Тематика и проблематика творчества Н.В. Гоголя

Период Тематика и проблематика, особенности поэтики произведения
Раннее твор­чество; пе­риод роман­тизма Тема вторжения в жизнь людей де­монического начала и борьба с ним. Трагическое соседство жизни и смерти. Веселый, легкий, светлый смех Гоголя утверждает жизнь. Смех переносит че­ловека в бессмертие. «Вечера на хуторе…» - романтиче­ские произведения, так как в них Гоголь обращается к фольклору; его герой из народа - яркая, сильная личность; вы­ражено обращение к фантастике; посто­янно присутствует романтическая иро­ния. «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь, или Утоплен­ница», «Ночь пе­ред Рождеством» и др.)
Творчество середины 1830- начала 1840-х годов Происходит переосмысление традици­онных романтических конфликтов, из­менение типажа персонажей: на первый план выступила чиновничья и мелкопо­местная среда; Гоголь сосредоточил внимание на мелких заботах и пробле­мах повседневного быта. Разрыв между «мечтой» и «действительностью» - одна из основных тем этого периода. «Миргород», «Пе­тербургские по­вести», «Ревизор»
Период творческой зрелости (1840-1850-е годы) Нравственная проблематика выдвига­ется на первый план. С точки зрения Го­голя, для того, чтобы изменить социаль­ную ситуацию в государстве, необхо­димо духовное возрождение каждого отдельного человека на основе христи­анских ценностей «Выбранные места из пере­писки с друзь­ями», «Мертвые души»

«Ревизор»

(1836)

Жанр Комедия
Тема Изображение пороков современного общества
Основная про­блема Проблема нравственного несовершенства современного общества, влекущего за собой порочность социальных отношений
Движущая сила Страх
Герой, особенно­сти изо­бражения человека в романе Хлестаков в пьесе – центр ситуации, но центр не на­стоящий, а как бы заменяющий настоящий. Хлестаков стоит во главе действия, но сам является игрушкой в данной ситуации.
Образ города Город в комедии выполнял роль модели общества. Го­род у Гоголя жестко иерархичен: «гражданство», «купе­чество», чиновники, городские помещики, во главе – го­родничий. Женская половина также подразделяется по рангам.
Положительный герой комедии Смех  
Позиция автора Комедия имела программный характер; программа, оп­ределявшая поэтику и содержание пьесы, выдвигала на первый план воспитательные. Гоголь хотел преподнести публике «живой, полезный урок», что предопределило универсальный масштаб художественных обобщений. Неслучайно комедии предпослан эпиграф «Неча на зер­кало пенять, коли рожа крива».

«Мертвые души»

(1842)

Жанр: поэма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: