1) Равноправие всех изображаемых сфер жизни - высокое и низкое находит отражение в романе, т.к. они одинаково достойны изображения.
Например, на страницах романа находит место и описание безделушек, украшающих кабинет Онегина, и размышления о государственной власти, свободе, оценка современного состояния общества.
2) Обусловленность образов конкретной социальной средой.
Например, черты характера Татьяны во многом объясняются тем, что ее семья принадлежит к поместному дворянству. Жизнь в деревне на лоне природы, среди крепостных крестьян открывает для нее мир народной культуры. Подобные черты не могли сформироваться у барышни, живущей в Петербурге.
3) Обусловленность образов конкретной исторической эпохой.
Например, Онегин как человек конца 10 – начала 20-х годов XIX века разочарован в современной действительности, как молодой европеец начала XIX века восхищается Наполеоном, представляющимся идеалом личности.
4) Обусловленность образов набором индивидуально-личностных черт
|
|
Например, день Евгения Онегина, описанный Пушкиным, - это типичный день множества светских молодых людей того времени. Но если подавляющее большинство продолжало вести подобный образ жизни и получать от этого максимум удовольствий, то только отдельные, обладающие особым характером, особым складом ума, особой душевной организацией, начинают испытывать чувство неудовлетворенности такой жизнью.
5) Всестороннее изображение характера - каждый персонаж в изображении Пушкина предстает как сложная, многогранная личность, неподдающаяся однолинейной трактовке.
Примером этому может служить целый ряд вариантов возможного развития судьбы Ленского.
6) Эволюция характера персонажа - в отличие от героев произведений классицизма или романтизма герои романа Пушкина претерпевают эволюцию, меняются под воздействием обстоятельств жизни
7) Объективация образа автора - в отличие от произведений классицизма и романтизма образ героя не тождественен образу автора. Автор, как и герой, имеет свой характер, свою судьбу.
8) Народность - адекватное отражение в художественном произведении народного миросозерцания, проблем, существенных для жизни народа, разрешение которых способствует развитию лучших человеческих качеств; привлечение элементов фольклорной поэтики.
9) Историзм - не формальное обращение к исторической теме, эпохе, прошлому страны, а попытка понять причины и закономерности исторического развития.
«Пиковая дама»
(1833)
Жанр | Повесть |
Тема | Изображение человека в современном обществе |
Основная проблема | 1) судьба русского дворянство после восстания декабристов 14 декабря 1825 2) трагическая судьба романтического героя, воплощенная в образе Германа |
Конфликт | Между сильной, неординарной личностью и обществом |
Герой, особенности изображения человека в романе | В повести происходит переосмысление типа романтического героя. С одной стороны, Германн наделен традиционными чертами романтического персонажа, с другой, - проявляет качества, присущие человеку, живущему в России 1830-х годов. Германн одержим жаждой богатства, т.к. он мечтает возвыситься в мире, где огромное значение имеет происхождение, принадлежность к родовой аристократии. Огромное богатство, с точки зрения Германна, вознесет его так высоко, в такие заоблачные пределы, где уже не будет иметь значение факт его незнатного происхождения («Расчет, умеренность и трудолюбие – вот 3 мои верные карты», «вот что утроит и усемирит мой капитал»). После ряда преступлений Германна возникает сравнение этого персонажа с Наполеоном, т.к. Германн, как и Наполеон, одержим фанатичным желанием возвыситься над людьми и готов ради этого пойти на что угодно. |
Позиция автора | Пушкин показал не только социально-мировоззренческую основу философии жизни Германна, но и его личную вину, которая проявлялась в последовательном предательстве своей человеческой природы. Погоня Германна за тайной трех карт – безумство. Мир, развративший Германна и убивший в нем личность, также безумен. |
Особенности поэтики | Поэтика основана на символических образах, символических ситуациях, символических обобщениях (карточная игра символизирует рок, судьбу; бессмысленное, праздное времяпрепровождение; отношение к жизни как к игре, символические образы Парижа и Петербурга позволяют провести параллель между современным состоянием русской аристократии и французской аристократией перед Великой французской революцией). Кольцевая композиция. Эпилог, свидетельствующий о том, что жизнь развивается по прежним законам. |
«Капитанская дочка»
|
|
(1836)
Жанр | Часто определяется как повесть (однако многие известные пушкинисты настаивают на том, что «Капитанская дочка» - роман) |
Тема | Изображение событий частной жизни юного дворянина Петруши Гринева и значительных событий в истории Русского государства |
Основные проблемы | Проблема становление личности молодого человека, разрешаемая на фоне масштабных исторических событий – народного восстания под руководством Емельяна Пугачева; проблема чести и бесчестия; проблема милости; проблема диалектики добра и зла. |
Герой, особенности изображения человека в романе | Образ Петруши Гринева – типичный образ молодого русского дворянина последней трети XVIII века, при этом он обусловлен социальной средой, исторической эпохой и индивидуальными чертами характера. Пушкин постоянно помещает своего героя в ситуацию выбора, с одной стороны, позволяя ему проявить различные, подчас неожиданные стороны его личности, с другой, - подчеркнуть эволюцию характера Гринева. |
Позиция автора | Пушкин впервые указал на закономерность народного восстания, указал на те социальные силы, которые в нем участвовали, показал неоднозначность фигуры Пугачева. Проблема добра и зла переведена в философский план: в ситуации народного восстания нет победителей и побежденных, проигрывают все («Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). Злу может противостоять только милосердие и добро (по отношению к Гриневу милосердие проявляют непримиримые противники: Пугачев и Екатерина II). |
Особенности композиции | В структуру произведения органично включаются фольклорные элементы (сказка, песня и др.) Выстраивание системы образов во многом связано с реализацией принципа антитезы: Гринев – Швабрин, Екатерина II – Пугачев. |