double arrow

Роман «Евгений Онегин» как реалистический роман


1) Равноправие всех изображаемых сфер жизни - высокое и низкое на­ходит отражение в романе, т.к. они одинаково достойны изображения.

Например, на страницах романа находит место и описание безделушек, украшаю­щих кабинет Онегина, и размышления о государственной власти, свободе, оценка совре­менного состояния общества.

2) Обусловленность образов конкретной социальной средой.

Например, черты характера Татьяны во многом объясняются тем, что ее семья при­надлежит к поместному дворянству. Жизнь в деревне на лоне природы, среди крепостных крестьян открывает для нее мир народной культуры. Подобные черты не могли сформиро­ваться у барышни, живущей в Петербурге.

3) Обусловленность образов конкретной исторической эпохой.

Например, Онегин как человек конца 10 – начала 20-х годов XIX века разочарован в современной действительности, как молодой европеец начала XIX века восхищается Напо­леоном, представляющимся идеалом личности.

4) Обусловленность образов набором индивидуально-личностных черт

Например, день Евгения Онегина, описанный Пушкиным, - это типичный день множе­ства светских молодых людей того времени. Но если подавляющее большинство продол­жало вести подобный образ жизни и получать от этого максимум удовольствий, то только отдельные, обладающие особым характером, особым складом ума, особой душевной орга­низацией, начинают испытывать чувство неудовлетворенности такой жизнью.

5) Всестороннее изображение характера - каждый персонаж в изобра­жении Пушкина предстает как сложная, многогранная личность, неподдаю­щаяся однолинейной трактовке.

Примером этому может служить целый ряд вариантов возможного развития судьбы Ленского.

6) Эволюция характера персонажа - в отличие от героев произведений классицизма или романтизма герои романа Пушкина претерпевают эволю­цию, меняются под воздействием обстоятельств жизни

7) Объективация образа автора - в отличие от произведений класси­цизма и романтизма образ героя не тождественен образу автора. Автор, как и герой, имеет свой характер, свою судьбу.

8) Народность - адекватное отражение в художественном произведе­нии народного миросозерцания, проблем, существенных для жизни народа, разрешение которых способствует развитию лучших человеческих качеств; привлечение элементов фольклорной поэтики.

9) Историзм - не формальное обращение к исторической теме, эпохе, прошлому страны, а попытка понять причины и закономерности историче­ского развития.

«Пиковая дама»

(1833)

Жанр Повесть
Тема Изображение человека в современном обществе
Основная проблема 1) судьба русского дворянство после восстания декабристов 14 декабря 1825 2) трагическая судьба романтического героя, воплощенная в образе Германа
Конфликт Между сильной, неординарной личностью и обществом
Герой, осо­бенности изображения человека в романе В повести происходит переосмысление типа романтического героя. С одной стороны, Германн наделен традиционными чертами романтического персонажа, с другой, - проявляет качества, присущие человеку, живущему в России 1830-х годов. Германн одержим жаждой богатства, т.к. он мечтает возвы­ситься в мире, где огромное значение имеет происхождение, принадлежность к родовой аристократии. Огромное богатство, с точки зрения Германна, вознесет его так высоко, в такие за­облачные пределы, где уже не будет иметь значение факт его незнатного происхождения («Расчет, умеренность и трудолюбие – вот 3 мои верные карты», «вот что утроит и усемирит мой капитал»). После ряда преступлений Германна возникает сравнение этого персонажа с Наполеоном, т.к. Германн, как и Наполеон, одержим фанатичным желанием возвыситься над людьми и готов ради этого пойти на что угодно.
Позиция ав­тора Пушкин показал не только социально-мировоззренческую ос­нову философии жизни Германна, но и его личную вину, кото­рая проявлялась в последовательном предательстве своей человеческой природы. Погоня Германна за тайной трех карт – безумство. Мир, развративший Германна и убивший в нем личность, также безумен.
Особенности поэтики Поэтика основана на символических образах, символических ситуациях, символических обобщениях (карточная игра сим­волизирует рок, судьбу; бессмысленное, праздное времяпре­провождение; отношение к жизни как к игре, символические образы Парижа и Петербурга позволяют провести параллель между современным состоянием русской аристократии и французской аристократией перед Великой французской ре­волюцией). Кольцевая композиция. Эпилог, свидетельствую­щий о том, что жизнь развивается по прежним законам.

«Капитанская дочка»






(1836)

Жанр Часто определяется как повесть (однако многие известные пушкинисты настаивают на том, что «Капитанская дочка» - ро­ман)
Тема Изображение событий частной жизни юного дворянина Пет­руши Гринева и значительных событий в истории Русского го­сударства
Основные проблемы Проблема становление личности молодого человека, разре­шаемая на фоне масштабных исторических событий – народ­ного восстания под руководством Емельяна Пугачева; про­блема чести и бесчестия; проблема милости; проблема диа­лектики добра и зла.
Герой, осо­бенности изображения человека в романе Образ Петруши Гринева – типичный образ молодого русского дворянина последней трети XVIII века, при этом он обуслов­лен социальной средой, исторической эпохой и индивидуаль­ными чертами характера. Пушкин постоянно помещает своего героя в ситуацию выбора, с одной стороны, позволяя ему про­явить различные, подчас неожиданные стороны его личности, с другой, - подчеркнуть эволюцию характера Гринева.
Позиция ав­тора Пушкин впервые указал на закономерность народного восстания, указал на те социальные силы, которые в нем участвовали, показал неоднозначность фигуры Пугачева. Проблема добра и зла переведена в философский план: в ситуации народного восстания нет победителей и побежденных, проигрывают все («Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). Злу может противостоять только милосердие и добро (по отношению к Гриневу милосердие проявляют непримиримые противники: Пугачев и Екатерина II).
Особенности композиции В структуру произведения органично включаются фольклорные элементы (сказка, песня и др.) Выстраивание системы образов во многом связано с реализацией принципа антитезы: Гринев – Швабрин, Екатерина II – Пугачев.
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7