживых системах. Такой подход является абсурдным с точки зрения традиционного мышления, диалектический метод требует углубления детерминации до конечных оснований.
В абиотических (неживых) системах тела телесные системы функционируют на основе объективных закономерностей в диапазоне от динамических (однозначных) до статистических (многозначных) закономерностей. Динамические закономерности бытия системы определяют ее статичность, традиционность, константность. Статистические закономерности (теория относительности) определяют вариативность, многозначность, новационность поведения. Здесь субстрат (механико-физические свойства) не позволяет множественно развернуть функциональность, поэтому динамика осуществляется через движение от абиотического субстрата к биотическому субстрату (живые системы).
В живых системах, биотических (растения и животные) субстрат обогащен за счет механических, физических, химических закономерностей и представлен как организм. как живое биологическое образование. Организм - это нечто новое, это биологическое тело.
Возможности новаций, «творчества» здесь расширяются, потому что к диалектике динамического и статистического в неживом подключается диалектика однозначного, безусловнорефлекторного и многозначного, условнорефлекторного реагирования в живой природе, в организмах. Условнорефлекторные, мобильные связи организма со средой и определяют возможности новаций, появления новых признаков и целых новых видов в биологической эволюции.
Таким образом, в глубинном субстрате материи, в неживой и живой природе можно обнаружить основания для формирования новаторской, творческой деятельности в человеческом обществе. Иначе говоря, творчество человека не является некой случайностью, оно детерминировано общей закономерностью усложнения субстрата и функций материальных систем, возрастания возможностей вариативного поведении.
Ведь в конечном счете в социальных системах, в человеческом обществе творчество базируется на «отклоняющемся», нестандартном поведении. Специфика человеческой деятельности в отличие от жизнедеятельности живых организмов заключается в ее целесообразности: деятельность - это целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Целесообразность основана на разумной природе человека, на его сознании.
Исторически накапливался социальный опыт человечества, он концентрировался в социокультурных программах, а проще говоря - в культуре, в сформированных традиционных, стандартных, стереотипных программах, способах, алгоритмах поведения, деятельности. Социальная программа наследования (наряду с генетической программой наследственности) со всеми ее механизмами, прежде всего с механизмами идентификации, обеспечивает передачу социального опыта человечества новым поколениям. Благодаря этой исторической, социальной памяти новые поколения людей легко включаются в жизнь, овладевают традициями и стандартами деятельности. Это, конечно, еще не творчество, но это уже возможность идентифицироваться с другими, осуществлять репродуктивную деятельность, включаться в социальное общение и т.д.
Деятельность человека в соответствии с исторически накопленным опытом, в соответствии со сложившимися стандартами, нормами культуры и т.п. еще не выявляет творческого потенциала личности, ее своеобразия, неповторимости. Но человек может действовать и нестандартно, новаторски, самодеятельно, что уже вводит его в поле творчества. Иначе говоря, сущность творчества связана с выходом человека за границы привычного, стандартного. Это может выражаться в новых приемах, в новых технологиях, в новых средствах деятельности, в новом результате и т.д.
Творчеством можно считать создание только позитивно нового, ценного, а можно с творчеством связывать создание любых новаций, и положительных, и отрицательных. В литературе обе точки зрения достаточно широко представлены. Итак, можно сформулировать два контрастных определения творчества:
- творчество - это создание новой ценности, новой и для индивида и для общества или для индивида или для общества; ценности, т.е. позитивно значимого, положительного результата, способствующего прогрессу человечества и человека;
- творчество - это создание нового, новаций, это новаторская деятельность безотносительно к субъекту нового (индивид или человеческий род) и к значимости нового (ценность или антиценность).
Второе понимание сущности творчества более предпочтительно: творчество - это новаторская деятельность личности или социальной общности. Это определение нуждается в пояснении.
1. Творчество - это деятельность со всеми ее компонентами (субъект, объект, средства, процесс, условия, результат), а не конечный результат, не творение. Это не так банально, как кажется. Ведь до сих пор такие явления, как управление, искусство, маркетинг, наука, политика, право и т.п., еще не понимаются как виды деятельности: управленческая деятельность, художественная деятельность, научная деятельность, политическая деятельность, правовая деятельность и т.д. А это обогатило бы и проблематику соответствующих теорий: теории управления, теории искусства, теории науки, теории права, теории политики и др.
2. Творчество - это новаторская деятельность, создание нового, новаций разного рода: новое в науке, новое в технике, новое в искусстве, новое в образовании, новое в политике и т.д. В концепциях интеллектуальной собственности со всеми ее видами и юридически утверждается понимание творчества как деятельности по созданию новаций (научные открытия, технические изобретения, промышленные образцы, программные продукты, ноу-хау и т.д.).
3. Творчество - это новаторская деятельность личностей и социальных общностей (групп, коллективов). Этот момент важен для понимания процессуальности творчества, поскольку оно осуществляется субъектами и в индивидуальной, и в коллективной форме, и для понимания субъекта-носителя новаций: новое как для создателя (индивид и коллектив), так и для общества, потребителя, человеческого рода.
Слагаемые творческого потенциала
Понятие потенциала, потенциального противостоит понятию актуального, действительного. Если само творчество и творческий акт актуальны, то в самом человеке содержится то, что актуализируется, т.е. это потенциал как возможность актуального.
Принципиальное значение здесь имеют рассуждения Л. Фейербаха и К Маркса о сущностных силах человека.
Главнее в этом подходе заключается в выделении двух интегральных родовых сущностных сил человека: потребностей и способностей. Являясь составными частями природы человека, его внутренними свойствами, потребности и способности предстают как родовые сущностные качества, а обращенные вовне, к деятельности, к поведению, к внешнему бытию потребности и способности являются родовыми сущностными силами. Именно деятельность человека является тем полем, в котором «работают» данные силы.
Давая общую характеристику потребностей и способностей, можно отметить следующее:
а) они являются родовыми силами, т.е. присущи всему человеческому роду, а значит, и каждому человеку;
б) они являются сущностными силами, поскольку определяют все другие характеристики человека и прежде всего всю его многоаспектную деятельность, а через нее и социальные отношения;
в) они являются интегральными качествами человека, поскольку все иные характеристики - это виды, формы проявления базовых потребностей и способностей. Здесь можно назвать:
- желания, стремления, интересы, ориентации, хотения, влечения, запросы, склонности и т.п. - это разные формы потребности:
- память, воля, воображение, мышление, умения, интуиция, эвристические способности, речь, навыки, автоматизмы, освоенные способы и методы деятельности и т.п. - это разные формы способности.
Специфика их состоит в том, что они выполняют разные функции: потребности - это побудительные силы человека, силы, которые побуждают к деятельности; способности - это деятельные силы человека, силы, которые действуют. Единство потребностей и способностей реализуется в деятельности, она является актуализацией и потребностей, и способностей. Все это справедливо для любой человеческой деятельности:
- художественная деятельность является реализацией художественных потребностей и способностей,
- экономическая деятельность является реализацией экономических потребностей и способностей и т.д.
Аналогичным образом необходимо трактовать и творчество, творческую, новаторскую деятельность: она является реализацией потребностей в творчестве и способностей к творчеству.
Потребности и способности и образуют слагаемые творческого потенциала человека. Они генетически заданы особенностями биопсихического субстрата человека, но формируются, развиваются в ходе жизни, в ходе социализации, превращаясь из творческого потенциала человека в творческий потенциал личности; именно личность является высшей формой бытия человека, единичного представителя человеческого рода.
Эвристическое значение деятельности для понимания потребностей и способностей как слагаемых потенциала человека состоит прежде всего в том, что ретроспективный подход (от деятельности к потенциалу) позволяет конкретно представить природу потребностей и способностей. Здесь выявляется последовательность шагов анализа.
1. При значительном обобщении человеческая деятельность предстает как производство и потребление: создание материальных и духовных ценностей и их использование, потребление. Следовательно, потребности и способности сразу же дифференцируются на два типа:
- потребность производить и потребность потреблять,
- способность производить и способность потреблять. Наиболее очевидно это, скажем, применительно к художественной деятельности:
а) художественная деятельность как художественное производство, художественное творчество, а значит, и ее потенциал
предстает как потребность в художественном творчестве и способность к художественному творчеству;
б) художественная деятельность как художественное восприятие искусства, а значит, и ее потенциал должен быть понят аналогично: потребность восприятия и способность восприятия. Скажем, вся теория художественного вкуса - это по существу анализ способности восприятия художественных ценностей.
Подобное можно сказать об экономической деятельности, педагогической, медицинской, научной и т.д. В целом, следовательно, можно выделить два крупных типа потребностей и способностей:
А. Потребности производства (создания, опредмечивания, объективации, отчуждения, овеществления, выражения, экспрессии - это разные термины в литературе для обозначения движения от субъекта к объекту, от личности к предметности) и потребности потребления (восприятия, отражения, распредмечивания, субъективации, использования - это тоже разные термины для обозначения движения от объекта к субъекту, от предмета к человеку).
Б. Способности производства (опредмечивания, создания, объективации, овеществления, выражения) и способности потребления (распредмечивания, субъективации, восприятия и т.п.).
Все сказанное выше справедливо не только для деятельности в целом, но и для новаторской, творческой деятельности: потребность и способность творчески производить и потребность и способность творчески потреблять.
Что касается созидательного, производственного творчества, то здесь сомнений относительно аналогичных способностей и потребностей практически нет. Сложнее с пониманием деятельности потребления, восприятия, распредмечивания. Ее нередко трактуют как пассивную, нетворческую, но, скажем, уже К.С.Станиславский по отношению к потребителю искусства, зрителю, читателю, слушателю употребляет такие же характеристики, как и к создателю художественных ценностей: талантливый зритель, слушатель, читатель. Ведь не только новаторски, творчески можно создавать произведения искусства, но и новаторски, творчески воспринимать их. Разве не это характерно для такого явления в искусстве, в художественной деятельности, как художественная критика. Кто такой критик? Это и есть талантливый, творческий восприниматель, ценитель, потребитель искусства (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Стасов и др.). Любопытно, что талантливые критики отнюдь не были такими же талантливыми создателями произведений (посредственные стихи Белинского или романы Чернышевского).
Вероятно, подобное необходимо сказать и о других типах «потребительской» деятельности: экономическое потребление, научное потребление, педагогическое потребление... Ведь кроме гениального управления может существовать и гениальное исполнение, т.е. «потребление» управленческих команд. Как часто руководитель страдает от отсутствия талантливых подчиненных, исполнителей его распоряжений.
Таким образом, мы исходим из того, что способности и потребности человека, т.е. его творческий потенциал, реализуются не только в производстве, но и в потреблении: можно творчески создавать и можно творчески потреблять.
2. Поскольку деятельность может быть репродуктивной и новаторской, постольку и потребности и способности (потенциал человека) могут классифицироваться по этому же основанию:
- потребность и способность к репродуктивной, воспроизводящей деятельности (традиционное производство и традиционное потребление),
- потребность и способность к творческой, новаторской деятельности (творческое потребление и творческое производство). Это обстоятельство может показаться незначительным с точки зрения описательно-констатирующей, но с точки зрения социализации, формирования потенциала личности оно имеет важное значение, поскольку ориентирует и педагогов, и все образовательные программы не только на идентификацию, на формирование традиционно, стандартно действующего человека, но и на новаторски функционирующую личность.
3. В нашем понимании творчества специально подчеркивается индивидуально-новаторский и социально-новаторский характер творчества: творчество как создание нового для индивида и творчество как создание нового для общества. Следовательно, и потенциал человека, его творческие способности и потребности могут быть дифференцированы по данному основанию:
- потребность и способность к индивидуальному творчеству (индивидуально-творческое производство и индивидуально-творческое потребление),
- потребность и способность к социальному творчеству (социально-творческое производство и социально-творческое потребление).
Характер продуктов творчества может и не осознаваться самим индивидом, но объективно результаты творчества всегда имеют ценность, значимость или только для индивида, или и для индивида, и для общества.
Личность - общество - личность: методологические аспекты проблемы Понятие “человек” используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, цеености, культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед - ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного.Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии:
1. Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и его действия определяются только интенциями его психики, то социология теряет свой предмет - сводится к психологии
2. Если человек не свободен (“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на пути признания следующих концептуальных положений:
· объективные пределы свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является врожденным, врождены только предпосылки развития человека в личность (феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному бытию - превращается в “животное”.
· культура же не может быть представлена вне ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину. Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их носителя. Личность же является феноменом психического, включая и бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка” превращаются в “извилистые русла рек”.
Социальная сущность личности. Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности. Индивид - один из группы.
Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.
В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1. направленность личности.
- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);
- мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации, иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы.
Все это формируется воспитанием и социальным общением.
2. жизненный опыт личности. умения; навыки; привычки;
Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.
3. особенности психический процессов. чувства; восприятие; мышление память; воля.
Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.
4. биологические свойства. строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип нервной системы); половые и возрастные свойства.
Социологические подходы и концепции личности. В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе.
Основные микро социологические подходы изучения личности.
Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.
Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.
Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Теоретический гуманизм. Исходя из положения о том, что человек - творец социального мира, способный изменять его, но в то же время нередко попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим, сторонники этого направления отмечают, что социология может указать человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само обнаружение данного факта есть, с их точки зрения, известный шаг по пути к реализации свободы человека. Социология как наука о людях и для людей должна, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать пути уменьшения ограничений.
Этнометодология. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.