Период | Тематика и проблематика, особенности поэтики | произведения |
Раннее творчество; период романтизма | Тема вторжения в жизнь людей демонического начала и борьба с ним. Трагическое соседство жизни и смерти. Веселый, легкий, светлый смех Гоголя утверждает жизнь. Смех переносит человека в бессмертие. «Вечера на хуторе…» - романтические произведения, так как в них Гоголь обращается к фольклору; его герой из народа - яркая, сильная личность; выражено обращение к фантастике; постоянно присутствует романтическая ирония. | «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и др.) |
Творчество середины 1830- начала 1840-х годов | Происходит переосмысление традиционных романтических конфликтов, изменение типажа персонажей: на первый план выступила чиновничья и мелкопоместная среда; Гоголь сосредоточил внимание на мелких заботах и проблемах повседневного быта. Разрыв между «мечтой» и «действительностью» - одна из основных тем этого периода. | «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор» |
Период творческой зрелости (1840-1850-е годы) | Нравственная проблематика выдвигается на первый план. С точки зрения Гоголя, для того, чтобы изменить социальную ситуацию в государстве, необходимо духовное возрождение каждого отдельного человека на основе христианских ценностей | «Выбранные места из переписки с друзьями», «Мертвые души» |
«Ревизор»
|
|
(1836)
Жанр | Комедия |
Тема | Изображение пороков современного общества |
Основная проблема | Проблема нравственного несовершенства современного общества, влекущего за собой порочность социальных отношений |
Движущая сила | Страх |
Герой, особенности изображения человека в романе | Хлестаков в пьесе – центр ситуации, но центр не настоящий, а как бы заменяющий настоящий. Хлестаков стоит во главе действия, но сам является игрушкой в данной ситуации. |
Образ города | Город в комедии выполнял роль модели общества. Город у Гоголя жестко иерархичен: «гражданство», «купечество», чиновники, городские помещики, во главе – городничий. Женская половина также подразделяется по рангам. |
Положительный герой комедии | Смех |
Позиция автора | Комедия имела программный характер; программа, определявшая поэтику и содержание пьесы, выдвигала на первый план воспитательные. Гоголь хотел преподнести публике «живой, полезный урок», что предопределило универсальный масштаб художественных обобщений. Неслучайно комедии предпослан эпиграф «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». |
«Мертвые души»
(1842)
Жанр: поэма