Путь Печорина
Порядок повестей в соответствии с хронологией жизни героя (реально-хронологическая, фабульная последовательность)
| Расположение повестей в романе (сюжетная последовательность)
|
«Тамань»
| «Бэла»
|
«Княжна Мери»
| «Максим Максимыч»
|
«Бэла» (начало)
| Журнал Печорина. Предисловие
|
«Фаталист»
| «Тамань»
|
«Бэла» (окончание)
| «Княжна Мери»
|
«Максим Максимыч»
| «Фаталист»
|
«Тамань»
| Печорину еще интересен окружающий мир, он способен подчиняться импульсивным душевным порывам (вспыхнувший интерес к молодой красавице, желание проникнуть у тайну необычных событий); Печорин готов к активному действию, пусть даже это «действие пустое»; Печорин еще верит, что счастье, связанное с обретением смысла жизни, возможно для него.
|
«Княжна Мери»
| За маской холодного и равнодушного человека, которую избрал для себя Печорин, скрывается чуткая душа и сердце, жаждущее любви. Печорин осознает, что проявление истинных чувств не уместно в том обществе, в котором он живет. Не имея возможности реализовать свои устремления в жизни и чувствуя при этом свое превосходство над окружением, он выбирает роль вершителя чужих судеб, но это не приносит ему ни удовлетворения, ни счастья: заставляя страдать других, он страдает сам.
|
«Бэла»
| Печорин еще стремится к обретению душевной гармонии, ради чего он готов к действию. Но Печорин – натура противоречивая, в нем уживаются сила характера, упорство, настойчивость в достижении цели, благородство и неспособность к постоянству, нежелание пожертвовать своими прихотями ради другого человека.
|
«Фаталист»
| События внешнего мира все еще продолжают интересовать Печорина, но он уже не верит в возможность личностного воздействия на них: человек не в силах изменить обстоятельства, так как изменить уготованную каждому судьбу невозможно. Но в печоринской трактовке фатализма звучит романтическая идея свободы действия, возможной и необходимой для каждой личности: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».
|
«Максим Максимыч»
| Завершение дороги, итог жизненного пути Печорина: полное равнодушие к жизни, к людям, к собственной судьбе. Печорин не обретает понимания цели и назначения своей жизни, т.е. не находит верного пути, а теряет себя. Ему некуда и незачем дальше идти, поэтому единственным выходом для героя является смерть.
|
«Герой нашего времени»