Тема
| Особенности интерпретации
| Примеры
|
Тема вольности (гражданская и политическая лирика)
| Будучи сторонником просвещенной монархии, Пушкин выступает против «самовластья», ратуя за соблюдение законов и равенство перед ними как монарха, так и простолюдина. Пушкин выступает против рабства, за отмену крепостного права, за действительное установление политических свобод. Пушкин против бунта, «бессмысленного и беспощадного», является сторонником эволюционного пути развития.
| «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…» и др
|
Тема поэта и поэзии
| Пушкин трактует фигуру поэта как пророка, человека, которого Бог наделил знанием об истинной сущности бытия. С точки зрения Пушкина, поэт должен писать о «вечных проблемах»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв. («Поэт и толпа»).
Поэт должен стремиться к гармонии, призывать к гуманности и милосердию.
| «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.
|
Тема любви и дружбы
| По Пушкину, истинная любовь и дружба одухотворяют и просветляют человеческую личность, приближают человека к обретению гармонии на земле.
| «Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Мадонна» и др.;
«К Чаадаеву», «19 октября», «Во глубине сибирских руд…» и др.
|
Философская тематика (тема жизни и смерти, тема судьбы, тема вечных законов бытия и др.)
| Для Пушкина-философа характерны окрашенные чувством светлой грусти размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о влиянии судьбы на жизнь человека, о смерти и бессмертии, о всепобеждающей жизни.
| «Я помню чудное мгновенье…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Дар напрасный, дар случайный…», «Бесы», «Осень», «Из Пиндемонти» и др.
|
Жанр
| романтическая поэма
|
Тема
| тема пути обретения свободы
|
Основная проблема
| взаимоотношения человека и общества
|
Конфликт
| Роковой неразрешимый конфликт между сильной личностью и обществом, который усложнен присутствием любовного конфликта. Начало конфликта - уход Алеко в табор. Причины ухода: Алеко недоволен жизнью в городе, где люди «торгуют волею своей»; «его преследует закон»; он любит цыганку Земфиру.
|
Герой
| Алеко - сильная личность, живущая страстями
|
Особенности изображения человека в романе
| Пушкин стремится создать романтический тип, избегая при этом социальной, исторической мотивации. Алеко - романтический герой, стремящейся к обретению абсолютной свободы, наделен Пушкиным чертами своего современника, человека начала XIX века. Алеко два года провел в таборе, водил медведя и пел песни, что явилось периодом проверки романтических идеалов. Однако Алеко стремится к воле только для себя, что проявилось в отношениях с Земфирой и молодым цыганом.
|
Позиция автора
| Позиция Пушкина заключается в осуждении романтического индивидуализма, своеволия. Цыганская воля не может удовлетворить цивилизованного человека, она подобна воли птички, которая не вьет гнезда. Здесь те же измены, преступления, трагические сломанные судьбы. Для Пушкина идеалом является общество, организованное на основе справедливых законов. Идеальный гражданин - тот, кто не только имеет права, но и выполняет возложенные на него обязанности.
|
Особенности композиции
| Пушкин изображает отдельные, наиболее яркие эпизоды из жизни своего персонажа. Важнейшую роль в поэме играют монологи героев, в ткань поэмы вплетены песни, стилизованные под цыганские.
|
Жанр
| Социально-политическая реалистическая трагедия
|
Тема
| Тема зреющего протеста против самодержавной власти, основанной на попрании непреходящих нравственных ценностей
|
Основные проблемы
| проблема самодержавной власти; проблема народа; нравственная проблема «больной совести»
|
Конфликт
| Самодержавной власти и народа
|
Герой, особенности изображения человека в романе
| Пушкин делает героями трагедии царей-преступников (Борис, Самозванец).
Борис личность сложная, многогранная, он наделен большим умом. Борис стремился быть милостивым к народу, он человечен в своих страданиях, его совесть неспокойна. Пушкин сурово осуждает Бориса - он деспот, тиран, он отчужден от народа («передо мной они дрожали в страхе»). Пушкин показывает эволюцию самодержца.
Самозванец - Гришка Отрепьев - многогранная личность: его отличают ясность ума, энергия, находчивость, но им совершена цепь преступлений (для того, чтобы взойти на престол, он опирается на внешнего врага – поляков).
Пушкин демонстрирует, что между народом и самодержавием – пропасть, самодержавие запятнано преступлениями.
|
Образ народа
| Пушкин полагает, что не только народ зависит от воли монарха, но и правитель зависит от воли народа. Пушкин обращается к периоду Смутного времени, когда народ активно участвовал в общественной жизни государства. Главный герой трагедии не Борис, не Самозванец, а народ. Образ народа собирательный образ, народ показан действующим. Юродивый Николка осуждает царя-убийцу, мужик призывает «взять Борисова щенка». Даже там, где народ не действует, зрители слышат голос народа, т.к. бояре говорят о народе, о его мнении.
Народ, по Пушкину, темен, непросвещен, с трудом понимает смысл происходящих событий, оказывается игрушкой в руках государственных деятелей, но народ способен к бунту, предел терпению может наступить очень быстро. В народе зреет протест, молчание народа таит угрозу.
|
Жанр
| Роман в стихах
|
Тема
| Изображение жизни человека и общества России конца 10-х-начала 20-х гг. XIX века
|
Основная проблема
| Взаимоотношение человека и общества, влияние происходящих событий, изменяющихся обстоятельств на формирование характера человека
|
Конфликт
| Между личностью и средой
|
Герой
| Типичный представитель круга передовой дворянской молодежи
|
Особенности изображения человека в романе
| Эволюция характера под воздействием жизненных обстоятельств, «испытаний души»
|
Позиция автора
| Автор не отождествляется с героем, стремится максимально объективно изобразить происходящее
|
Особенности композиции
| Отсутствие традиционного начала, открытый финал, наличие лирических отступлений; любовный конфликт, традиционно центральный для романа начала XIX века, оказывается на втором плане
|