| «Тамань» | Печорину еще интересен окружающий мир, он способен подчиняться импульсивным душевным порывам (вспыхнувший интерес к молодой красавице, желание проникнуть у тайну необычных событий); Печорин готов к активному действию, пусть даже это «действие пустое»; Печорин еще верит, что счастье, связанное с обретением смысла жизни, возможно для него. |
| «Княжна Мери» | За маской холодного и равнодушного человека, которую избрал для себя Печорин, скрывается чуткая душа и сердце, жаждущее любви. Печорин осознает, что проявление истинных чувств не уместно в том обществе, в котором он живет. Не имея возможности реализовать свои устремления в жизни и чувствуя при этом свое превосходство над окружением, он выбирает роль вершителя чужих судеб, но это не приносит ему ни удовлетворения, ни счастья: заставляя страдать других, он страдает сам. |
| «Бэла» | Печорин еще стремится к обретению душевной гармонии, ради чего он готов к действию. Но Печорин – натура противоречивая, в нем уживаются сила характера, упорство, настойчивость в достижении цели, благородство и неспособность к постоянству, нежелание пожертвовать своими прихотями ради другого человека. |
| «Фаталист» | События внешнего мира все еще продолжают интересовать Печорина, но он уже не верит в возможность личностного воздействия на них: человек не в силах изменить обстоятельства, так как изменить уготованную каждому судьбу невозможно. Но в печоринской трактовке фатализма звучит романтическая идея свободы действия, возможной и необходимой для каждой личности: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». |
| «Максим Максимыч» | Завершение дороги, итог жизненного пути Печорина: полное равнодушие к жизни, к людям, к собственной судьбе. Печорин не обретает понимания цели и назначения своей жизни, т.е. не находит верного пути, а теряет себя. Ему некуда и незачем дальше идти, поэтому единственным выходом для героя является смерть. |