double arrow

Тематика и проблематика лирики А.С. Пушкина


Тема Особенности интерпретации Примеры
Тема вольно­сти (граждан­ская и полити­ческая лирика) Будучи сторонником просвещенной монархии, Пушкин выступает против «самовластья», ратуя за соблюдение законов и равенство перед ними как монарха, так и простолюдина. Пушкин выступает против рабства, за отмену крепостного права, за действительное установление политических свобод. Пушкин против бунта, «бессмыслен­ного и беспощадного», является сто­ронником эволюционного пути разви­тия. «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…» и др
Тема поэта и поэзии Пушкин трактует фигуру поэта как пророка, человека, которого Бог наде­лил знанием об истинной сущности бытия. С точки зрения Пушкина, поэт должен писать о «вечных проблемах»: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. («Поэт и толпа»). Поэт должен стремиться к гармонии, призывать к гуманности и милосер­дию. «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Осень», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный…» и др.
Тема любви и дружбы По Пушкину, истинная любовь и дружба одухотворяют и просветляют человеческую личность, приближают человека к обретению гармонии на земле. «Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Мадонна» и др.; «К Чаадаеву», «19 октября», «Во глубине сибирских руд…» и др.
Философская тематика (тема жизни и смерти, тема судьбы, тема вечных зако­нов бытия и др.) Для Пушкина-философа характерны окрашенные чувством светлой грусти размышления о закономерностях бы­тия, о смысле человеческой жизни, о влиянии судьбы на жизнь человека, о смерти и бессмертии, о всепобеж­дающей жизни. «Я помню чудное мгновенье…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посе­тил…», «Дар напрас­ный, дар случай­ный…», «Бесы», «Осень», «Из Пинде­монти» и др.

«Цыганы»

(1824)

Жанр романтическая поэма
Тема тема пути обретения свободы
Основная проблема взаимоотношения человека и общества
Конфликт Роковой неразрешимый конфликт между сильной личностью и обществом, который усложнен присутствием любовного кон­фликта. Начало конфликта - уход Алеко в табор. Причины ухода: Алеко недоволен жизнью в городе, где люди «торгуют волею своей»; «его преследует закон»; он любит цыганку Земфиру.
Герой Алеко - сильная личность, живущая страстями
Особенности изображения человека в романе Пушкин стремится создать романтический тип, избегая при этом социальной, исторической мотивации. Алеко - романти­ческий герой, стремящейся к обретению абсолютной свободы, наделен Пушкиным чертами своего современника, человека начала XIX века. Алеко два года провел в таборе, водил мед­ведя и пел песни, что явилось периодом проверки романтиче­ских идеалов. Однако Алеко стремится к воле только для себя, что проявилось в отношениях с Земфирой и молодым цыганом.
Позиция ав­тора Позиция Пушкина заключается в осуждении романтического индивидуализма, своеволия. Цыганская воля не может удов­летворить цивилизованного человека, она подобна воли птички, которая не вьет гнезда. Здесь те же измены, преступ­ления, трагические сломанные судьбы. Для Пушкина идеалом является общество, организованное на основе справедливых законов. Идеальный гражданин - тот, кто не только имеет права, но и выполняет возложенные на него обязанности.
Особенности композиции Пушкин изображает отдельные, наиболее яркие эпизоды из жизни своего персонажа. Важнейшую роль в поэме играют мо­нологи героев, в ткань поэмы вплетены песни, стилизованные под цыганские.

«Борис Годунов»

(1825)

Жанр Социально-политическая реалистическая трагедия
Тема Тема зреющего протеста против самодержавной власти, основанной на попрании непреходящих нравственных ценностей
Основные про­блемы проблема самодержавной власти; проблема народа; нравственная проблема «больной совести»
Конфликт Самодержавной власти и народа
Герой, особенности изо­бражения человека в романе Пушкин делает героями трагедии царей-преступников (Борис, Самозванец). Борис личность сложная, многогранная, он наделен большим умом. Борис стремился быть милостивым к народу, он человечен в своих страданиях, его совесть неспокойна. Пушкин сурово осуждает Бориса - он деспот, тиран, он отчужден от народа («передо мной они дрожали в страхе»). Пушкин показывает эволюцию самодержца. Самозванец - Гришка Отрепьев - многогранная личность: его отличают ясность ума, энергия, находчивость, но им совершена цепь преступлений ( для того, чтобы взойти на престол, он опирается на внешнего врага – поляков). Пушкин демонстрирует, что между народом и самодержавием – пропасть, самодержавие запятнано преступлениями.
Образ народа Пушкин полагает, что не только народ зависит от воли монарха, но и правитель зависит от воли народа. Пушкин обращается к периоду Смутного времени, когда народ активно участвовал в общественной жизни государства. Главный герой трагедии не Борис, не Самозванец, а народ. Образ народа собирательный образ, народ показан действующим. Юродивый Николка осуждает царя-убийцу, мужик призывает «взять Борисова щенка». Даже там, где народ не действует, зрители слышат голос народа, т.к. бояре говорят о народе, о его мнении. Народ, по Пушкину, темен, непросвещен, с трудом понимает смысл происходящих событий, оказывается игрушкой в руках государственных деятелей, но народ способен к бунту, предел терпению может наступить очень быстро. В народе зреет протест, молчание народа таит угрозу.

«Евгений Онегин»

Жанр Роман в стихах
Тема Изображение жизни человека и общества России конца 10-х-начала 20-х гг. XIX века
Основная про­блема Взаимоотношение человека и общества, влияние проис­ходящих событий, изменяющихся обстоятельств на формирование характера человека
Конфликт Между личностью и средой
Герой Типичный представитель круга передовой дворянской молодежи
Особенности изо­бражения человека в романе Эволюция характера под воздействием жизненных об­стоятельств, «испытаний души»
Позиция автора Автор не отождествляется с героем, стремится макси­мально объективно изобразить происходящее
Особенности ком­позиции Отсутствие традиционного начала, открытый финал, на­личие лирических отступлений; любовный конфликт, традиционно центральный для романа начала XIX века, оказывается на втором плане

Сейчас читают про: